Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Проверки, осуществляемые Фондом социального страхования РФ

Проверки, осуществляемые Фондом социального страхования РФ

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы — в данной публикации

11.08.2009
«Экономика и Жизнь»

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕРНЕЕ

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

М.Е. Дедова, главный бухгалтер ЗАО «Снежинская резинотехника»

ФСС России и его исполнительные органы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях в соответствии с Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательного социального страхования контролируют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхователей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверяющие могут истребовать документы, получать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

ФСС России и его исполнительные органы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях в соответствии с Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательного социального страхования контролируют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхователей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверяющие могут истребовать документы, получать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страхователей­-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фонда на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей­-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, произведенные с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц­страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетрудоспособности у работодателей, применяющих спецрежимы и добровольно уплачивающих в фонд страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением законодательства либо не подтверждены документально.

При выявлении нарушений в расходовании средств, полученных от исполнительного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, страхователь обязан возместить в бюджет фонда - добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователями и служат основанием для внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Трудящемуся в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 8 Закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения в санатории согласно приказу регионального отделения ФСС РФ. Однако в период попал нерабочий праздничный день.
Подлежит ли он оплате, ведь в подпункте 3 пункта 1 статьи 8 указанного выше закона сказано, что «обеспечение осуществляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица»? 
 

Маренин А.Н., главный бухгалтер Богдановичского ОАО «Огнеупоры»

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм занижена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

■ В статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выполняющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определено, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее - Перечень). Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюджетов всех уровней, не начисляются (п. 2 Перечня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), производимые за счет средств страхователя, предусмотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Перечнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные выплаты работникам, производимые страхователем, должны начисляться взносы на травматизм.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

■ Страхователь - физическое лицо не позднее десяти дней с даты заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Основание - ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя - штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответственности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение налогового правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НК РФ.

Региональное отделение фонда, которому страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положения Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной формы у страхователя не было, поскольку финансово­хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу работников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представляется с нулевыми показателями. При непредставлении расчетной ведомости возникают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действующим законодательством.

Если страхователь нарушил срок представления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в размере 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на предприятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как - не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Такая аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Буква закона

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

  Федеральным законом от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

  постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно­курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

  приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43-н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно­курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

  приказом ФСС России от 20.02.2008 № 37 «Об организации работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно­курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

  постановлением ФСС России от 15.10.2008 № 209 «Об утверждении формы и порядка представления отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников».

В 2009 г. порядок и условия финансирования предупредительных мер осуществляются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43-н «Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно­курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее - Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а по ее результатам - работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежащих перечислению в текущем году. Лимит финансирования - 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъекте РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту своей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

  • план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями ТК РФ;
  • копию акта о результатах проверки гос­инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования расходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать копии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходимым оборудованием.

При подтверждении расходов представляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений представляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление организации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные условия, а именно: финансово­хозяйственная деятельность ведется с момента государственной регистрации не менее трех лет, текущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

Кстати

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу:

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по условиям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда.

Страхователей, финансирующих предупредительные меры, условно подразделяют на две категории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшествующий год, и те, у кого сумма взносов превышает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает исполнительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта документов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России.

Страхователь обязан ежеквартально отчитываться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на финансирование предупредительных мер. Расходы на предупредительные меры, произведенные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.


Вся судебная практика по этой теме »