Новости / Налогообложение / Выездная проверка: какие права у сотрудников полиции?
Выездная проверка: какие права у сотрудников полиции?
Сотрудники ОВД не осуществляют непосредственно налоговый контроль
13.05.2014О том, какие права у сотрудников полиции, могут ли они осуществлять налоговый контроль и при каких условиях в ходе проведения выездных проверок, рассказал на онлайн-конференции (проходившей 17 апреля 2014 года) юрист по налогообложению компании «НАФКО-Консультанты» Илья Шиганов.
Как объяснил Илья, «порядок взаимодействия сотрудников ОВД с налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля подробно описан в Приказе МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», а также в Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
Основаниями для такого запроса являются:
1. Наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
2. Назначение выездной (повторной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
3. Необходимость привлечения сотрудников ОВД для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
4. Необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц.
Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
ФНС России в своем письме от 24.08.2012 г. № АС-4-2/14007 указало 3 случая, при которых привлечение сотрудников ОВД к выездной налоговой проверке является обязательным:
– при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению НДС либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога;
– при выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 Уголовного кодекса РФ;
– при выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 УК РФ).
В заключении хотелось бы обратить внимание на тот факт, что сотрудники ОВД не осуществляют непосредственно налоговый контроль. По законодательству налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Сотрудники ОВД участвуют в мероприятиях налогового контроля только в рамках взаимодействия и по запросу от налогового органа».



