Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2011 г. № А33-62/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2011 г. № А33-62/2011

Инспекцией заявлен довод о том, что обществом при внесении изменений в устав не соблюдены требования Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Судами данный довод рассмотрен и правомерно отклонен на том основании, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.

16.11.2011Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.10.2011 г. № А33-62/2011

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Первушиной М.А., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2011 года по делу N А33-62/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Исакова И.Н.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Первухина Л.Ф.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Минбыт", ИНН 2455003873, ОГРН 1022401531723 (далее - ЗАО "Минбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю, ИНН 2455023301, ОГРН 1042441400033 (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным "законом" от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2011 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением (уменьшением) уставного капитала акционерного общества, в регистрирующий орган должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение требований Федерального "закона" от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в том числе в части требований о минимальном размере уставного капитала.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном "главой 35" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 07.07.2009 по 31.07.2009 региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе проведена плановая выездная проверка ЗАО "Минбыт". По итогам проверки составлен акт от 31.07.2009 N 19-06-61/а, в соответствии с которым выявлены нарушения законодательства: устав общества содержит недостоверные сведения о номинальной стоимости размещенных обыкновенных акций ЗАО "Минбыт" и о размере его уставного капитала; пункт 4.1 устава общества содержит сведения о том, что уставный капитал общества составляет 2 216 000 (два миллиона двести шестнадцать тысяч) рублей и разделен на 2 216 (две тысячи двести шестнадцать) штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) каждая. Исходя из имеющегося в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе плана приватизации общества, утвержденного Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска, с отметкой о регистрации Финансовым управлением Администрации Красноярского края 24.12.1992 (регистрационный номер выпуска 19-1п-96), уставный капитал общества составляет 2 216 000 рублей и разделен на 2 216 акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая (в масштабе цен до деноминации). Уведомление Финансового управления Администрации Красноярского края от 24.12.1992 N 04-06/1703 о государственной регистрации выпуска акций общества содержит указание на то, что в соответствии с "Постановлением" Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", номинальная стоимость обыкновенных акций общества, пересчитанная на 01.01.1998 в связи с изменением стоимости российских денежных знаков и масштаба цен, составляет 1 рубль. Документы, подтверждающие регистрацию выпуска обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая (в масштабе цен после деноминации) (размещение обществом акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории с большей номинальной стоимостью), в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе отсутствуют. По результатам проведенной проверки региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе вынесло предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации 20.01.2010 N 19-10-ВГ-02/0138 от 20.01.2010. В пунктах 1 и 2 указанного предписания ЗАО "Минбыт" предписано устранить нарушение законодательства в части несоответствия положений устава общества о размере уставного капитала и номинальной стоимости размещенных акций условиям зарегистрированного выпуска ценных бумаг, а также принять меры, направленные на недопущение подобного нарушения в дальнейшей деятельности. Пунктом 3 предписания предписано в течение 90 (девяноста) дней с даты получения предписания представить в РО ФСФР России в ЦСР отчет о принятых мерах по устранению нарушения законодательства Российской Федерации, указанного в пункте 2 предписания с приложением копии новой редакции устава общества и документа, подтверждающего его регистрацию. 24.05.2010 региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе в отношении общества вынесено постановление N 19-10-052/пн о назначении административного наказания и наложении штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного "частью 9 статьи 19.5" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде невыполнения в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа. Письмом от 15.12.2009 N 41 ЗАО "Минбыт" направило в инспекцию заявление по форме Р14001. Инспекция направила в адрес общества письмо от 12.01.2010 исх. N 08-37/00051, в котором сообщила, что для регистрации заявленных сведений необходимо:

- в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала уведомить об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере кредиторов общества, а также опубликовать в печатном издании (вестник государственной регистрации), предназначенном для опубликовании данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении;

- для внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении сведений об уставном капитале предоставить в налоговый орган заявление по форме Р13001 с приложением необходимых документов согласно положениям Федерального "закона" N 129-ФЗ.

В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Минбыт" от 03.03.2010 при рассмотрении вопроса N 2 повестки дня единогласно принято решение:

1. Абзац первый пункта 4.1. устава изменить и читать в следующей редакции: "Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 2 216 рублей".

2. Абзац третий пункта 4.1. устава изменить и читать в следующей редакции: "Общее количество размещенных обыкновенных акций - 2 216 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая".

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2010 года (дело N А33-8586/2010), вступившим в действие, признано незаконным и отменено постановление регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе от 24.05.2010 N 19-10-101/ап о ЗАО "Минбыт" к административной ответственности по "части 9 статьи 19.5" Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Общество обратилось в инспекцию с заявлением по форме Р13001. 28.09.2010 инспекцией составлена расписка о получении от заявителя Бутова А.Г. документов:

- Р13001 заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы;

- документ об уплате государственной пошлины;

- протокол;

- Вестник государственной регистрации;

- Вестник государственной регистрации;

- уведомление кредиторов;

- уведомление кредиторов;

- устав.

05.10.2010 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным "законом" от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.

Посчитав данное решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в регистрации заявленных обществом изменений не имелось.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

На основании "части 2 статьи 18" Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном "статьей 9" настоящего Закона.

В соответствии с положениями "частей 1" - "1.2 статьи 9" Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Исходя из "части 1.3 статьи 9" указанного Закона, при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Согласно положениям "части 1 статьи 17" Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

С учетом изложенного и сведений, указанных в расписке от 28.09.2010, о принятых для проведения государственной регистрации документов, судами сделан правильный вывод о том, что обществом для регистрации заявленных изменений представлен полный пакет документов.

В соответствии с "частью 1 статьи 23" Закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных "пунктом 2 статьи 20" или "пунктом 4 статьи 22.1" настоящего Закона.

Учитывая, что такие основания по материалам дела не установлены, судами спорное решение инспекции правомерно признано недействительным.

Инспекцией заявлен довод о том, что обществом при внесении изменений в устав не соблюдены требования Федерального "закона" от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Судами данный довод рассмотрен и правомерно отклонен на том основании, что в соответствии с "положениями 4.1 статьи 9" Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что с учетом даты регистрации общества в качестве юридического лица (30.09.1992) и определения первоначального уставного капитала по стоимости акций в неденоминированных рублях, обществом при внесении спорных изменений в устав положения "статей 26" и "29" Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не нарушены.

Изложенный вывод соответствует учтенной судами позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в "пункте 8" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", где указано, что при применении "статьи 26" Федерального закона "Об акционерных обществах" судам необходимо учитывать, что если на момент государственной регистрации акционерного общества (при его создании) размер уставного капитала общества соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (кроме случаев внесения изменений в устав в связи с уменьшением размера уставного капитала по инициативе общества).

При таких обстоятельствах, суды на основании "части 1 статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовали имеющиеся в деле доказательства, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, в связи с чем суд кассационной инстанции согласно "части 2 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет правовых оснований для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2011 года по делу N А33-62/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

М.А.ПЕРВУШИНА

Н.М.ЮДИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок