Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 г. № 164/11

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 г. № 164/11

Право на получение пособия по беременности и родам возникает у предпринимателя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, не ранее истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов. При этом суд сделал вывод о том, что наступление страхового случая в период уплаты страховых взносов (до истечения шестимесячного срока) не является основанием для отказа в выплате предпринимателю пособия по беременности и родам в полном объеме.

05.07.2011  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

№ 164/11

Москва 18 мая 2011 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бациева В.В., Валявиной Е.Ю.,
Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н.,
Козловой О.А., Маковской А.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г.,
Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя
Санджиевой З.О. о пересмотре в порядке надзора постановления
Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 и
постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского
округа от 27.10.2010 по делу № А22-214/2010 Арбитражного суда
Республики Калмыкия.
В заседании принял участие представитель Государственного
учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации по Республике Калмыкия – Очир-Горяев Н.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также
объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Санджиева З.О. (далее –
предприниматель Санджиева З.О., предприниматель) вступила в
добровольные отношения по обязательному социальному страхованию на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что
подтверждается уведомлением Государственного учреждения –
Регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации по Республике Калмыкия (далее – территориальный фонд,
фонд) от 12.01.2009 № 09-52/09.
С суммы ежемесячного дохода с января по июнь 2009 года
предпринимателем уплачены страховые взносы на обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством в размере 3,5 процента от полученных доходов.
Предприниматель Санджиева З.О. с 19 мая по 21 октября 2009 года
не осуществляла предпринимательской деятельности по причине
временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, о чем
свидетельствуют листки нетрудоспособности серии ВУ № 6962025 и
серии ВФ № 6986160, а также свидетельство о рождении ребенка
от 31.07.2009.
Предприниматель Санджиева З.О. 15.07.2009 обратилась в
территориальный фонд с заявлением о выплате пособия по беременности и
родам.
Решением от 16.07.2009 № 513 фонд отказал предпринимателю в
выплате пособия со ссылкой на то, что страховой случай наступил на
пятый месяц уплаты страховых взносов, то есть до уплаты страховых
взносов на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством в течение шести месяцев.
Не согласившись с названным решением, предприниматель
Санджиева З.О. обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с
заявлением о признании его недействительным и обязании
территориального фонда выплатить пособие по беременности и родам за
весь период нетрудоспособности.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.03.2010
заявление удовлетворено частично: оспариваемое решение фонда
признано незаконным, на фонд возложена обязанность выплатить
предпринимателю 154 807 рублей 74 копейки пособия по беременности и
родам; в удовлетворении требования о взыскании 58 909 рублей 14 копеек
отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.07.2010 решение суда первой инстанции в части удовлетворения
заявленного требования отменено и в удовлетворении заявления в
указанной части отказано; в остальной части решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 27.10.2010 постановление суда апелляционной
инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, предприниматель Санджиева З.О. просит отменить
постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь
на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм
права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлении присутствующего в заседании представителя
территориального фонда, Президиум считает, что решение суда первой
инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной
инстанций подлежат отмене, дело – передаче на новое рассмотрение по
следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленное требование в части выплаты пособия по
беременности и родам за период с 01.07.2009 по 21.10.2009, суд первой
инстанции исходил из того, что право на получение пособия по
беременности и родам возникает у предпринимателя, добровольно
вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, не
ранее истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов. При
этом суд сделал вывод о том, что наступление страхового случая в период
уплаты страховых взносов (до истечения шестимесячного срока) не
является основанием для отказа в выплате предпринимателю пособия по
беременности и родам в полном объеме. В данном случае пособие по
беременности и родам подлежит выплате за период временной
нетрудоспособности начиная с даты, определяемой по истечении
шестимесячного срока уплаты страховых взносов на обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством.
Отказывая в удовлетворении требования в полном объеме, суды
апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что
страховой случай наступил до истечения шестимесячного срока уплаты
страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, поэтому у предпринимателя Санджиевой З.О. отсутствуют
правовые основания для получения пособия по беременности и родам.
Однако судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено
следующее.
В силу части 4 статьи 2, части 3 статьи 3 Федерального закона
от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному
социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у
индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные
налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее –
Федеральный закон № 190-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный
период) индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в
отношения по обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за
себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования
Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы,
определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Данные лица приобретают право на получение
пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты
ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации в течение шести месяцев.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ порядок
уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации в соответствии с основаниями, установленными этим Законом,
определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил добровольной уплаты в Фонд социального
страхования Российской Федерации отдельными категориями
страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 05.03.2003 № 144, действовавших на момент возникновения спорных
правоотношений, установлено, что выплата пособий по обязательному
социальному страхованию индивидуальным предпринимателям начинает
осуществляться при условии уплаты ими в течение шести месяцев
страховых взносов в Фонд.
В пункте 3 разъяснения «О некоторых вопросах обеспечения
пособиями по обязательному социальному страхованию граждан,
указанных в Федеральном законе «Об обеспечении пособиями по
обязательному социальному страхованию граждан, работающих в
организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих
специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»,
утвержденного совместным постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации и Фонда социального
страхования Российской Федерации от 18.04.2003 № 20/43,
зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации
19.05.2003 № 4569, отмечено, что индивидуальным предпринимателям,
добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, пособия, в том числе по беременности и родам,
выплачиваются при наступлении документально подтвержденных
страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее
истечения шести месяцев их уплаты.
Из анализа названных норм следует, что право на получение пособия
по беременности и родам у предпринимателя, добровольно вступившего в
отношения по обязательному социальному страхованию, возникает после
уплаты страховых взносов за шесть месяцев. При этом пособие по
беременности и родам подлежит выплате за период временной
нетрудоспособности также начиная с момента истечения шестимесячного
срока уплаты страховых взносов.
Шестимесячный срок уплаты страховых взносов у предпринимателя
Санджиевой З.О. истек 30.06.2009, так как первый страховой взнос ею
уплачен за январь 2009 года.
С момента наступления страхового случая для выплаты пособия по
беременности и родам (с момента выдачи листка нетрудоспособности на
период отпуска по беременности и родам) и до 30.06.2009 у
предпринимателя отсутствовало право на получение указанного пособия,
поскольку отсутствовало условие уплаты страховых взносов в течение
шести месяцев.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал
правильный вывод о том, что в данном случае право на получение пособия
по беременности и родам у предпринимателя Санджиевой З.О. возникло
с 01.07.2009.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя
Санджиевой З.О. в сумме 154 807 рублей 74 копеек, исходил из ее
ежемесячного дохода в размере 41 328 рублей. При этом суд сослался на
правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации,
изложенную в постановлении от 22.03.2007 № 4-П, и не применил
положения, содержащиеся в части 2 статьи 11, части 6 статьи 14
Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).
Однако судом не учтено следующее.
Норма, устанавливавшая максимальный размер пособия по
беременности и родам на момент принятия Конституционным Судом
Российской Федерации постановления от 22.03.2007 № 4-П (часть 1
статьи 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2007 год» (далее –
Федеральный закон № 234)), была признана не соответствующей
Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эта норма в
системе действовавшего на тот момент правового регулирования
несоразмерно ограничивала размер пособия по беременности и родам для
застрахованных женщин, чей средний заработок превышал
предусмотренную в ней предельную сумму (16 125 рублей).
Между тем в названном постановлении Конституционный Суд
Российской Федерации указал, что само по себе установление
максимального размера упомянутого пособия в федеральных законах о
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
конституционных прав граждан не нарушает, если при этом
обеспечивается соотносимость величины пособия и подлежащей
налогообложению части совокупного заработка (дохода) работающей
женщины.
Федеральный законодатель, реализуя указание Конституционного
Суда Российской Федерации о необходимости внесения в правовое
регулирование изменений, вытекающих из постановления от 22.03.2007
№ 4-П, дополнил статью 13 Федерального закона № 234-ФЗ частью 1.1,
предусмотревшей максимальный размер пособия по беременности и родам
за месяц в сумме 23 400 рублей. Данная норма неконституционной
признана не была (определения Конституционного Суда Российской
Федерации от 22.04.2010 № 511-О-О, от 16.04.2009 № 409-О-О,
от 17.12.2008 № 1092-О-О).
На момент принятия названного постановления Конституционного
Суда Российской Федерации действовал также Федеральный закон
№ 255-ФЗ (вступивший в законную силу с 01.01.2007), статьей 11 которого
предусматривалось, что размер пособия по беременности и родам не
может превышать максимальный размер пособия по беременности и
родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на очередной
финансовый год. Данная правовая норма также не была признана
неконституционной.
Как установлено судом первой инстанции, сумма ежемесячного
дохода предпринимателя Санджиевой З.О. с января по июнь 2009 года
составила 41 328 рублей.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ
«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редакции,
действовавшей в спорный период) (далее – Федеральный закон № 216-ФЗ)
установлено, что максимальный размер пособия по беременности и родам
за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году
25 390 рублей.
Согласно части 2 статьи 11, части 6 статьи 14 Федерального закона
№ 255-ФЗ в случае, если размеры пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленные в порядке,
предусмотренном статьей 14 данного Закона, превышают максимальные
размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, установленные в соответствии со статьями 7, 11 Закона, эти
пособия выплачиваются в указанных максимальных размерах.
Таким образом, размер пособия по беременности и родам,
подлежащий выплате предпринимателю Санджиевой З.О., должен был
быть определен исходя из установленного пунктом 2 статьи 8
Федерального закона № 216-ФЗ максимального размера этого пособия.
При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции и
постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат
отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует определить размер
пособия по беременности и родам, подлежащий выплате
предпринимателю Санджиевой З.О. за период с 01.07.2009 по 21.10.2009,
исходя из максимального размера пособия за полный календарный месяц –
25 390 рублей.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм
является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении
арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.03.2010 по
делу № А22-214/2010, постановление Шестнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 06.07.2010 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.10.2010 по тому же
делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Республики Калмыкия.
Председательствующий А.А. Иванов

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок