Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / НДС при импорте из стран ЕАЭС

НДС при импорте из стран ЕАЭС

Российский импортер должен самостоятельно определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС при импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога

01.07.2016
Автор: Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой группы «Такс Оптима»

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия - это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол)).

Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС при импорте товара придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).

Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (Приложение № 1 к приказу Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Обратите внимание, что в отличие от обычной декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Иначе говоря, если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.

Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

С 1 января 2015 года предусмотрены два способа подачи такого заявления:

  • на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Чиновники уточняют (письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 года, должен применяться новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика (утв. приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Кроме того, правила ЕАЭС предусматривают возможность представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе (п. 21 Протокола). Например, импортеру потребуется подать уточненное заявление при частичном возврате импортированных товаров. Если при подаче уточненного заявления вносить изменения в декларацию не требуется, то уточненную декларацию по НДС подавать не нужно. Вполне возможно, что к уточненному заявлению нужно будет приложить некоторые документы. Точный перечень документов зависит от причины уточнения.

Вычет НДС при импорте

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), то уплаченную сумму НДС при импорте из стран ЕАЭС он может принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет (пп. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ).

Определившись, в каком квартале он хочет отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 14.12.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об оформлении налогоплательщиком формальных сделок с контрагентами. 

    Итог: требование удовлетворено в части доначисления сумм налогов и штрафа по взаимоотношениям с некоторыми контрагентами, поскольку налогоплательщиком представлены все документы, подтверждающие право на вычет по НДС и включение спорных затрат в

  • 14.12.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени, сделав вывод о том, что взаимоотношения налогоплательщика и контрагента носят фиктивный характер. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган не представил бесспорных доказательств наличия в действиях налогоплательщика и его контрагента согласованности, создании налогоплательщиком формального докуме

  • 10.12.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС и штраф, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты на основании счетов-фактур, выставленных контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с целью завышения сумм вычетов по НДС налогоплательщик исказил сведения о фактах своей хозяйственной деятельности, создав формальный документооборот при отсу


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 10.12.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС и штраф, установив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям с контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик искажал сведения о фактах своей хозяйственной жизни и при отсутствии хозяйственных операций с контрагентами создал формальный документооборот.

  • 30.11.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, ссылаясь на неправомерное применение обществом налогового вычета по взаимоотношениям со спорным контрагентом в рамках договора купли-продажи товара. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных хозяйственных операций с целью получения необоснованной налоговой в

  • 19.11.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени в связи с получением необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку неправомерное применение налоговых вычетов по НДС подтверждено документально. 


Вся судебная практика по этой теме »