
Аналитика / В центре внимания / Бессмертный НДС
Бессмертный НДС
Депутаты хотят ускорить возмещение НДС. Как это можно сделать? Мнения наших экспертов
20.02.2009Российский налоговый порталЧто только не пытались сделать с этим налогом – ему все нипочем. Он не снижается, плохо собирается, на нем паразитируют мошенники и проч. Его надо срочно реформировать. Но как? В Госдуме недавно думали над этим вопросом. Примерный список мер выглядит следующим образом:
- Дать право на зачет НДС с момента подачи декларации;
- предоставить выбор налогового периода (месяц или квартал);
- при положительном исходе камеральной проверки сразу принимать решение о возмещении налога;
- возродить институт «традиционных экспортеров».
А что думают наши эксперты?
Напоминаем, что вы можете вступить в клуб экспертов или оставить комментарий как посетитель сайта
Темы: НДС  Налоговое право  
- 13.11.2023 Минфин пояснил, нужно ли платить НДС при передаче образцов для испытаний
- 02.11.2023 ЛДПР вносит законопроект об отмене НДС на розданные просроченные продукты
- 24.10.2023 ГД одобрила отмену двойного взимания НДС при перепродаже машин
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 25.09.2023 КПП в реквизитах организации: как расшифровать
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 26.11.2023
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате применения вычетов по сделкам, реальность которых не подтверждена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сертификаты качества на приобретаемый товар и договоры контрагентов с их поставщиками не соответствуют периоду поставки, подтверждение доставки нефтепродуктов не представлено, создание формального документооборота направлен
- 26.11.2023
В ходе
камеральной проверки признано отсутствующим право налогоплательщика на получение налогового вычета по счетам, выставленным контрагентами-банкротами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку агентский договор и прямые договоры поставки угля заключены после признания контрагентов несостоятельными, осведомленность налогоплательщика о невозможности исполнения должниками обязательств перед
- 26.11.2023
Обществу доначислены
НДС, пени и штраф по сделкам с контрагентами, которые не имели материальных и трудовых ресурсов, в книгах продаж отсутствовали реальные поставщики товаров, исполнение договорных обязательств перед заказчиками общество обеспечило своими силами и средствами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт осуществления реальных хозяйственных операций общества с заявленными им
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 28.11.2023 Письмо Минфина России от 14.11.2023 г. № 03-07-07/108315
- 27.11.2023 Письмо Минфина России от 25.09.2023 г. № 03-07-11/90973
- 27.11.2023 Письмо Минфина России от 02.10.2023 г. № 03-07-14/93300
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
Комментарии
Предоставление права на зачет НДС немедленно с момента подачи декларации – самый радикальный метод, способный решить многие проблемы налогоплательщиков, однако, вероятность того, что государство пойдет на него, по моему мнению, ничтожна. Данный метод предполагает явный перекос в сторону интересов налогоплательщиков, в то время, как налоговое законодательство в целом призвано обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Кроме того, он приведет к гигантскому снижению поступлений от НДС в федеральный бюджет в течение первых 2-3 кварталов с момента его введения, к чему, думается, наше государство сейчас не готово. Вместе с тем, подобный порядок открывает новые широчайшие возможности для незаконного возмещения НДС из бюджета, если параллельно будет изменен механизм фактического возврата налога, а без этого, работать заявительный порядок возмещения НДС не будет. Ведь сейчас, пожалуй, даже более значимой проблемой является фактический возврат налога, а не его зачет, а в случае предоставления права на возмещение с момента подачи декларации без кардинального изменения всей прописанной в НК РФ системы возврата налога (ст. 78 НК РФ) и без поворота на 180 градусов судебной практики (право на возврат сумм переплаты по налогам, о которых ранее не было известно инспекции возникает только после окончания камеральной проверки) - не будет эффективно.
Предоставление налогоплательщику права выбора налогового периода (месяц или квартал) не даст сколько-нибудь значимого результата. Это может помочь отдельным предприятиям с коротким производственным циклом оптимизировать свои финансовые потоки в части налоговых выплат и возмещения НДС.
При положительном исходе камеральной проверки сразу принимать решение о возмещении НДС, минуя принятие акта – мера полезная, но она может быть реализована и без внесения изменений в законодательство. Дело в том, что установленные НК РФ сроки на проведение проверки, составление акта, рассмотрение возражений налогоплательщика (которых при полностью положительном исходе проверки быть не должно) и принятия решения содержат лишь верхние границы (которые, впрочем, сплошь и рядом не соблюдаются). Ничто не мешает налоговому органу и сейчас, придя по результатам камеральной проверки к выводу о наличии у налогоплательщика права на возмещение НДС в полном объеме заявленных в декларации сумм, принять последовательно акт и решение о возмещении в течение 2-3 рабочих дней. Не думаю, что какой-либо налогоплательщик в таком случае будет оспаривать формальное нарушение налоговым органом его прав на участие в рассмотрении результатов камеральной проверки.
Возрождение института «традиционных экспортеров» может помочь отдельным предприятиям сырьевого сектора и промышленности, однако, это решение проблем лишь одной части налогоплательщиков НДС, причем и так наиболее защищенной, поскольку такого рода организации в настоящее время в основной массе стоят на учете в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, уровень и квалификация сотрудников которых гораздо выше, нежели в среднем по стране.
