Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2013 № А65-27105/2011

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2013 № А65-27105/2011

Обязательное указание реквизитов и иных индивидуализирующих признаков истребуемых документов предусмотрено приказом № ММ 3-06/338@. При этом закон не содержит указания на обязанность налогового органа подтвердить факт проведения налоговой проверки при истребовании у контрагента документов по взаимоотношениям с налогоплательщиком, в отношении которого такая проверка проводится.

09.06.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2013 г. по делу № А65-27105/2011

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,

при участии представителей:

заявителя - Далидан О.А., доверенность от 09.01.2013 № 2,

ответчика - Хусаинова Т.З., доверенность от 12.01.2012 № 2.2-0-10/00139,

в отсутствие:

третьего лица - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод", г. Набережные Челны (ИНН 1650079031, ОГРН 1021602010913)

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2012 (судья Гасимов К.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.)

по делу № А65-27105/2011

по заявлению открытого акционерного общества "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод", г. Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,

третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, г. Астрахань,

установил:

открытое акционерное общество "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод" (далее - ОАО "Челны Холод", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция по КНП) от 19.10.2011 № 20 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области (далее - инспекция № 6).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные отменить, и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, инспекция № 6 направила в инспекцию по КНП поручение от 18.08.2011 № 8210 об истребовании у ОАО "Челны Холод" документов (информации) по взаимоотношениям с индивидуальным предпринимателем Хабибуллиным Ш.А. (в том числе счета-фактуры, книгу продаж (выписка по индивидуальному предпринимателю Хабибуллину Ш.А.), товарную накладную, накладную на отпуск товара и товарно-транспортную накладную за период с 01.01.2011 по 30.06.2011).

Во исполнение поручения налоговый орган выставил ОАО "Челны Холод" требование от 22.08.2011 № 2.8-0-08/13495 о представлении документов (информации). Срок исполнения требования - в течение 5 дней со дня его получения. К требованию приложена копия поручения от 18.08.2011 № 8210.

Письмом от 31.08.2011 № 533 ОАО "Челны Холод" представило в налоговый орган только копии счетов-фактур и выписку из книги продаж, а также просило уточнить реквизиты документов, указанных в пунктах 23 - 25 требования (товарная накладная, накладная на отпуск товара и товарно-транспортная накладная за период с 01.01.2011 по 30.06.2011).

Налоговый орган, расценив данное письмо ОАО "Челны Холод" как неисполнение требования о представлении документов в полном объеме, принял решение от 19.10.2011 № 20, которым привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 5000 руб.

Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд.

Суды предыдущих инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявления при новом рассмотрении дела, правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Согласно пункту 4 статьи 93.1 Кодекса в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (пункт 5 статьи 93.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Как видно из материалов дела, требование от 22.08.2011 № 2.8-0-08/13495 о представлении документов ОАО "Челны Холод" в установленный срок исполнило частично. Доказательств направления в налоговый орган сообщения о невозможности представления документов либо ходатайства о продлении срока представления документов общество не представило.

Довод ОАО "Челны Холод" о том, что требование о представлении документов составлено с нарушением положений статьи 93.1 НК РФ и Приказа Федеральной налоговой службы России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (далее - Приказ № ММ-3-06/338@), так как не содержит реквизиты истребуемых документов и указание на мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), правомерно отклонен в силу следующего.

В требовании от 22.08.2011 № 2.8-0-08/13495 указано, что документы запрашиваются в связи с проведением камеральной налоговой проверки.

Кроме того, из буквального прочтения и толкования статьи 93.1 НК РФ следует, что сведения, позволяющие идентифицировать сделку, и мероприятия налогового контроля указываются в поручении, направляемом налоговым органом в другой налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуется информация. Указание в тексте требования о представлении документов такой информации НК РФ не предусмотрено.

Обязательное указание реквизитов и иных индивидуализирующих признаков истребуемых документов предусмотрено Приказом № ММ 3-06/338@.

При этом закон не содержит указания на обязанность налогового органа подтвердить факт проведения налоговой проверки при истребовании у контрагента документов по взаимоотношениям с налогоплательщиком, в отношении которого такая проверка проводится.

При указании в требовании о представлении документов наименования первичных учетных документов и налогового периода, к которому они относятся, такое требование является определенным и обязательным для исполнения лицом, которому оно адресовано.

Содержание поручения от 18.08.2011 № 8210 об истребовании документов (информации) и требования от 22.08.2011 № 2.8-0-08/13495 о предоставлении документов (информации) позволяет установить, какие конкретно товарные накладные, накладные на отпуск товара и товарно-транспортные накладные по взаимоотношениям с индивидуальным предпринимателем Хабибуллиным Ш.А. обществу необходимо было представить в налоговый орган.

Таким образом, ОАО "Челны Холод" имело реальную возможность представить документы, указанные в требовании от 22.08.2011 № 2.8-0-08/13495, в полном объеме.

Кроме того, судами учтено, что обществом в настоящее время исполняются аналогичные требования о предоставлении документов с указанием таких же реквизитов.

Таким образом, действия ОАО "Челны Холод" образуют состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу № А65-27105/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи

Ф.Г.ГАРИПОВА

О.В.ЛОГИНОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок