Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2011 г. № А28-7261/2010

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2011 г. № А28-7261/2010

Суд удовлетворил требование транспортной компании о компенсации ей убытков, связанных с перевозкой отдельных льготных категорий пассажиров на городских маршрутах. Судом установлено, что денежные средства на возмещение расходов по предоставлению льгот выделялись из соответствующего бюджета в недостаточном объеме.

09.05.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11.04.2011 г. № А28-7261/2010

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2010,
принятое судьей Прозоровой Е.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Губиной Л.В., Поляковой С.Г.,
по делу N А28-7261/2010
по иску муниципального унитарного предприятия
"Слободские пассажирские перевозки"
к Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации Кировская область
в лице Департамента финансов Кировской области
о взыскании выпадающих доходов,
третье лицо - Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области,
и

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Слободские пассажирские перевозки" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) в порядке компенсации за 1 и 2 квартал 2010 года 1 474 996 рублей расходов, связанных с предоставлением льготного проезда по городским и пригородным маршрутам гражданам, относящимся к федеральному регистру, и с субъекта Российской Федерации - Кировской области в порядке компенсации 310 553 рублей расходов, связанных с предоставлением льготного проезда по городским и пригородным маршрутам гражданам, относящимся к областному регистру (с учетом требований, уточненных в порядке "статьи 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 05.10.2010, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010, суд удовлетворил заявленные требования. Руководствуясь "статьями 16", "1069" и "1071" Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признал доказанными факт наличия у истца убытков от предоставления льгот по оплате проезда по городским и пригородным маршрутам и размер убытков.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить судебные акты в части удовлетворения требований о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 474 996 рублей расходов, связанных с предоставлением льготного проезда по городским и пригородным маршрутам гражданам, относящимся к федеральному регистру, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предприятия в указанной части.
Заявитель жалобы считает, что суды приняли судебные акты при неверном толковании Федерального "закона" от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). По мнению заявителя, с 01.01.2005 право на льготный проезд гражданам не предоставляется. С указанной даты это право устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, Российская Федерация не является надлежащим ответчиком по данному делу, поэтому им должен выступать главный распорядитель бюджетных средств - Кировская область.
В отзыве Предприятие отклонило доводы жалобы и просило оставить оспариваемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные. По его мнению, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, в том числе за счет казны Российской Федерации, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не направили представителей в суд кассационной инстанции. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрация Слободского района (заказчик) и Предприятие (исполнитель) заключили муниципальный контракт от 14.01.2009 3/09 N 3/02-2/1 на осуществление транспортного обслуживания населения между населенными пунктами в границах Слободского района на 2009 год с дополнительными соглашениями от 05.03.2009 N 42/09, от 23.12.2009 N 163/09 и от 10.02.2010 N 16/10. Предметом указанного договора являлась обязанность исполнителя осуществлять транспортное обслуживание населения по маршрутам, согласно приложению N 1, в соответствии с утвержденным заказчиком графиком движения автобусов и установленными в регионе тарифами на перевозку пассажиров и багажа, а также осуществление перевозки по льготному тарифу граждан отдельных категорий, имеющих право на меры социальной поддержки, согласно приложению N 2.
В приложении N 2 к муниципальному контракту установлен перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения.
Муниципальное образование "Город Слободской" и Предприятие (исполнитель) заключили договор от 31.12.2009 на регулярные пассажирские перевозки по городским маршрутам N 2/02-2/1, по условиям которого исполнитель берет на себя обязательство по выполнению регулярных пассажирских перевозок автобусами по городским маршрутам N 1, 2, 2а, 3, 5, 7, 107 и 24 города Слободского по расписанию, утвержденному распоряжением администрации города Слободского. Срок действия данного договора с 01.01.2010 до 31.12.2010 (пункты 4.1, 4.2 договора).
Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области и Предприятие заключили договор на оказание транспортных услуг по перевозке населения Кировской области от 11.01.2010, срок действия данного договора с 01.01.2010 по 31.12.2010. Предметом договора являлась обязанность исполнителя осуществлять перевозки по льготному тарифу отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Кировской области на пригородном маршруте N 102 "Слободской - Киров".
Истец с 01.01.2010 по 30.06.2010 оказывал услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по городским и пригородным маршрутам, в том числе перевозки пассажиров, имеющих право на льготы.
Решениями Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 21.12.2007 N 45/2 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области" и от 18.09.2008 N 33/1 установлены тарифы на проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте для граждан, имеющих право на льготный проезд по перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286.
Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).
По расчетам истца общая сумма выпадающих доходов по городским перевозкам за 1 и 2 кварталы 2010 года составила 1 785 549 рублей.
Истцу возмещено за счет областного бюджета 776 103 рубля.
Размер невозмещенных расходов, понесенных истцом в 1 и 2 кварталах 2010 года в связи с предоставлением льготного проезда по городским маршрутам отдельным категориям граждан, составил 1 785 549 рублей, из них: относящихся к федеральному регистру - 1 474 996 рублей и относящихся к областному регистру - 310 553 рубля.
В связи с неполным возмещением расходов от предоставления льгот Предприятие обратилось в суд с иском.
В "пункте 5 статьи 790" Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным "законом" от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно "пункту "ж" статьи 71" Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального "закона" Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакциях от 22.08.2004 и 29.12.2004) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 "N 827" и от 25.12.2006 "N 802" утверждены Правила предоставления, расходования и учета субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Как разъяснено в "пункте 18" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот ("пункт 19" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Объем переданных средств не покрыл расходы Предприятия по предоставлению льгот по перевозке граждан на городских маршрутах, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта, поэтому суд правомерно на основании "статей 16", "1069" и "1071" Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил иск.
Суд с учетом "статей 68" и "71" Арбитражного процессуального кодекса оценил представленные в дело доказательства и сделал вывод о необходимости компенсировать Обществу выпадающие доходы в размере 1 474 996 рублей с Российской Федерации и 310 553 рублей с Кировской области.
Доводы заявителя не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, изменение которых "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не установил.
Кассационная жалоба Минфина не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь "статьями 287 (пунктом 1 части 1)" и "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А28-7261/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
Н.А.КАШИРСКАЯ
В.А.НОГТЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика  

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать