
Аналитика / Налогообложение / Порядок расчета страховых взносов для ИП
Порядок расчета страховых взносов для ИП
Директор ООО является также индивидуальным предпринимателем (ИП), им сдается отчетность по форме 3-НДФЛ.
Учитывается ли заработная плата, полученная ИП как наемным работником, при определении предельной величины доходов для исчисления размера фиксированного страхового взноса в Пенсионный Фонд РФ?
21.07.2015По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При определении предельного уровня доходов для исчисления размера фиксированного взноса в ПФ РФ, уплачиваемого ИП, заработная плата и иные вознаграждения, получаемые физическим лицом в качестве наемного работника от организации, не учитываются.
Обоснование позиции:
Исчисление и уплата страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на обязательное медицинское страхование производятся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).
На основании пп. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе руководителям, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных, в частности, в пп. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, в отношении доходов руководителя организации, выплачиваемых ему в рамках трудовых отношений, именно организация является плательщиком страховых взносов.
В свою очередь, в п. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ в качестве самостоятельных плательщиков страховых взносов указаны в том числе ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. То есть ИП признаются самостоятельными плательщиками страховых взносов в отношении собственных доходов от предпринимательской деятельности.
К сведению:
В соответствии с частью 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ ИП признаются плательщиками страховых взносов по двум основаниям:
- как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. «б» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ);
- как лица, занимающиеся частной практикой (п. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).
Частью 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он должен исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию.
Такой порядок действовал и в 2014 году, и продолжает действовать в 2015 году (смотрите информацию Пенсионного Фонда Российской Федерации от 05.01.2015).
Таким образом, ИП, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере.
При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются ИП по тарифам, установленным ст. 12 Закона № 212-ФЗ, с учетом положений ст.ст. 58, 58.2 Закона № 212-ФЗ.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, регламентированы ст. 15 Закона № 212-ФЗ.
Размер, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены ст.ст. 14 и 16 Закона № 212-ФЗ.
С 1 января 2014 года размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для ИП, не производящих выплаты физическим лицам, зависит от величины полученного дохода в расчетном периоде (часть 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
Если величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 руб., размер взносов рассчитывается как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало финансового года (5965 руб. в 2015 году (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»)), за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (п. 1 части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, размер фиксированного взноса в ПФ РФ для ИП при получении им дохода менее 300 000 руб. в 2015 году равен:
5965 руб. х 26% х 12 = 18 610,80 руб.
Если величина дохода за расчетный период превышает 300 000 руб., размер взносов рассчитывается как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (п. 2 части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Размер фиксированного размера страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, установленного п. 3 части 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Предельный уровень доходов для взносов в ФФОМС не установлен. Таким образом, размер фиксированного взноса на обязательное медицинское страхование для ИП в 2015 году равен:
5965 руб. х 5,1% х 12 = 3650,58 руб.
Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц (НДФЛ), в целях применения положений части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, доход учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ (п. 1 части 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
В свою очередь, пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ установлено, что исчисление и уплату НДФЛ в соответствии со ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели производят по суммам доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности.
В отношении же вознаграждений, выплачиваемых руководителю организации, за выполнение им трудовых обязанностей, исчисление и уплату НДФЛ производит организация-работодатель.
Как следует из п. 1 ст. 226 НК РФ, налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ. На налоговых агентов возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить причитающуюся сумму НДФЛ.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление и уплата НДФЛ налоговым агентом производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются, в частности, в соответствии со ст. 227 НК РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 227 НК РФ предприниматель исчисляет и уплачивает НДФЛ только с дохода, полученного им от предпринимательской деятельности, то, по нашему мнению, при определении предельного уровня доходов для исчисления размера фиксированного взноса в ПФ РФ заработная плата и иные вознаграждения, получаемые физическим лицом в качестве наемного работника от организации, не учитываются.
Полагаем, что для определения предельного уровня доходов необходимо учитывать только доходы, полученные физическим лицом от предпринимательской деятельности.
- 04.07.2025 Минфин: оплата VIP-зала в командировке облагается НДФЛ
- 02.07.2025 Минфин: коммерческая недвижимость, полученная в дар от родственника, не облагается НДФЛ
- 01.07.2025 Работающие родители с низким доходом начнут получать налоговый вычет
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 26.06.2025
Оспариваемыми решениями
обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.
- 26.06.2025
По результатам
камеральной проверки предпринимателю доначислен НДФЛ и начислен штраф в связи с использованием формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой экономии в виде неправомерного завышения профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ путем учета фактически не произведенных и документально не подтвержденных расходов на поставку нефтепродуктов.Итог: в удовлетворении тре
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДФЛ, начислены пени.Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам.
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 20.03.2025 г. № 03-04-07/28167
- 04.07.2025 Письмо ФНС России от 17.06.2025 г. № БС-4-11/5838@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 03.09.2024 г. № 03-04-05/83186
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
Комментарии