Я думаю, что должна быть камеральная проверка. И только после проверки по ее результатам должно быть решение - возмещать или нет. Деньги любят счет.
Глобально проблему возмещения НДС можно разбить на два блока: проблемы в НК РФ, проблемы в налоговых органах.
1. В НК РФ необходимо вернуть формулировки о том, что право на возмещение возникает с момента сдачи декларации. По крайней мере, в отношении зачета налога. Сейчас без проведения камеральной проверки налогоплательщик и зачесть не может. Это создает почву для злоупотреблений – налоговики просто не проводят «камералки».
Также необходимо поправить процедуру вынесения решения о возмещении. В отношении сумм, к которым нет претензий, нужно сразу выносить решение о возмещении. Не надо тратить время и бумагу, на составления акта и ожидание возражений налогоплательщика.
Введение института «традиционных экспортеров», во-первых, усиливает неравенство. Т.е улучшит положение тех, у кого серьезных проблем нет, и ухудшит у тех, кто испытывает трудности. Надо признать простой факт. Задержка возмещения крупнейшему налогоплательщику не так критична. Для бизнеса среднего предприятия 20-30 млн. руб. НДС могут оказаться последним гвоздем. Во-вторых, такая мера перераспределит административные издержки явно не в пользу «нетрадиционных экспортеров». В-третьих, такая мера еще раз подтвердит, что желания, поддерживать инвестиции и производство внутри страны, у государства нет.
Предоставления выбора налогоплательщику длительности налогового периода хоть и немного, но может помочь налогоплательщикам.
2. Проблема практики налоговиков наиболее сложная. Закон поменять легче, чем менталитет чиновника. Т.е. можно написать в НК РФ, что НДС возмещается за неделю, только это никто выполнять не будет. Это сегодняшние реалии.
С одной стороны, у налогоплательщиков нет эффективных инструментов для защиты своих прав. С другой, реформированием налоговой службы реально не занимаются.
Сейчас налоговый орган никак не отвечает за потери бюджета в виде процентов, выплачиваемых из-за несвоевременного возврата НДС. Некоторые налоговики прямо говорят, что пока государству «выгодно» терять эти суммы, все останется на своих местах. Судебные издержки реально не возмещаются, это надо признать. Учитывая эти факторы, выгодно не возмещать, какой бы ни был закон.
Аргумент, который часто слышится, о том, что, если возмещать сразу, то негодяи обдерут бюджет, вряд ли можно признать аргументом. Большинство понимает, как можно решать проблему, но предпочитает скромно умолчать.
"Это создает почву для злоупотреблений – налоговики просто не проводят «камералки» - а это грязная ложь, Дмитрий, вы хоть представляете себе загруженность налоговиков в инспекциях?. Почему всем выгодно чернить налоговую службу, проще её одну обвинить во всех грехах и неудачах?!
2 Некто
Прежде чем говорить о грязной лжи, наверное стоит взглянуть вокруг себя, или хотя бы посмотреть на результаты опросов http://www.taxpravo.ru/analytics/polls
Если хотите обсудить загруженность службы, то давайте обсудим. Только стоит сразу определить, что есть полезная загруженность, а что нет. К примеру, вряд ли стоит признать полезным запрос пары десятков тысяч документов по камералке.
По поводу очернения службы, у Вас есть мнение, что она не виновата? Так аргументируйте его. Будет интересно услышать.
Давайте спорить конструктивно, и не переходить на личности
Некто заявляет о загруженности налоргов...Удивительно, производство в стране падает (Кудрин говорит), а загруженность налоговых инспекций растет. Парадокс какой-то, что же они считают, а? Что же до камералок, конечно они проводятся, но только вопрос как именно? Я по одной камералке четыре раза в инспекцию одни и те же документы представлял и каждый раз по отдельному требованию. Последний раз в протоколе от труки все перечислил, так они доп.мероприятия назначили, и еще раз эти документы затребовали. Цирк прямо,,, К сборщикам податей еще с Библейских времен у всех народов особенно "теплое" отношение, так что напрасно Вы Некто удивляетесь... просто для чиновника любого органа, Закон вторичен, а мнение непосредственного начальника - первично. Ради того, чтобы перед начальством выслужиться, он и действующее предприятие попытается закрыть ... и на любую гадость пойдет. Очень забавно, но они еще и на какое-то понимание и благодарность претендуют. Одна так и заявила: "Я им учет наладила, а они в суд подали, какая неблагодарность..."
Никого не удивлю, сказав, что есть "налоговые инспекторы", а есть "налоговики".Проблема действительно в том, что руководствуются чиновники, в первую очередь, внутренним регламентом, а не кодексами. И мы можем сколько угодно поносить существующий порядок, однако решения проблемы по существу так никто и не предложил.
>|23.02.2009 07:19| Наталья
Предлагали, но втуне...
"...1.Компенсация всех обоснованных расходов и убытков субъекта экономической деятельности от неправомерных или ошибочных действий органов исполнительной власти. В судебном порядке.
2.ОБЯЗАННОСТЬ оных органов в проядке регресса взыскивать убытки казны от таких компенсаций с виновных должностных лиц. По решению суда же и в рамках действующего законодательства о госслужбе. .."
отменить НДС!!! И все проблемы касаемо этого вопроса уйдут.