Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Мнения / «Щедрая душа» российских компаний

«Щедрая душа» российских компаний

Россия в очередной раз оказалась впереди всей планеты, но радоваться на этот раз особо нечему: наше государство оценивается как уверенный экспортер коррупции. А если быть точнее, «откатов» в сфере коммерческой деятельности

03.11.2011Российский налоговый портал

Что же является причиной такого явления? Эксперты ссылаются на то, что в России за коммерческий подкуп практически не наказывают. Под воздействием этого формируется определенная культура делового поведения, при котором личная финансовая заинтересованность должностных лиц компаний является главным условием заключения контракта.

Однако если обратиться к закону, то все должно быть с точностью до наоборот. В российском УК РФ существует статья 204, которая устанавливает уголовную ответственность за дачу или получение вознаграждения коммерческими служащими. В этом году статья претерпела изменения, по которым срок наказания за подкуп может быть назначен до 7 лет. Стоит отметить, что до принятия Федерального закона от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ этот срок не превышал 3 лет. Упомянутые поправки также ввели кратные суммы штрафов за коммерческий подкуп (по аналогии со взятками должностных лиц).

На сегодняшний день, несмотря на принятия антикоррупционного закона, мнение исследователей складывается таким образом, что уровень коммерческого подкупа неуклонно растет. К сожалению, официальная судебная статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ не содержит информации о количестве дел, рассматриваемых в судебных органах по обвинениям в коммерческом подкупе. Но из известных дел именно такие припомнить крайне трудно даже сейчас, когда за подкуп можно получить суровое наказание.

Впрочем, помимо низкого уровня уголовно-правовых репрессий коммерческого подкупа существуют и иные факторы, обуславливающие высокий уровень коррупции среди компаний. Один из основных – слабая конкуренция. Ведь подкуп коммерческого служащего может говорить о том, что условия о поставках товаров, выполнения работ или оказания услуги не в силах заинтересовать покупателя. Или наоборот – поставщик занимает настолько доминирующее положение на рынке, что «неофициальные» договоренности являются неотъемлемой частью «официального» контракта.

А о защите конкуренции, как известно, заботится Федеральная антимонопольная служба. Если обратиться к статистике Высшего арбитражного суда за первое полугодие 2010 и 2011 годов, то можно наблюдать интересную тенденцию. Так, в январе-июне 2010 года из 278 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства удовлетворено только 107, в то время как в этом году эти показатели составляют 202 и 77 соответственно. Также обращает внимание количество оспоренных актов антимонопольщиков: 682 в 2010 и 901 в 2011 годах. То есть работа антимонопольных органов вряд ли можно оценить как удовлетворительную. А как при таких условиях не может развиваться монополизм с присущим ему высоким уровнем коммерческого подкупа? Впечатляет также количество рассмотренных в этом году дел об обязании заключить договор – всего 4. Из них удовлетворено всего 1 заявление.

И вся статистика формируется в условиях действия второго антимонопольного законодательного пакета, который по признанию юристов «перекручивает гайки» в некоторых местах. Можно ли при таких условиях предположить, что в России коммерческим служащим «откатов» не дают?

В связи с этим близки к реальности предположения о том, что из-за благоприятных условий для подкупов в России формируется определенная схема ведения бизнеса, которая переносится на внешнеэкономические сделки. Но почему тогда возникают подобные заявления только в отношении зарубежной деятельности наших компаний? Трудно представить, что иностранное законодательство относится к «откатам» лояльнее, чем отечественное. Но в Европе, например, гораздо труднее передать денежные средства в наличности получателю взятки: там оборот купюр более ограничен, чем в России. На помощь приходят дорогие подарки, которые нетрудно провести заграницу и также нетрудно отследить. Кроме того, на Западе принято жертвовать денежные средства на цели благотворительности во всевозможные фонды, подобные транзакции от российских компаний также можно выявить.

В России же проблем с оборотом наличности куда меньше. Ее отследить намного труднее. И поэтому не стоит делать вывод о том, что за рубежом наши компании ведут себя более смело, чем у себя на Родине. Возможно, что у нас эти цифры гораздо выше. Но в ближайшей перспективе расстановка сил может измениться, если Россия будет экспортировать товаров больше, чем сейчас. Ведь выход на западные рынки для отечественных товаров весьма сложен, да и импорт зарубежные правительства, как и всякое государство, не поощряют. Следовательно, некоторые компании будут стараться все больше и больше заинтересовать иностранных покупателей так, как привыкли делать это у себя - коммерческим подкупом, и поэтому вряд ли представления о российской коррупции изменятся в лучшую сторону.

Разместить:
Граждан переведут на «безнал»

Минфин в очередной раз высказался по поводу оборота наличных денег.

Путин о поддержке предпринимателей

Предложения интересные, но в реализации могут быть весьма затруднительные

Новый год для налогообложения может быть переломным

Уходит старый 2011 год, который принес нам немало важных новостей

Никогда
18 декабря 2011 г. в 23:21

Никогда ещё рекламодатель не получал такого http://kopimobile.ru

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок