Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Онлайн-конференции / Актуальные проблемы, связанные с порядком проведения мероприятий налогового контроля. Камеральные и выездные налоговые проверки

17.04.2014   Актуальные проблемы, связанные с порядком проведения мероприятий налогового контроля. Камеральные и выездные налоговые проверки

17 апреля 2014 года на Российском налоговом портале состоялась онлайн-конференция на тему: «Актуальные проблемы, связанные с порядком проведения мероприятий налогового контроля. Камеральные и выездные налоговые проверки».

В режиме онлайн эксперты юридической компании «НАФКО-Консультанты» ответили на вопросы посетителей портала.

Не смотря на тот факт, что налоговым законодательством достаточно подробно урегулирована процедура проведения камеральных и выездных налоговых проверок, тем не менее налогоплательщики зачастую сталкиваются с некоторыми пробелами законодательства, а иногда и просто с нестандартными ситуациями, ответ на которые невозможно найти ни в положениях НК РФ, ни в правоприменительной практике. Кроме того, в середине прошлого года было опубликовано долгожданное Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Среди прочих разъяснений, указанный документ также освятил некоторые актуальные вопросы, связанные с осуществлением мероприятий налогового контроля.

В ходе онлайн-конференции специалисты компании «НАФКО-Консультанты» подробно разъяснят последние правовые изменения и тенденции арбитражной практики в этой сфере, а также дадут практические рекомендации налогоплательщикам по защите своих прав при проведении налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок.

На тему проведения мероприятий налогового контроля, рассуждает  Главный юрист по налогообложению компании «НАФКО-Консультанты»: Актуальные вопросы, возникающие у налогоплательщика в рамках осуществления мероприятий налогового контроля.

Справка о компании:

Юридическая компания «НАФКО-Консультанты» образована в 2003 году. Основным видом деятельности компании является оказание услуг правового, налогового консалтинга и арбитража. Компания «НАФКО-Консультанты» практикует западные стандарты ведения бизнеса, которые основываются на безупречной деловой репутации, значительном корпоративном ресурсе, индивидуальном подходе к каждому клиенту, а также гарантии качества оказываемых услуг. Вот уже второй год подряд компания входит в число крупнейших юридических компаний по размеру выручки, а также по версии рейтинга «Право.Ru-300» за 2012 год, включена в число лучших компаний в области налогового права.

Иккерт Павел
ООО «НАФКО-Консультанты»
Руководитель практики налогового права

1
Василий Литовцев

Расскажите, как правильно вести себя, когда налоговый инспектор начинает делать изъятие документов? Какие при этом документы следует составлять и подписывать?
Волобоев Максим
Волобоев Максим

ООО «НАФКО-Консультанты», Главный юрист по налогообложению

Согласно  ст. 31 НК РФ  налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
В силу положений ст. 94 НК РФ Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
Из анализа указанной нормы следует, что выемка документов возможна на основании постановления должностного лица проводящего проверку, которое должно быть утверждено руководителем (заместителем руководителя) проверяющей инспекции. В постановлении должны быть указаны мотивы, по которым налоговым органом принято решение о выемке документов.
Необходимо отметить, что ФНС России в письме от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12837 указывает, в каких случаях может производиться выемка документов:
1) при наличии обстоятельств, при которых у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены:
– не обеспечение возможности должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов на территории (в помещении) проверяемого лица при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогоплательщика (по месту нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения налогоплательщика-организации);
– не обеспечение возможности должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов по месту нахождения налогового органа при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа;
– если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица (пункт 8 статьи 94 Налогового кодекса);
– иных случаях.
2) При отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной налоговой проверки документов или непредставлении их в установленные сроки.
Таким образом, перед выемкой документов, налогоплательщик вправе ознакомиться с постановлением о выемке документов, установить основания для проведения выемки, а также перечень документов подлежащих выемке.

Волобоев Максим
Волобоев Максим

ООО «НАФКО-Консультанты», Главный юрист по налогообложению

При производстве выемки документов, должны присутствовать не менее двух понятых. В качестве понятых, в соответствии  со ст.  98  Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть приглашены  любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. На понятых возлагается  обязанность удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Им предоставлено  право  делать, по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
Таким образом, в качестве понятых не могут быть привлечены  должностные лица налоговых органов.
В ходе осуществления выемки составляется протокол (по установленной форме) в котором подробно описываются изымаемые документы и их количество. В соответствии со 99  НК РФ, в протоколе выемки указываются   место и дата производства выемки,  время  её начала и окончания, участвующие лица, а также её содержание, последовательность её проведения и  выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства.
К протоколу выемки  прилагаются   фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.
Протокол выемки не должен иметь неоговоренных и  не заверенных подписями лиц, его подписывающих,  каких-либо помарок,  поправок, подчисток, и иных исправлений.
Отдельно к протоколу выемки документов и предметов может быть составлена опись с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.
Все изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью налогоплательщика, у которого они изымаются.
Все изъятые документы предъявляются понятым, о чем понятые расписываются в протоколе выемки, после документы упаковываются на месте выемки (по необходимости).
Таким образом, налоговый орган обязан взамен изъятых оригиналов документов предоставить заверенные печатью налогового органа копии этих документов вместе с копией протокола о выемке.
По результатам выемки, если протокол выемки не был вручен налогоплательщику, то он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением. Также в случае невозможности выдачи налогоплательщику копий документов одновременно с изъятием, копии предоставляются в течение 5 рабочих дней (п. 8 ст. 94 НК РФ).
В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается, согласно ст. 96 НК РФ, специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
Согласно  ст.  36 Налогового кодекса Российской Федерации, по  запросу налоговых органов могут  участвовать  вместе с ними должностные лица органов внутренних дел в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Волобоев Максим
Волобоев Максим

ООО «НАФКО-Консультанты», Главный юрист по налогообложению

Порядок и вопросы взаимодействия  между  должностными лицами  названных органов  регламентированы  совместным приказом МВД России № 495 и ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. (ред. от 12.11.2013 г.) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Кроме того, необходимо отметить, что при отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. При этом, такой отказ признается (квалифицируется) как воспрепятствование законной деятельности должностного лица, влекущего административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1  КоАП РФ.
Дополнительно необходимо отметить, что подробно порядок осуществления выемки документов прописан в письмах ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12837, от 25.07.2013 г. № АС-4-2/13622.
Резюмируя изложенное необходимо отметить, что при производстве выемки документов, налогоплательщику необходимо ознакомится с постановлением о выемке документов, удостоверится в надлежащей мотивировке оснований для выемки документов. При производстве выемки следить за тем, чтобы изымаемые документы были подробно описаны в протоколе выемки, были соблюдены все требования, предъявляемые налоговым кодексом к протоколу. Сами изъятые документы должны быть прошнурованы и подписаны налогоплательщиком. При этом, при получении от налогового органа копий документов и протокола желательно установить тождественность и полноту (наличие) всех копий изъятых документов.

2
Ольга Ковалева

Бухгалтер

Имеет ли право налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки делать осмотр помещений налогоплательщика?
Шиганов  Илья
Шиганов Илья

«НАФКО-Консультанты», Юрист по налогообложению

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся  у налогового органа.
Иными словами, исходя из анализа приведенной нормы, осмотр помещений в рамках камеральной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрен.
Аналогичной позиции придерживаются и суды.
Так, ВАС РФ в своем Постановлении Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что «в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки».
То есть, таким образом, осмотр помещений осуществляется исключительно в рамках выездной налоговой проверки.
Однако, обращаем внимание, на наличие прецедентов, в которых суды вставали на сторону налоговых органов и признавали правомерным проведение осмотра: Определение ВАС РФ от 29.05.2008 г. № 6938/08, постановление ФАС Центрального округа от 10.06.2013 по делу N А36-6770/2012,постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2012 по делу N А29-2000/2011, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 по делу N А46-14216/2010 и др.

3
Кирьянова Светлана Ивановна

Главный бухгалтер

Какие права у сотрудников полиции, могут ли они осуществлять налоговый контроль и при каких условиях?
Шиганов  Илья
Шиганов Илья

«НАФКО-Консультанты», Юрист по налогообложению

На основании п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу от налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок.
Порядок взаимодействия сотрудников ОВД с налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля подробно описан в Приказе МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», а также в Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
Основаниями для такого запроса являются:
1. Наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
2. Назначение выездной (повторной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
3. Необходимость привлечения сотрудников ОВД для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
4. Необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц.
Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
ФНС России в своем письме от 24.08.2012 г. № АС-4-2/14007 указало 3 случая, при которых привлечение сотрудников ОВД к выездной налоговой проверке является обязательным:
– при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению НДС либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога;
– при выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 Уголовного кодекса РФ;
– при выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 УК РФ).
В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что сотрудники ОВД не осуществляют непосредственно налоговый контроль. По законодательству налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Сотрудники ОВД участвуют в мероприятиях налогового контроля только в рамках взаимодействия и по запросу от налогового органа.

