Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2011 г. № А27-6261/2011

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2011 г. № А27-6261/2011

Суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

 

17.11.2011Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03.11.2011 г. № А27-6261/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Перминовой И.В.

судей Роженас О.Г, Чапаевой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области на решение от 07.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (Мраморная Т.А.) и постановление от 30.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А27-6261/2011 по заявлению муниципального образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 3" (652519, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, ул. Суворова, 131, ОГРН 1024201299528, ИНН 4212018889) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области (652515, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, ул. Пушкина, 21 "А", ОГРН 1064212018650, ИНН 4212017412) о признании недействительным решения.

Суд

установил:

Муниципальное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 3" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке "статьи 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 30.03.2011 N 4 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части привлечения к ответственности по "части 1 статьи 47" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 1 666,63 руб., пени в сумме 534,48 руб. и доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 8 333,14 руб.

Решением от 07.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 30.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.

Пенсионный фонд считает оспариваемое решение законным, поскольку заявителем документально не подтверждено целевое использование денежных средств. Податель жалобы считает, что в случае отсутствия документального подтверждения целевого использования выплаты в образовательном учреждении на методическую литературу, ежемесячная денежная выплата педагогическим работникам утрачивает компенсационный характер и подлежит обложению страховыми взносами.

Отзыв на кассационную жалобу Учреждением не представлен. Проверив законность судебных актов в порядке "статей 284", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, о чем составлен акт проверки от 03.03.2011 N 7.

По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 30.03.2011 N 4 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", в соответствии с которым Учреждение привлечено к ответственности по "пункту 1 статьи 47" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 666,63 руб. за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов; Учреждению доначислены суммы страховых взносов в размере 8 333,14 руб. и пени в размере 534,48 руб.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда, Учреждение оспорило его в судебном порядке.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Пенсионного фонда о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку Учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации, выплаченной педагогическим работникам Учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. в месяц.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения "подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9" Федерального закона N 212-ФЗ, "пункта 8 статьи 55" Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании"), с изменениями, внесенными в него Федеральным "законом" от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, доначисления страховых взносов и пени.

Кассационная инстанция считает данный вывод судов правильным, исходя из следующего.

Согласно оспариваемому решению проверенным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд является период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

В соответствии с Федеральным "законом" N 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.

В силу "подпункта "а" пункта 1 статьи 5" Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.

Согласно "пункту 1 статьи 7" Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "подпунктах "а"" и ""б" пункта 1 части 1 статьи 5" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в "пункте 2 части 1 статьи 5" настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5" настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно "пункту 1 статьи 8" Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в "пунктах "а"" и ""б" пункта 1 части 1 статьи 5" этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных "частью 1 статьи 7" настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в "статье 9" настоящего Федерального закона.

Согласно "подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9" Федерального закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

"Пунктом 8 статьи 55" Закона "Об образовании" установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

С 01.01.2008 в "пункт 8 статьи 55" Закона "Об образовании" были внесены изменения Федеральным "законом" N 258-ФЗ, которые дополнили указанный "пункт" следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.

Как видно из вышеуказанного "пункта", конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В "пункте 8 статьи 55" Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений в отношении того, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.

Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.

Указанную выплату работодатель производит на основании "пункта 8 статьи 55" Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

При этом данный "Закон" не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.

Указанной "статьей" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.

Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу "подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9" Федерального закона N 212-ФЗ.

Исходя из изложенного, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правильно удовлетворили требования заявителя, признав недействительным оспариваемое решение Пенсионного фонда.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства, в силу чего не являются основанием для отмены по существу правильно принятых судами обеих инстанций судебных актов.

Нарушений судами норм процессуального права кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах (а также с учетом "определения" Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2011 N ВАС-11571/11) оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьей 289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6261/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.В.ПЕРМИНОВА

Судьи

О.Г.РОЖЕНАС

Г.В.ЧАПАЕВА

Разместить:
Зоя Александровна
21 ноября 2011 г. в 9:44

Наконец-то, хотя пенсионный фонд продолжает требовать документы, подтверждающие использование 100 руб ., проводя проверку за 2010год.

город Бердск, Новосибирская область.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок