Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.12.2012 г. № А32-34769/2011

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.12.2012 г. № А32-34769/2011

Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что из системного толкования п. 1, 4, 5, 7 ст. 78 НК РФ при отсутствии в заявлении налогоплательщика указания на период образования переплаты, подлежащей зачету (возврату), налоговый орган обязан произвести зачет переплат в пределах трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.

02.01.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.12.2012 г. № А32-34769/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) - Строканева А.В. (доверенность от 11.12.2011), Москалевой В.В. (доверенность от 10.01.2012), Кузьма Ю.В. (доверенность от 10.01.2012), Кутьиной С.А. (доверенность от 10.01.2012), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Щербины В.А. (доверенность от 03.02.2011), Тищенко К.А. (доверенность от 24.09.2012), Котельниковой О.Л. (доверенность от 24.05.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 мая 2012 года (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 года (судьи Стрекачев А.Н., Винокур И.Г., Сулименко Н.В.) по делу N А32-34769/2011, установил следующее.

ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решений об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 01.06.2011 N 105, от 07.07.2011 N 138, от 15.08.2011 N 157, осуществлении возврата акциза на природный газ в сумме 205 836 рублей 50 копеек, понуждении инспекции возвратить на расчетный счет общества переплату по акцизу на природный газ в сумме 205 836 рублей 50 копеек, взыскании с налогового органа в пользу общества процентов в сумме 6509 рублей 58 копеек (уточненные требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 11 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что общество 27.10.2008 уплатило спорный акциз в сумме 205 836 рублей 50 копеек платежным поручением N 9571, соответственно, трехлетний срок подачи заявления о возврате налога истек 27.10.2011. Налогоплательщик подал заявления в инспекцию в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Инспекция неправомерно отказала обществу в удовлетворении заявлений со ссылкой на пропуск трехлетнего срока.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 5 сентября 2012 года ходатайство общества об отказе от части заявленных требований удовлетворил, отменил решение суда от 11.05.2012 в части взыскания с инспекции 6509 рублей 58 копеек процентов и 1247 рублей 87 копеек государственной пошлины, в данной части производство по делу прекратил. В остальной части решение от 11 мая 2012 года оставил в силе. Суд апелляционной инстанции поддержал вывод о том, что спорный налог в сумме 205 836 рублей 50 копеек общество уплатило 27.10.2008. Доводы инспекции, опровергающие данный вывод, суд отклонил, указав, что при зачете переплаты в сумме 39 млн рублей на основании решения инспекции от 16.07.2010 N 216 спорная сумма акциза не зачтена. При отсутствии в заявлении налогоплательщика о возврате (зачете) переплаты периодов образования данной переплаты налоговый орган обязан произвести возврат (зачет) сначала более ранней переплаты в пределах трехлетнего срока.

В кассационной жалобе инспекция просит решение от 11 мая 2012 года и постановление от 5 сентября 2012 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о зачете спорной суммы переплаты с нарушением трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Кодекса. Инспекция решением от 16.07.2010 N 216 произвела зачет переплаты общества, образовавшейся в 2008 году в пределах заявленной суммы, составившей 39 млн рублей. Налоговый орган не мог осуществить повторный зачет 205 836 рублей 50 копеек.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители налоговой службы и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество, являющееся поставщиком газа конечным потребителям, исчисляло и уплачивало акциз с реализации природного газа, добытого до 01.01.2004, что было предусмотрено Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ).

На основании абзаца 8 статьи 9 Закона N 117-ФЗ из числа подакцизных товаров был исключен природный газ. Названная норма вступила в силу с 01.01.2004 (статья 10 Закона N 117-ФЗ). Однако статья 8 указанного Закона установила, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу данного Закона. Действовавшее на тот период времени законодательство предусматривало обязанность налогоплательщика увеличивать налоговую базу по акцизу на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

В договорах поставки природного газа, заключенных ООО "Краснодаррегионгаз" (в 2008 году переименовано в ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар") и ООО "Межрегионгаз" (поставщик), было установлено следующее. В случае, если поставка газа осуществляется из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004, поставщик в оперативном порядке доводит до общества информацию об объемах и виде газа (природный, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.) путем направления писем или факсограмм с обязательным подтверждением о получении. Стороны оформляют дополнительное соглашение с указанием вида газа и разбивкой по категории потребителей (пункт 2.4). В случае, если поставка газа осуществлялась из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004, стороны отражают объемы этого газа в сводном акте сдачи-приемки газа отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа и ОТС (пункт 3.11; акт подписывается сторонами в последний день месяца, в котором поставлялся газ). В случае, если поставка газа осуществляется из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004, цены на газ устанавливаются в дополнительных соглашениях (пункт 5.1).

В свою очередь общество заключало с потребителями договоры поставки газа на условиях предоплаты. В соответствии с ними покупатель обязан в срок до 25-го числа месяца, предшествующего месяцу поставки, произвести 100-процентный авансовый платеж за планируемый месячный объем потребления газа.

В целях исключения возможной недоплаты акциза в бюджет все поступившие от покупателей авансовые платежи общество квалифицировало как предоплату поставок подакцизного газа.

Фактически, как выяснялось по окончании месяца, при уменьшении или отсутствии поставки налогоплательщику подакцизного природного газа общество поставляло потребителям безакцизный природный газ.

Налогоплательщик излишне уплатил в бюджет суммы акциза, исчисленные с полученных от потребителей авансов. При этом зачет указанных переплаченных в бюджет сумм акциза стал невозможным после исчерпания в 2008 году запасов природного газа, добытого до 01.01.2004.

Налогоплательщик произвел корректировку налоговой базы по акцизу.

В результате проведенного обществом перерасчета установлено, что сумма излишне уплаченного в 2008 году акциза составила 39 350 592 рубля 50 копеек.

Налогоплательщик 28.07.2010 произвел сверку расчетов по акцизу на природный газ и установил переплату 39 350 592 рублей 50 копеек по налогу и пеней 59 рублей 79 копеек.

Решением налоговой инспекции от 16.07.2010 N 416 на основании заявления общества произведен зачет акциза на природный газ в сумме 39 млн рублей в счет уплаты НДС.

Общество 19.05.2011 подало в инспекцию заявление N 25 - 06.3 - 11/2977 с просьбой вернуть акциз на природный газ на расчетный счет в сумме 205 836 рублей 50 копеек.

Налоговый орган решением от 01.06.2011 N 105 на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса отказал в осуществлении возврата, поскольку заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.

Общество 23.06.2011 подало в инспекцию заявление N 25 - 06.3 - 11/3607 с просьбой зачесть акциз на природный газ в сумме 205 836 рублей 50 копеек в счет уплаты НДС.

Налоговый орган решением от 07.07.2011 N 138 на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса отказал в осуществлении возврата, поскольку заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.

Общество 01.08.2011 подало в инспекцию заявление N 25 - 06.3 - 11/4434 с просьбой зачесть акциз на природный газ в сумме 205 836 рублей 50 копеек в счет уплаты НДС.

Налоговый орган решением от 15.08.2011 N 157 на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса отказал в осуществлении возврата, поскольку заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.

Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса).

В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса эта норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства.

В кассационной жалобе инспекция указывает, что общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) спорной суммы переплаты с нарушением трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Кодекса. Инспекция решением от 16.07.2010 N 216 произвела зачет переплат общества за 2008 год в пределах заявленной суммы, составившей 39 млн рублей. Налоговый орган не мог осуществить повторный зачет 205 836 рублей 50 копеек.

Вместе с тем суды установили, что общество платежным поручением от 27.10.2008 N 9571 уплатило акциз на природный газ в сумме 8 млн рублей, в том числе 205 836 рублей 50 копеек, по которым не произведен зачет акциза на природный газ решением налоговой инспекции от 16.07.2010 N 416. Указанная переплата по акцизу на природный газ подтверждается актом совместной сверки расчетов от 06.07.2011.

Таким образом, налоговый орган в кассационной жалобе оспаривает вывод судов о фактических обстоятельствах дела, а именно о том, что решением от 16.07.2010 N 416 не произведен зачет суммы 205 836 рублей 50 копеек. Налоговый орган обращает внимание на то, что так как в заявлении общества не было указано, за какие периоды необходимо осуществить зачет переплаты, инспекция решением от 16.07.2010 N 416 осуществила зачет сначала переплат, возникших в более поздние периоды, а впоследствии - в более ранние, в рамках трехлетнего срока.

Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что из системного толкования пунктов 1, 4, 5, 7 статьи 78 Кодекса при отсутствии в заявлении налогоплательщика указания на период образования переплаты, подлежащей зачету (возврату), налоговый орган обязан произвести зачет переплат в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса. При этом в первую очередь подлежат зачету (возврату) переплаты, образовавшиеся в более ранние периоды (например, переплаты за январь 2008 года, потом переплаты за февраль 2008 года и т.д.).

Указанное наиболее полно позволяет налогоплательщику реализовать свое право на зачет (возврат) переплаты в пределах сроков, установленных статьей 78 Кодекса.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 мая 2012 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 года по делу N А32-34769/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.МАЦКО

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Л.А.ТРИФОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок