
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 11.10.2012 г. № Ф09-9579/12
Постановление ФАС Уральского округа от 11.10.2012 г. № Ф09-9579/12
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из пропуска фондом срока для обращения в суд за принудительным взысканием с администрации пени. При этом апелляционный суд указал на то, что к названным правоотношениям должны быть применены положения Федерального закона № 212-ФЗ, а не Налогового кодекса Российской Федерации.
31.10.2012Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11.10.2012 г. № Ф09-9579/12
Дело N А71-3939/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ИНН: 1833002893, ОГРН: 1021801507518; далее - фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.04.2012 по делу N А71-3939/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Фондом и администрацией муниципального образования "Каракулинский район" (ИНН: 181000010, ОГРН: 1021800857242; далее - администрация) заявлены ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. Названные ходатайства судом кассационной инстанции удовлетворены.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с администрации 10 469 руб. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2004 г. за период с 01.01.2010 по 29.12.2010.
Решением суда от 11.04.2012 (судья Иютина О.В.) в удовлетворении заявления фонда отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Савельева Н.М., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о необходимости применения к данным правоотношениям порядка исчисления сроков, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, фондом проведена проверка деятельности администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2004 г.
По результатам проверки фондом установлено наличие у администрации задолженности за 2004 г. по указанным взносам в сумме 108 000 руб.
На основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.11.2005 по делу А71-363/2005-Г14 с администрации взыскана задолженность в сумме 108 000 руб.
В связи с несвоевременным перечислением администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 108 000 руб. фондом начислены пени за период с 01.01.2010 по 29.12.2010 в размере 10 469 руб.
В адрес администрации направлено требование от 13.09.2011 N 3 об уплате пени с установлением срока добровольной уплаты до 01.10.2011.
Поскольку требование от 13.09.2011 N 3 администрацией в добровольном порядке не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из пропуска фондом срока для обращения в суд за принудительным взысканием с администрации пени, начисленной за период с 01.01.2010 по 29.12.2010.
При этом апелляционный суд указал на то, что к названным правоотношениям должны быть применены положения Закона N 212-ФЗ, а не Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку сроки, установленные названным нормативным актом, фондом также пропущены, апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Выводы апелляционного суда являются правильными основанными на материалах дела и соответствующими требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы местного самоуправления.
В силу ст. 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования".
С 01.01.2010 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ решение о принудительном взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах плательщика принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, законом установлен предельный срок для принятия решения о взыскании - 5 месяцев и 10 дней (3 месяца на вынесение требования + срок на добровольное исполнение + 2 месяца на вынесение решения) с момента выявления задолженности.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ определено, что заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральные и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования" от 24.02.1993 N 4543-1 по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Пени начисляется за каждый день просрочки в сумме 0,1% с суммы недоимки.
В связи с изложенным, фонд вправе предъявить к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате взносов. Проверка соблюдения фондом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
Поскольку задолженность по взносам за 2004 г. в сумме 108 000 рублей взыскана с ответчика вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.11.2005 по делу N А71-363/2005, установившим соблюдение фондом порядка и сроков взыскания недоимки, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии вывода суда первой инстанции о пропуске фондом срока на принудительное взыскание недоимки за 2004 г. установленным обстоятельствам и противоречии вступившему в законную силу судебному акту.
Вместе с тем, исследовав и оценив в соответствии с требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, апелляционный суд установил следующее.
Пени в размере 10 469 руб. начислены на непогашенную задолженность по взносам за 2004 г. за период с 01.01.2010 по 29.12.2010.
Об уплате данной суммы фонд направил администрации требование от 13.09.2011 N 3 со сроком исполнения до 01.10.2011.
В связи изложенным, апелляционный суд обоснованно указал, что установленные Законом N 212-ФЗ сроки (трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд) для взыскания пеней за период с 01.10.2010 по 29.12.2010 на дату обращения фонда в суд первой инстанции 20.02.2012 пропущены.
Учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13.05.2008 N 16933/07, суды сделали правильный вывод о недопустимости взыскания пеней за пределами установленного Законом N 212-ФЗ срока.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения Закона N 212-ФЗ, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.04.2012 по делу N А71-3939/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Судьи
А.В.КАНГИН
И.А.ТАТАРИНОВА
Темы: Порядок уплаты страховых взносов  
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 31.03.2025 Как использовать пониженный тариф взносов при переходе на льготную деятельность
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 26.11.2024 г. № 03-03-06/1/118134
Комментарии