Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Пленумы судов / Обобщение судебной практики рассмотрения споров с участием государственных внебюджетных фондов

Обобщение судебной практики рассмотрения споров с участием государственных внебюджетных фондов

30.08.2011  

Во исполнение подпункта 4.3.1 Плана работы Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа на первое полугодие 2011 года коллегией по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, обобщена практика разрешения споров с участием государственных внебюджетных фондов.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – Фонд обязательного медицинского страхования).

В целях достижения единства судебно-арбитражной практики в данном обобщении проанализированы дела, рассмотренные в 2010 году и в первом квартале 2011 года, и приведена правовая позиция Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа по конкретным делам.

1. Индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Дело № А82-4145/2010

Индивидуальный предприниматель, являющийся военным пенсионером и получающий государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании письма Управления Пенсионного фонда, в котором сообщалось о наличии у него с 01.01.2010 обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с введением в действие Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив заявленное требование, пришли к выводу о том, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.05.2005 № 223-О «По запросам мирового судьи судебного участка № 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка № 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 – 3 статьи 28 названного Федерального закона» правовая позиция о признании неконституционными положений законодательства о возложении на военных пенсионеров, получающих государственное пенсионное обеспечение, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется и на правоотношения по уплате указанными лицами страховых взносов в соответствии с Законом № 212-ФЗ.

Вместе с тем суды не учли следующего.

С 01.01.2010 вступил в силу Закон № 212-ФЗ, в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 которого установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в определении от 24.05.2005 № 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», введенной Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.

2. Взыскание недоимки и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в части, не урегулированной специальными актами, должно производиться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством

Дело № А28-3264/2010

Фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с органа местного управления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000–2003 годы.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 (далее – Положение).

В пункте 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Положением и иными специальными актами не установлен срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

На основании системного толкования статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации проверка соблюдения Фондом обязательного медицинского страхования срока давности взыскания пеней должна осуществляться в отношении каждого дня просрочки. При этом общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании пеней в суд, исчисляется исходя из трех составляющих: срока для предъявления требования (три месяца), срока для добровольного исполнения требования и срока для предъявления заявления о взыскании в суд (шесть месяцев).

Исходя из даты обращения Фонда обязательного медицинского страхования в арбитражный суд установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки для взыскания пеней истекли; ходатайство о восстановлении пропущенного срока Фонд обязательного медицинского страхования не заявлял, в связи с этим в удовлетворении его требования отказано.

3. Для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах

Дело № А28-313/2010

С работником, заключившим трудовой договор с индивидуальным предпринимателем (далее – Предприниматель), при выполнении работы произошел несчастный случай на производстве, повлекший частичную утрату профессиональной трудоспособности и наступление инвалидности.

После указанных событий Предприниматель обратился в отделение Фонда социального страхования с заявлением о регистрации его в качестве страхователя в связи с заключением трудового договора и получил извещение установленной формы о регистрации его в качестве страхователя в связи с заключением трудового договора.

Предприниматель, уплатив на основании вынесенного судом общей юрисдикции судебного акта взысканные с него в пользу работника в возмещение вреда здоровью суммы, обратился в отделение Фонда социального страхования с заявлением о возмещении понесенных им расходов.

Фонд социального страхования отказал работодателю в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, указав, что названный несчастный случай не является страховым, так как наступил до даты регистрации Предпринимателя в качестве страхователя в связи с заключением с работником трудового договора в органах Фонда социального страхования, в связи с чем не влечет возникновения у страховщика обязательств осуществлять обеспечение по социальному страхованию.

Отказ Фонда социального страхования в возмещении спорной суммы расходов послужил основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказав в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что факт регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в органах социального страхования после наступления страхового события не мог привести к возникновению у Фонда социального страхования обязательств осуществлять обеспечение по страхованию в отношении работника Предпринимателя.

Однако выводы судов являются ошибочными.

Из статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) следует, что застрахованным является физическое лицо, которое подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Закона № 125-ФЗ, а также физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Согласно статье 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В данном случае несчастный случай на производстве произошел с физическим лицом, выполнявшим работу на основании трудового договора, заключенного с Предпринимателем. Факт наступления несчастного случая документально подтвержден.

Таким образом, данный работник является застрахованным лицом для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Следовательно, у Фонда социального страхования отсутствовали основания для квалификации указанного несчастного случая на производстве, произошедшего с работником Предпринимателя, как не страхового.

4. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является закрытым

Дело № 43-9564/2010

Фонд социального страхования в ходе проведенной проверки коммерческого банка установил занижение облагаемой базы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму выплаченной работнику единовременной материальной помощи в связи с длительным платным лечением, поэтому вынес решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данное решение коммерческий банк обжаловал в арбитражный суд.

Отказав в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из пункта 2 этой статьи страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании пункта 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 (далее – Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Закона № 165-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765 (далее – Перечень).

Суды установили, что выплаченная работнику коммерческого банка материальная помощь в связи с длительным платным лечением не включена в данный Перечень, в связи с этим такая выплата подлежала учету при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. Наличие в расчетном периоде не полностью отработанных дней вследствие часовых простоев или административных отпусков, составляющих неполный рабочий день, не влияет на расчет среднего заработка при исчислении пособий по социальному страхованию

Дело № А11-4168/2010

Фонд социального страхования провел проверку Общества по вопросу расходования средств на цели обязательного социального страхования и установил неправильное исчисление среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а именно: при наличии в расчетном периоде не полностью отработанных дней вследствие часовых простоев или административных отпусков такие календарные дни для исчисления среднего заработка страхователь учитывал не в целых днях, а в долях – путем деления количества фактически отработанных часов на количество рабочих часов (по графику) этого дня.

По результатам проверки Фонд социального страхования принял решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании данного решения Фонда социального страхования недействительным, суды исходили из следующего.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон № 255-ФЗ), регулирующей порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (далее – Положение № 375).

Из пункта 2 Положения № 375 следует, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 Положения № 375.

В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 Положения (пункт 16 Положения № 375).

В соответствии с пунктом 8 Положения № 375 при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются в том числе период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, а также начисленные за эти периоды суммы.

Таким образом, наличие в расчетном периоде не полностью отработанных дней вследствие часовых простоев или административных отпусков, составляющих неполный рабочий день, не влияет на расчет среднего заработка, который определяется в общеустановленном порядке путем деления суммы исчисленного за расчетный период заработка на число календарных дней, приходящихся на этот период.

6. Установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя, поэтому отказ Фонда социального страхования в возмещении расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию по причине завышения работнику заработной платы является незаконным

Дело № А39-1953/2010

В связи с обращением индивидуального предпринимателя (далее – Предприниматель) с заявлением о выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию Фонд социального страхования провел камеральную проверку представленных документов и пришел к выводу о завышении размера выплаченных работнику пособий в связи с необоснованным завышением ему размера заработной платы. По результатам проверки Фонд социального страхования принял решение об отказе в возмещении расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования.

Предприниматель обжаловал в арбитражный суд указанное решение.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страхователем соблюдены условия для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в спорной сумме, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования, сделав вывод о создании страхователем искусственной ситуации с целью необоснованного получения средств Фонда в завышенном размере, при этом указал, что Предприниматель не представил доказательств производственной необходимости и экономической обоснованности повышения застрахованному лицу заработной платы перед наступлением страхового случая, доказательств исполнения данным работником трудовых обязанностей и непринятие после ухода данного лица в отпуск по уходу за ребенком на его должность иного работника с таким же окладом.

Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставил в силе решение суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Пособие по беременности и родам является страховым обеспечением (статья 8 Закона № 165-ФЗ).

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона № 165-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон № 255-ФЗ) пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица (статья 13 Закона № 255-ФЗ).

Факты наличия трудовых отношений, наступления страхового случая, а также выплаты застрахованному лицу заработной платы и пособия по беременности и родам, уплаты с выплаченной заработной платы страховых взносов в полном объеме судом первой инстанции установлены и подтверждены материалами дела, в связи с чем вывод суда о том, что страхователем соблюдены условия для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в спорной сумме, является правильным.

Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии между Предпринимателем и работницей трудовых отношений, а также о нарушении Предпринимателем законодательства Российской Федерации при осуществлении расходов на обязательное социальное страхование в спорной сумме.

В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.

Таким образом, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и для отказа Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.

7. Суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности могут быть взысканы Фондом социального страхования с медицинских организаций в качестве причиненных убытков.

Дело № А79-1009/2010

Фонд социального страхования в 2009 году провел проверку медицинского учреждения и установил факты необоснованной выдачи и продления листков нетрудоспособности.

По итогам данной проверки Фонд социального страхования пришел к выводу о том, что в результате выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования на основании указанных листков нетрудоспособности ему причинен ущерб.

В связи с неуплатой медицинским учреждением суммы ущерба в добровольном порядке Фонд социального страхования обратился за её взысканием в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводам о подтверждении фактов необоснованной выдачи и продления листков нетрудоспособности и причинении ущерба Фонду социального страхования и о наличии у него права на предъявление исков к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, поэтому удовлетворил исковое требование.

Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции и отказав Фонду социального страхования в удовлетворении искового требования, исходил из того, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между Фондом и организацией-страхователем, а не между Фондом и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности, которое в рассматриваемом случае субъектом обязательного социального страхования не является. Взыскиваемая сумма ущерба – это выплаченное страхователями-организациями своим работникам и принятое Фондом социального страхования к зачету страховое возмещение по временной нетрудоспособности.

Между тем вывод апелляционного суда является неверным.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ); пункт 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514 (далее – Порядок № 514)).

В соответствии с пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (далее – Положение № 101), и пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2004 № 22, выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010, страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Таким образом, с 01.01.2010 Фонд социального страхования вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Судья Федерального арбитражного

суда Волго-Вятского округа Т.В. Шутикова

Помощник судьи Л.Е. Генералова

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок