Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2011 г. № Ф09-4702/11

Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2011 г. № Ф09-4702/11

Налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не может быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.

06.09.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.08.2011 г. № Ф09-4702/11

Дело № А71-12387/10

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Анненковой Г.В., Дубровского В.И.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 по делу N А71-12387/10 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Леонтьева М.В. (доверенность от 09.11.2010 N 16851).

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727; 7708503727, ОГРН: 1037739877295; 1037739877295; далее - общество, налогоплательщик) надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Обществом подано заявление от 05.08.2011 о рассмотрении кассационной жалобы инспекции в отсутствие представителя общества. Учитывая данное заявление, соответствующее положениям "ч. 2 ст. 156" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, руководствуясь "ч. 1", "3 ст. 284" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие представителя общества.

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 14278 от 28.05.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 (судья Симонов В.Н.) заявленные требования удовлетворены полностью. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска N 14278 от 28.05.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" - взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.

"Постановлением" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.

Инспекция в кассационной жалобе просит судебные "акты" отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование требований инспекция ссылается на неправильное применение судами "ст. 396" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановлений Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, от 24.11.2008 N 275, от 15.05.2009 N 116. Кроме того, налоговый орган полагает не соответствующими обстоятельствам дела выводы судов о нарушении оспариваемым решением прав налогоплательщика.

Общество в отзыве просит оставить судебные "акты" без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.

Как установлено судами, инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, представленной Ижевским отделением Горьковской железной дороги открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принято решение от 28.05.10 г N 14278 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Проверкой установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы - кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:041704:12, 18:26:0400325:10, 18:26:040005:19, 18:26:040570:23, 18:26:041706:33. Этот вывод инспекции основан на данных о кадастровой стоимости указанных земельных участков, отраженных в постановлении Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009. Из содержания решения инспекции следует, что кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков, составляет: земельного участка с номером 18:26:041704:12 - 787 030 850 руб., земельного участка с номером 18:26:0400325:10 - 247 184 руб., земельного участка с номером 18:26:040005:19 - 64 413 175 руб., земельного участка с номером 18:26:040570:23 - 2 947 221 руб., земельного участка с номером 18:26:041706:33 - 133 606 руб. Согласно решению налогового органа налогоплательщику предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 378 392 руб., пени в сумме 10773 руб. 53 коп. Также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности на основании "п. 1 ст. 122" Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 75 678 руб. 40 коп.

Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в удовлетворении жалобы заявителя отказано решением от 20.07.2010.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.

Судами установлено, что в обоснование требований налогоплательщик ссылался на не соответствующее положениям "п. 3 ст. 391", "п. 14 ст. 396" Кодекса применение инспекцией постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - Постановление от 15.05.2009 N 116).

Налоговый орган кадастровую стоимость земельных участков, указанную в данном нормативном акте, применил, сославшись на то, что поскольку постановление от 15.05.2009 N 116 является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, оно подлежит обязательному применению на территории соответствующего субъекта Российской Федерации до тех пор, пока не будет признано утратившим силу вновь принятым нормативным правовым актом того же органа государственной власти либо отменено по решению суда. Указанное постановление, по мнению налогового органа, действовало в проверяемом периоде и подлежало применению при исчислении земельного налога.

Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались "ст. 52", "389", "390", "391" Кодекса, "ст. 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

"Статьей 390" Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу "п. 1 ст. 391" Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со "ст. 52" Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с "ч. 2 ст. 66" Земельного кодекса Российской Федерации, "Правилами" проведения государственного кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 года" (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением от 15.05.2009 N 116 Правительством Удмуртской Республики внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116 кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами была изменена и составила: участка с кадастровым номером 18:26:041704:12 - 787 030 850 руб., участка с кадастровым номером 18:26:0400325:10 - 247 184 руб., участка с кадастровым номером 18:26:040005:19 - 64 413 175 руб., участка с кадастровым номером 18:26:040570:23 - 2 947 221 руб., участка с кадастровым номером 18:26:041706:33 - 133 606 руб.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в "постановлении" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и в "определении" об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2010 N ВАС-14753/10, налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не может быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.

Учитывая изложенное, суды обоснованно признали недействительным решение налогового органа, основанное на данных о кадастровой стоимости земельных участков, отраженных в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116.

В кассационной жалобе инспекция заявляет о несоблюдении судами требований "ст. 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что факт нарушения прав налогоплательщика оспариваемым решением судами не был установлен. Налоговый орган ссылается на допущенные налогоплательщиком ошибки при определении налоговой базы, связанные с одновременным применением как постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, так и постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2003 года". Доначисленная сумма налога, по мнению инспекции, менее той, которую налогоплательщик должен был бы уплатить при правильном исчислении налога.

Данный довод судом кассационной инстанции отклоняется на основании "ст. 198", "200" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как вывод судов о несоответствии закону решения инспекции, основанного на не подлежащем применению нормативном правовом акте, он не опровергает. Инспекция в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе приводила аналогичные доводы об исчислении налога, однако, доводы инспекции не нашли подтверждения при судебном разбирательстве в судах первой и апелляционной инстанций. Таким образом, в соответствии с положениями "ст. 286", "ч. 2 ст. 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции данный довод не может быть принят.

Вместе с тем суд кассационной инстанции отмечает, что указание в "постановлении" суда апелляционной инстанции на дату вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 не имеет ссылок на нормы права, в том числе нормы законодательства субъекта Российской Федерации, и на фактические обстоятельства, явившиеся основанием для такого вывода.

Однако это не повлияло на существо судебных "актов".

С учетом отмеченного решение суда первой инстанции и "постановление" суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.

Руководствуясь "ст. 286", "287", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 по делу N А71-12387/10 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска - без удовлетворения.

Председательствующий

ТОКМАКОВА А.Н.

Судьи

АННЕНКОВА Г.В.

ДУБРОВСКИЙ В.И.

Разместить:
Стружков Антон
Стружков Антон
7 сентября 2011 г. в 17:47

Юридический Центр "Глосса", Генеральный директор

Думаю, было бы уместным упомянуть Определение Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. №165-О-О:

"...

Из ст.57 Конституции РФ и правовой позиции, выраженной в Постановлении КС РФ от 30 января 2001 года №2-П, следует, что конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Положениями ст.390 и п.1 ст.391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу ст.11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ.

Из действующего законодательства и правовой позиции, выраженной в Определении КС РФ от 19 мая 2009 года №1047-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст.390 и п.1 ст.391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ

..."

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать