Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Анатолий Черняков

Анатолий Черняков


Работа: ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва)

Должность: Генеральный директор

Новости / Мнения / Аттракцион немыслимой щедрости отменяется

Аттракцион немыслимой щедрости отменяется

Минфин передумал при восстановлении капитала за счет акционеров (участников) общества не включать в базу по налогу на прибыль доходы, полученные в виде любого имущества или имущественных прав

03.05.2011Российский налоговый портал

Менее месяца назад мы писали об «аттракционе» немыслимой щедрости от Минфина РФ. Финансовое ведомство прокомментировала поправку, внесенную законом от 28.12.2010 г. № 409-ФЗ, согласно которой «при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками» (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В письме от 21.03.2011 г. № 03-03-06/1/160 Минфин признал, что нововведение действует в полном объеме не только в отношении дивидендов, которые участник (акционер) общества захотел направить на восстановление капитала (увеличение чистых активов), но и в отношении любого иного имущества, имущественных и неимущественных прав, причем вне зависимости от размера доли в уставном капитале, которой владеет акционер или участник.

Однако радость была недолгой. В письме от 31.03.2011 г. № 03-03-06/1/191 Минфин, фактически, дезавуировал свое собственное разъяснение. Получилось это так. Некая организация, в уставном капитале которой более чем 20% принадлежит нерезиденту и получившая от этого участника (акционера) заем, обратилась в Министерство финансов с вопросом: «Если заимодавец простил долг по займу, а также простил проценты, начисленные и неуплаченные, то включаются ли в состав доходов общества при исчислении налога на прибыль прощенные проценты, которые ранее не отражались в составе расходов?»

Отметим, то в данном случае речь идет о так называемой «контролируемой задолженности». Контролируемая задолженность между аффилированными лицами возникает в следующих случаях (п. 2 ст. 269 НК РФ):

– иностранная организация прямо или косвенно владеет более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) российской организации ­­– заемщика;

– иностранная организация выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации;

– задолженность по займам, полученным от аффилированных иностранных организаций, которая более чем в три раза (для банков и лизинговых компаний ­– более чем в 12,5 раз) превышает собственный капитал организации.

Причем, в отношении контролируемой задолженности действуют особые правила налогового учета. Так, предельная величина процентов, признаваемых расходом, определяется на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления начисленной в этом периоде суммы процентов на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода (абз. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ).

Sпредел% = Sфакт%*Ккап,

где

Sпредел% – предельная величина процентов, признаваемых в расходов, уменьшающих базу налогообложения;

Sфакт% – сумма процентов, начисленная в соответствии с условиями договора;

Ккап – коэффициент капитализации.

Казалось бы, ответ очевиден. В письме от 21.03.2011 г. № 03-03-06/1/160 дан однозначный ответ. Однако в более свежем письме № 03-03-06/1/191 Минфин говорит совсем другое.

По мнению Минфина, в рассматриваемом случае нужно использовать совсем другую норму, а именно п. 18 ст. 250 НК РФ. В связи с этим «прощенные» проценты следует признать внереализационными доходами налогоплательщика. Более того, задолженность в виде суммы процентов по займу, списываемых путем прощения долга, подлежит включению в состав внереализационных доходов организации-должника на основании положений п. 18 ст. 250 НК РФ, даже в том числе в случае, если ранее указанные суммы процентов не отражались в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Как реагировать на то, что главное фискальное ведомство «путается в показаниях»? Если вы готовы спорить, то на вашей стороне ст. 111 НК РФ, если нет – считать, что «аттракцион» невиданной щедрости не состоялся.

Разместить:
Проценты по займу: кто главнее ВАС или Минфин?
ВАС РФ поддержал налоговиков, Минфин с ним не согласен
Маленькая радость на улице упрощенцев
Минфин то запрещает учесть в расходах затраты, связанные с уборкой занимаемых площадей, то разрешает
Казнить нельзя помиловать
Минфин разъяснил процедуру амортизации и формирования остаточной стоимости основных средств, входящих в состав активов ПИФ (ЗПИФН)
Виктор
14 мая 2011 г. в 21:42

Минфин любит чудить

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок