Как сделать НДС более совершенным
Добавленная стоимость как экономическая категория объектом налогообложения в РФ не является
02.09.2011Российский налоговый порталНДС – налог на добавленную стоимость, один из самых непростых и вызывающих множество вопросов у бухгалтеров и споров в судах всех инстанций. В то же время, этот налог приносит не менее 40% всех доходов российского бюджета. Что характерно, проблемы можно обнаружить еще в самом определении налоговой базы по этому налогу. Согласно п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются конкретные предметы, объекты, иное имущество налогоплательщика. А по п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, по которой и рассчитывается сумма налога к уплате.
Можно предположить исходя из самого названия этого налога, что налог на добавленную стоимость должен взиматься именно с добавленной стоимости, однако в Налоговом кодексе РФ ни определения этого показателя, ни метода его расчета, да и вообще о добавленной стоимости как таковой ни слова нет. В соответствии с п. 2 ст. 153 Налогового кодекса РФ налоговая база по НДС определяется размером дохода или выручкой от реализации. На этом основании многие специалисты и ученые делают вполне логичный вывод о том, что именно добавленная стоимость как экономическая категория объектом налогообложения в Российской Федерации как раз и не является.
Более того, вызывает серьезную критику формулировка объекта обложения этого налога, юридически неверно составленная. Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признаются операции по переходу права собственности, которые не могут быть измерены и сосчитаны. Почему такие путанные определения оказались в законе, который в идеале вообще не должен иметь двоякого толкования, сейчас трудно сказать. Так или иначе, но жить приходится здесь и сейчас, при тех законах, какие имеются на данный момент.
На практике у бухгалтеров вопросы возникают уже по учету налогооблагаемой базы. При расчете НДС используется «инвойсный» метод, при котором налогоплательщики передают друг другу специальный документ (счет-фактуру), в котором выделена сумма налога. Кроме папок со счетами-фактурами необходимо вести книги учета поступивших и выданных счетов-фактур. По окончании налогового периода налогоплательщик исчисляет разницу между общей суммой НДС к уплате по всем выданным счетам-фактурам и общей суммой НДС по счетам-фактурам на оплаченные и оприходованные товары, работы и услуги. Разница подлежит уплате в федеральный бюджет РФ. Процесс этот достаточно трудоемкий и во многом дублирует бухгалтерский учет и налоговый учет, необходимый для расчета налога на прибыль. В каком-то смысле это уже третий вид учета, который должны вести бухгалтеры. Конечно, наличие компьютеров, бухгалтерских программ и применение уже в ближайшем будущем электронных счетов-фактур существенно облегчает учетную задачу, но не упрощает её. При этом очевидно, что механизм расчета и учета явно устарел и в современных условиях неудобен.
Как бы можно было упростить расчет и контроль взимания этого налога? Есть несколько вполне внятных способов, каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки. Изменение налоговой базы – это один из наиболее радикальных способов, призванный решить (точнее, устранить) хлопотный налоговый учет. Сумма НДС по оприходованным и оплаченным счетам-фактурам рассматривается в Налоговом кодексе РФ как налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу. Если бы эту базу можно было рассчитать иным образом, то хотя бы эту часть работы (по входящим счетам-фактурам) можно было бы вообще не делать. Как этого добиться – отменить в НК РФ этот вычет, а чтобы при этом не увеличивать налоговые обязательства бизнеса, предлагается снизить налоговую ставку до 5-9%. Принципиально для бюджета вряд ли есть большая разница – взимать 18% с разницы исходящих и входящих сумм НДС или обложить всю выручку налогоплательщика более низкой ставкой. Однако администрировать (контролировать) такой налог было бы неизмеримо проще, да и от мошенничеств с возвратом НДС можно разом избавиться.
По сути этот же вариант предлагается в виде замены НДС налогом с продаж или даже полной его отмены с увеличением ставки налога на прибыль. Если подробно изучить структуру налога на добавленную стоимость, можно заключить, что по сути его налоговая база представляет оплату собственного, не приобретенного на стороне, вклада в производство (в основном – оплату труда работников) и прибыль. А прибыль тоже облагается налогом, так и такой вариант корректировки действующего налогового законодательства не создаст особых расходов или неполученных доходов в государственном бюджете.
Иной подход – просто общее снижение налоговой ставки по НДС. Как ни странно, но в России отнюдь не самые высокие ставки, если не сравнивать, конечно, с США, где такого налога вообще нет (но есть не менее существенный для бюджета налог с потребления в 4 – 9%). В странах ЕС по этому налогу ставка составляет в среднем 22-23%, что вполне понятно – пополнять казну всё-таки необходимо, а снижая налоговые ставки, дефицит российского бюджета только увеличится.
Предложения интересные, но в реализации могут быть весьма затруднительные
Уходит старый 2011 год, который принес нам немало важных новостей



