Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / НДС при импорте из стран ЕАЭС

НДС при импорте из стран ЕАЭС

Российский импортер должен самостоятельно определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС при импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога

01.07.2016
Автор: Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой группы «Такс Оптима»

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия - это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол)).

Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС при импорте товара придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).

Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (Приложение № 1 к приказу Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Обратите внимание, что в отличие от обычной декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Иначе говоря, если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.

Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

С 1 января 2015 года предусмотрены два способа подачи такого заявления:

  • на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Чиновники уточняют (письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 года, должен применяться новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика (утв. приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Кроме того, правила ЕАЭС предусматривают возможность представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе (п. 21 Протокола). Например, импортеру потребуется подать уточненное заявление при частичном возврате импортированных товаров. Если при подаче уточненного заявления вносить изменения в декларацию не требуется, то уточненную декларацию по НДС подавать не нужно. Вполне возможно, что к уточненному заявлению нужно будет приложить некоторые документы. Точный перечень документов зависит от причины уточнения.

Вычет НДС при импорте

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), то уплаченную сумму НДС при импорте из стран ЕАЭС он может принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет (пп. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ).

Определившись, в каком квартале он хочет отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп

  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 02.08.2017  

    Поскольку основанием начисления НДС по данному факту послужило сравнение инспекцией данных регистров бухгалтерского учета с данными налоговой декларации, без исследования образующего налоговую базу стоимостного выражения операций, оформляемых документами первичного бухгалтерского учета, судебная коллегия правильно указала, что инспекция не доказала неправильное исчисление НДС. Действия налогового органа не соответствуют норм

  • 31.07.2017  

    Сам по себе факт совершения хозяйственной операции по покупке товаров (работ, услуг) при отсутствии получения от контрагента счета-фактуры и первичного учетного документа, подтверждающего ее совершение, не дает право налогоплательщику на включение предъявленной по данной хозяйственной операции суммы НДС в состав вычетов ввиду отсутствия на период ее совершения обязательного документального подтверждения, предусмотренного ст.

  • 31.07.2017  

    Удовлетворяя заявленные организацией требования, суды исходили из того, что на момент предъявления к вычету налога на добавленную стоимость и принятия оспариваемых решений спорные объекты находились в собственности у налогоплательщика, доказательств обратного налоговым органом не представлено. Отсутствие контрагента заявителя по юридическому адресу, указанному в учредительных документах, не влияет на право налогоплательщика


Вся судебная практика по этой теме »