Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 21.04.2011 г. № ВАС-560/11

Определение ВАС РФ от 21.04.2011 г. № ВАС-560/11

Общество исключено из реестра резидентов особой экономической зоны. Дело об исключении общества передано для пересмотра в порядке надзора.

29.04.2011  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21.04.2011 г. № ВАС-560/11

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Балтийский консервный завод" от 14.12.2010 о пересмотре в порядке надзора "постановления" Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 и "постановления" Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2010 по делу N А21-12959/2009 Арбитражного суда Калининградской области по иску Министерства промышленности Калининградской области, г. Калининград (далее - министерство) к обществу с ограниченной ответственностью "Балтийский консервный завод", г. Черняховск Калининградской области (далее - общество) об исключении общества из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области

установила:

Министерство обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу об исключении последнего из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - реестр резидентов) по тем основаниям, что цель инвестиционного проекта общества (осуществляемая деятельность) не соответствует заявленной в инвестиционной декларации; в нарушение требований Федерального "закона" от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об Особой экономической зоне") занижен объем капитальных вложений, что установлено проведенной проверкой в период с 28.07.2009 по 14.08.2009 и отражено в акте проверки от 17.08.2009 N 5.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2010 в иске отказано по тем мотивам, что в инвестиционной декларации от 15.06.2006 N 6 обществом заявлен планируемый вид деятельности - "15.20", что в соответствии с Общероссийским "классификатором" видов экономической деятельности ОК 029-2001 соответствует виду деятельности "Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов"; данный вид деятельности и был заявлен обществом в инвестиционной декларации.
Отклоняя довод министерства о занижении обществом объема инвестиций в форме капитальных вложений, суд первой инстанции сослался на представленные обществом договор поставки оборудования от 05.06.2009 N 34 и платежные поручения о перечислении денежных средств в размере 69 754 000 рублей на приобретение оборудования по этому договору. В связи с этим суд пришел к выводу, что общая сумма инвестиций в основные средства, осуществленных обществом за три года со дня его включения в реестр резидентов, составила 152 766 219 рублей 72 копейки, что превышает предусмотренный "пунктом 5 части 10 статьи 4" Закона об Особой экономической зоне объем капитальных вложений.
Довод министерства о том, что до постановки оборудования на бухгалтерский учет в качестве основного средства перечисленные по договору от 05.06.2009 N 34 денежные средства в размере 69 754 000 рублей не могут квалифицироваться как инвестиции в форме капитальных вложений, отклонен судом как ошибочный, поскольку "статья 1" Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности") определяет инвестиции в форме капитальных вложений как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты; затраты на приобретение оборудования подтверждены обществом документально.
"Постановлением" Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда от 15.02.2010 отменено, иск удовлетворен, общество исключено из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
Признав обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обществом при реализации инвестиционного проекта осуществляется именно тот вид экономической деятельности, который заявлен в инвестиционной декларации, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом о том, что со стороны общества отсутствует нарушение "пункта 5 части 10 статьи 4" Закона об Особой экономической зоне.
Суд указал на то, что системное толкование "статей 1" - "3" Закона об Особой экономической зоне во взаимосвязи с целями последующего льготного осуществления предпринимательской деятельности в особой экономической зоне предполагают не простое перечисление денежных средств контрагенту на приобретение оборудования, а действительную реализацию инвестиционного проекта в указанной сумме инвестиций в установленный срок.
Исходя из того, что оплаченное по договору от 05.06.2009 N 34 оборудование обществом не получено и не поставлено на бухгалтерский учет, срок его поставки перенесен, никаких действий по получению оборудования общество не предприняло, суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства исключают возможность идентифицировать произведенные обществом в оплату оборудования по данному договору платежи как капитальные вложения.
В связи с этим суд признал правомерным исключение министерством из объема капитальных вложений общества в инвестиционный проект за три года суммы 69 754 000 рублей.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа "постановлением" от 16.09.2010 "постановление" суда апелляционной инстанции от 17.05.2010 оставил без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов, указав также, что сами по себе расходы общества не приводят к развитию производства товаров, заявленных в инвестиционной декларации; в результате действий общества срок реализации инвестиционного проекта фактически перенесен за пределы трехлетнего срока при отсутствии реальных гарантий получения оборудования.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование и применение судами норм материального права, а также на то, что при рассмотрении дела N А21-8540/2008 Арбитражного суда Калининградской области по аналогичному спору между министерством и обществом, но по итогам двух лет реализации того же инвестиционного проекта, те же суды пришли к противоположным выводам при квалификации платежей, затраченных на приобретение оборудования, как капитальных вложений.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу, что заявление о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с инвестиционной декларацией от 15.06.2006 N 6 общество включено в реестр резидентов как лицо, реализующее инвестиционный проект "Создание рыбоконсервного производства", с осуществлением инвестиций в проект в течение трех лет с момента включения в реестр резидентов в размере 179 000 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что министерством не доказано основание для исключения общества из реестра резидентов, предусмотренное "частью 3 статьи 7" Закона об Особой экономической зоне, - занижение объема капитальных вложений, при этом положения названного "закона" и "Закона" об инвестиционной деятельности об инвестициях в форме капитальных вложений истолкованы судом первой инстанции как не связывающие понятие "осуществление инвестиций в форме капитальных вложений" с моментом, когда оборудование (или иное имущество), в оплату которого вложены денежные средства, фактически получено и поставлено на учет и отражено на соответствующих счетах бухгалтерского учета как основное средство.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, исходили из того, что денежные средства, перечисленные в оплату оборудования по договору поставки, приобретают статус инвестиций в форме капитальных вложений лишь тогда, когда оборудование (основное средство) получено и поставлено на бухгалтерский учет.
Изучение практики рассмотрения аналогичных споров свидетельствует о том, что одни и те же суды при сходных обстоятельствах принимают прямо противоположные решения (дело N А21-8540/2008 Арбитражного суда Калининградской области; дело N А21-13248/2009 Арбитражного суда Калининградской области).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях формирования единообразной судебной практики по данной категории дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь "статьями 299", "301", "304" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А21-12959/2009 Арбитражного суда Калининградской области для пересмотра в порядке надзора "постановления" Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 и "постановления" Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2010 по указанному делу.
Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 23 мая 2011 года.

Председательствующий судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок