
Аналитика / Налогообложение / Порядок расчета страховых взносов для ИП
Порядок расчета страховых взносов для ИП
Директор ООО является также индивидуальным предпринимателем (ИП), им сдается отчетность по форме 3-НДФЛ.
Учитывается ли заработная плата, полученная ИП как наемным работником, при определении предельной величины доходов для исчисления размера фиксированного страхового взноса в Пенсионный Фонд РФ?
21.07.2015По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При определении предельного уровня доходов для исчисления размера фиксированного взноса в ПФ РФ, уплачиваемого ИП, заработная плата и иные вознаграждения, получаемые физическим лицом в качестве наемного работника от организации, не учитываются.
Обоснование позиции:
Исчисление и уплата страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на обязательное медицинское страхование производятся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).
На основании пп. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе руководителям, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных, в частности, в пп. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, в отношении доходов руководителя организации, выплачиваемых ему в рамках трудовых отношений, именно организация является плательщиком страховых взносов.
В свою очередь, в п. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ в качестве самостоятельных плательщиков страховых взносов указаны в том числе ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. То есть ИП признаются самостоятельными плательщиками страховых взносов в отношении собственных доходов от предпринимательской деятельности.
К сведению:
В соответствии с частью 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ ИП признаются плательщиками страховых взносов по двум основаниям:
- как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. «б» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ);
- как лица, занимающиеся частной практикой (п. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).
Частью 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он должен исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию.
Такой порядок действовал и в 2014 году, и продолжает действовать в 2015 году (смотрите информацию Пенсионного Фонда Российской Федерации от 05.01.2015).
Таким образом, ИП, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере.
При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются ИП по тарифам, установленным ст. 12 Закона № 212-ФЗ, с учетом положений ст.ст. 58, 58.2 Закона № 212-ФЗ.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, регламентированы ст. 15 Закона № 212-ФЗ.
Размер, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены ст.ст. 14 и 16 Закона № 212-ФЗ.
С 1 января 2014 года размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для ИП, не производящих выплаты физическим лицам, зависит от величины полученного дохода в расчетном периоде (часть 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
Если величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 руб., размер взносов рассчитывается как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало финансового года (5965 руб. в 2015 году (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»)), за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (п. 1 части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, размер фиксированного взноса в ПФ РФ для ИП при получении им дохода менее 300 000 руб. в 2015 году равен:
5965 руб. х 26% х 12 = 18 610,80 руб.
Если величина дохода за расчетный период превышает 300 000 руб., размер взносов рассчитывается как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (п. 2 части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Размер фиксированного размера страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, установленного п. 3 части 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Предельный уровень доходов для взносов в ФФОМС не установлен. Таким образом, размер фиксированного взноса на обязательное медицинское страхование для ИП в 2015 году равен:
5965 руб. х 5,1% х 12 = 3650,58 руб.
Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц (НДФЛ), в целях применения положений части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, доход учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ (п. 1 части 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
В свою очередь, пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ установлено, что исчисление и уплату НДФЛ в соответствии со ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели производят по суммам доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности.
В отношении же вознаграждений, выплачиваемых руководителю организации, за выполнение им трудовых обязанностей, исчисление и уплату НДФЛ производит организация-работодатель.
Как следует из п. 1 ст. 226 НК РФ, налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ. На налоговых агентов возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить причитающуюся сумму НДФЛ.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление и уплата НДФЛ налоговым агентом производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются, в частности, в соответствии со ст. 227 НК РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 227 НК РФ предприниматель исчисляет и уплачивает НДФЛ только с дохода, полученного им от предпринимательской деятельности, то, по нашему мнению, при определении предельного уровня доходов для исчисления размера фиксированного взноса в ПФ РФ заработная плата и иные вознаграждения, получаемые физическим лицом в качестве наемного работника от организации, не учитываются.
Полагаем, что для определения предельного уровня доходов необходимо учитывать только доходы, полученные физическим лицом от предпринимательской деятельности.
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 04.06.2025 Налог за 2024 год нужно уплатить до 15 июля — напомнили в УФНС
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 31.03.2025 Как использовать пониженный тариф взносов при переходе на льготную деятельность
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 02.03.2025
В ходе
проверки уполномоченный орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 2,1 процента, соответствующем указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности.Итог
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23410
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 26.11.2024 г. № 03-03-06/1/118134
Комментарии