4
Карабашева Ирина

Вправе ли представитель компании прийти на допрос в налоговый орган с юристом, адвокатом или иным специалистом?
Шиганов  Илья
Шиганов Илья

«НАФКО-Консультанты», Юрист по налогообложению

На основании п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
В свою очередь, порядок участия свидетеля в мероприятии налогового контроля указан в ст. 90 НК РФ.
Обращаем внимание, что в указанных выше нормах не прописано момента, касательно участия на допросах представителя сотрудника компании.
Кодексом не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Вместе с тем, при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно положениям статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, положения статьи 26 Кодекса, в соответствии с которой регламентировано право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на свидетелей не распространяются. Налоговый кодекс разграничивает понятия уполномоченного представителя и свидетеля.
Здесь следует указать на несколько случаев присутствия адвоката (юриста):
1. При допросе свидетеля налогоплательщик вправе обеспечить присутствие своего юриста, имеющего при себе доверенность, выданную непосредственно налогоплательщиком на представление интересов в налоговых органах;
2. В случае отсутствия юриста компании на допросе, свидетель имеет право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), воспользоваться услугами любого юриста или адвоката (имеющим доверенность, см. ст. 185 ГК РФ).

5
Берестова Лидия

Бухгалтер

Имеет ли право налоговый инспектор в ходе проведения камеральной проверки (декларация по НДС) требовать от компании документы, не относящиеся к расчету НДС?
Шиганов  Илья
Шиганов Илья

«НАФКО-Консультанты», Юрист по налогообложению

Обращаем внимание, что по общему правилу налоговые органы не имеют права истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в ходе камеральной проверки (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Также, хотелось бы отметить, что с 1 января 2010 г. инспекция в ходе камеральной проверки не вправе повторно запрашивать документы, которые были представлены ранее.
Однако, налоговое законодательство, тем не менее, предусматривает случаи, когда дополнительные документы, все таки, могут запросить:
1. При проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы (п. 6);
2. При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8);
3. Проведение камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9).
Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, а значит, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. Аналогичную позицию высказал и Минфин в своем письме от 27.03.2008 г. № 03-02-07/1-125.
В частности, как уже отмечалось, одним из поводов для истребования документов является заявленная сумма налога к возмещению.
Пленум ВАС РФ в п. 25 Постановления от 30.07.2013 г. № 57 разъяснил, что под действие п. 8 ст. 88 НК РФ подпадают не все декларации по НДС, а лишь те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств. Аналогичное мнение выражено в письмах Минфина России и ФНС России.
Однако сообщаем, что есть противоположная позиция, в соответствии с которой налоговый орган вправе истребовать документы в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты (т.е. при подаче декларации с суммой налога к уплате). Данная позиция нашла свое отражение в судебной практике: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2007 г. № А78-2319/07-СЗ-8/119-Ф02-7984/07 по делу А78-2319/07-СЗ-8/119, Определением ВАС РФ от 15.02.2008 № 1465/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС.
Принимая во внимание, что практика в отношении именно суммы налога к уплате относительно старая, и с учетом наличия нового Постановления Пленума ВАС № 57, можно сделать вывод о том, что суды будут вставать на сторону именно налогоплательщика.
Обращаем внимание, п. 1 ст. 172 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. К ним относятся:
– счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
– документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.
В случаях, когда инспекторы превышают свои полномочия по истребованию документов, арбитражные суды встают на сторону налогоплательщиков.
Однако есть судебная практика, в которой суд делает вывод о правомерности истребования документов, не являющихся первичными: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2013 по делу № А03-7357/2012. ФАС указал, что налоговый орган вправе отразить в требовании любые документы, которые, по его мнению, необходимы для проведения проверки. Но также следует отметить, что непредставление таких документов – не будет являться правонарушением.
Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо оценивать содержание запрашиваемых инспекций документов на предмет их возможного отношения к обязательствам налогоплательщика по исчислению и уплате налогов и сборов.

6
Лариса Кулибина

При «встречке» могут затребовать любые документы, которые касаются проверяемой компании или нет?
Мостовая Ирина
Мостовая Ирина

ООО “НАФКО-Консультанты”, Главный юрист по налогообложению

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Указанная статья не содержит конкретный перечень документов, однако  к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Подобный вывод содержится в письмах Минфина России от 09.10.2012 г. № 03-02-07/1-246, от 08.10.2012 г. № 03-02-07/2-136, а также подтверждается сложившейся судебной практикой.
Если же требуемые документы (информация) никак не связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то инспекция не имеет права требовать их в порядке встречной проверки, а контрагент имеет право их не представлять.
Обращаем внимание, что в каждом конкретном случае организация, у которой запрашиваются сведения в отношении контрагента, должен самостоятельно оценить, имеют ли отношение запрашиваемые в рамках встречной проверки документы к деятельности этого контрагента. Причем судебная практика допускает истребование документов, относящихся к деятельности контрагента как прямо, так и косвенно (Определение ВАС РФ от 19.01.2012 г. № ВАС-17466/11).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Также необходимо отметить, что ст. 93.1 НК РФ не установлено, что период, к которому относится истребуемый документ, должен быть равен периоду налоговой проверки проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 27.09.2013 г. № 03-02-07/1/40175).

7
Игнат Карасев

Я индивидуальный предприниматель, за какой год меня могут проверить, сколько лет мне необходимо хранить документы?
Назарова Гюльнара
Назарова Гюльнара

ООО “НАФКО-Консультанты”, Главный юрист отдела налогового права

Следует отметить, что российское налоговое законодательство не предусматривает какие-либо существенные особенности проведения налоговых проверок для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей.
В отношении налогоплательщика, в том числе индивидуального предпринимателя, проводятся два вида налоговых проверок – камеральная и выездная.
Основанием для камеральной налоговой проверки является поданная в инспекцию налоговая декларация и документы, представленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Выездная налоговая проверка (в отличие от камеральной) проводится на территории (в помещении) предпринимателя на основании соответствующего решения руководителя налогового органа или его заместителя.
В случае если индивидуальный предприниматель не может предоставить проверяющим помещение, то проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 3 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (абз. 1, 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
При выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации проверяется корректируемый период, даже в том случае, если он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих вынесению решения о проведении проверки (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 89 НК РФ закреплено, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
В соответствии со ст. 89 НК РФ проводятся и выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуальных предпринимателей, за период их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (Письма Минфина России от 19.07.2012 г. № 03-02-08/62, ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@).
Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность по обеспечению сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (в том числе документов, подтверждающих получение индивидуальным предпринимателем доходов и осуществление расходов) в течение четырех лет.
Согласно п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г.) индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет хранить первичные учетные документы, Книги учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.  
Эти положения, в том числе, касаются и физических лиц, которые прекратили предпринимательскую деятельность и утратили статус индивидуального предпринимателя (письмо Минфина России от 11.05.2012 г. № 03-02-08/45).
В отношении сроков хранения документов по страховым взносам в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС, согласно подп. 6 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.

8
Чернецова Мария Викторовна

Организация сдала налоговую декларацию в инспекцию в установленный срок, отметки о ее принятии имеются. По результатам камеральной проверки этой декларации было принято решение о привлечении нашего предприятия к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности в связи с тем, что она была подана на бланках старого образца. Правомерно ли это? Как нам доказать свою правоту?
Волобоев Максим
Волобоев Максим

ООО «НАФКО-Консультанты», Главный юрист по налогообложению

Привлечение к ответственности, предусмотренной положениями ст. 119 НК РФ как за несвоевременную сдачу отчетности, в случае представления декларации по старой форме, неправомерно. Тем более, когда камеральная проверка представленной декларации была проведена.
Обоснование: в соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Абзацем 2 п. 4 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.
Из анализа положений ст. 80 НК РФ следует, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, представленной по устаревшей (недействующей) форме. Если затем налогоплательщик не успеет в установленный срок подать декларацию, он может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.
В тоже время ни положениями ст. 119 ни иными нормами налогового кодекса не установлена ответственность за представление декларации по не установленной (недействующей)  форме, но в установленный налоговым кодексом срок.
Поскольку налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, представленной декларации по устаревшей форме, то это свидетельствует о том, что налоговый орган принял декларацию и осуществил в отношении принятой декларации мероприятия налогового контроля. Следовательно, при таких обстоятельствах налоговый орган не вправе был привлекать общество к ответственности за несвоевременное представление декларации.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Одним из обстоятельств, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в силу ст. 109 НК РФ является отсутствие события налогового правонарушения.
Диспозиция ст. 119 НК РФ предусматривает привлечение налогоплательщика к ответственности только за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
Судебная практика также придерживается позиции, согласно которой ст. 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение формы декларации, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2007 по делу N А17-2379/5-2007 (Определением ВАС РФ от 26.02.2008 г. № 1789/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2008 г. № А19-16490/07-44-Ф02-1652/08 по делу № А19-16490/07-44 (Определением ВАС РФ от 25.08.2008 г. № 10513/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2009 г. № КА-А40/11061-09 по делу № А40-90529/08-109-415.
Принимая во внимание вышеизложенное, советуем обратиться с апелляционной жалобой (в случае если не пропущен срок) или с жалобой в вышестоящий налоговый орган. В случае оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без удовлетворения, следует обратиться в арбитражный суд с требованием о признании решения о привлечении к ответственности за несвоевременное представление (не представление) декларации незаконным, не соответствующим положениям ст. 119 НК РФ.

9
Дмитрий Митяев

Моя компания из-за отпуска главного бухгалтера не представила своевременно документы по требованию налогового органа. За это нас налоговый орган оштрафовал. Как можно разрешить данную ситуацию?
Шиганов  Илья
Шиганов Илья

«НАФКО-Консультанты», Юрист по налогообложению

Ст. 126 НК РФ четко устанавливает санкции в виде штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов.
Существует несколько случаев, при которых за непредставление документов штрафовать нельзя:
– если документы не относятся к проверяемому налогу и периоду;
– истребование документов вне рамок налоговых проверок;
В конкретном случае имеет место отпуск главного бухгалтера. Возможно наличие некоторых послаблений со стороны инспекции, если указать на тот факт, что представление данных документов было абсолютно невозможно, ввиду отсутствия главного бухгалтера.
Также необходимо отметить, что могут быть применены смягчающие обстоятельства, в случае наличия тяжелого финансового положения общества (см. Постановление ФАС Уральского округа от 25.07.2013 г. № Ф09-7619/13).
Выше были указаны моменты, при которых возможно было бы оспорить (или применить смягчающие обстоятельства) данный штраф. В остальных случаях, налоговое законодательство четко предусматривает наложение штрафа за несвоевременное представление документов.

10
Татьяна

Вправе ИФНС в период проведения выездной налоговой проверки повторно запрашивать документы, которые уже предоставлялись в ИФНС при камеральной проверке деклараций НДС? Речь идет о документах по НДС освобождаемым операциям (раздел 7 декларации НДС).
Мостовая Ирина
Мостовая Ирина

ООО “НАФКО-Консультанты”, Главный юрист по налогообложению

Согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Обращаем внимание, что данное положение применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года.
Таким образом, если какие-либо из запрашиваемых документов уже представлялись в инспекцию, налогоплательщик в ответ на требование налогового органа доложен указать на реквизиты писем, с которыми указанные документы раннее были представлены.

11
Татьяна

У нас идет выездная налоговая проверка. Инспектор в требовании о предоставлении документов просит предоставить объяснение причин низкой налоговой нагрузки. Такого документа нет. Мы можем не тратить время на это и ничего не объяснять? Ваше мнение?
Назарова Гюльнара
Назарова Гюльнара

ООО “НАФКО-Консультанты”, Главный юрист отдела налогового права

Уважаемая Татьяна,
инспектор просит от Вас пояснений, в связи с чем Вы уплачиваете в бюджет небольшие суммы налогов.
Мы Вам советуем, все же, представить указанные пояснения.
В пояснениях необходимо указать любые обстоятельства, повлиявшие на снижение уровня налогов, перечисленных в бюджет, например, это могут быть кризис, снижение спроса, снижение цен из-за роста конкуренции и т.д. и т.п.
Показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика по основным видам экономической деятельности приведены в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Разместить:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок