Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете

Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете

Организации по договору с целью дальнейшей утилизации безвозмездно передана из Министерства обороны РФ продукция военного назначения (далее - ПВН). Организация обязана принять и утилизировать продукцию. В накладной на получение продукции указывается ее стоимость. Сторонами подписывается акт приемки выполненных работ по утилизации. Полученные в результате утилизации материалы остаются в собственности организации и реализуются третьим лицам. ПВН передается в собственность по накладной на отпуск ПВН на сторону (форма М-15). Согласно уставу учредителем организации является Правительство РФ в лице Министерства обороны РФ.

Имеется ли у организации обязанность по уплате НДС?

Вправе ли организация не учитывать доход для целей исчисления налога на прибыль? В случае если организация не имеет такого права, может ли быть учтена в расходах стоимость самого получаемого имущества?

15.05.2015
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл, Королева Елена

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Мы не видим оснований для исчисления НДС в качестве налогового агента стороной, получающей имущество для проведения работ по утилизации.

Указанное имущества не учитывается в составе внереализационных доходов.

В случае дальнейшей реализации материалов, образовавшихся в результате утилизации военной продукции, организация вправе уменьшить полученные от реализации доходы на стоимость создания (приобретения) указанных материалов.

Обоснование позиции:

Пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон № 61-ФЗ) определяет, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2010 по делу № А66-13398/2009).

Порядок ликвидации вооружения и военной техники устанавливается Правительством РФ (п. 22 ст. 6 Закона № 61-ФЗ).

Однако как таковой порядок утилизации имущества военного назначения, а также порядок взаимодействия сторон договора на утилизацию в настоящее время нормативными актами Правительства РФ не утвержден.

В то же время из положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) следует, что отчуждение в собственность физических и (или) юридических лиц имущества, находящегося в собственности РФ, возможно путем приватизации.

Поэтому в некоторых судебных решениях (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-3963/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 № 11АП-18197/13) указывается, что высвобождаемое военное имущество должно реализовываться в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.

Поскольку в рассматриваемом случае военное имущество не реализуется, мы придерживаемся позиции, что на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит.

Косвенно нашу позицию подтверждает постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 № 13АП-22341/14, в котором указывается, что военная продукция, передаваемая исполнителю на утилизацию, а также полученные (извлеченные) в результате работ по контракту продукты утилизации являются федеральной собственностью.

На основании п. 23 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275) образовавшиеся в ходе исполнения государственного контракта продукты утилизации передаются государственному заказчику. В свою очередь, исполнитель перечисляет доходы от реализации продуктов утилизации в доход федерального бюджета.

НДС

Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусматривает, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Особенности исчисления НДС налоговыми агентами разъясняются в ст. 161 НК РФ.

Статья 161 НК РФ содержит закрытый перечень операций, по которым НДС исчисляется и уплачивается в бюджет организациями - налоговыми агентами.

Так, абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, которые должны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Следовательно, можно сделать вывод, что при безвозмездной передаче подобного имущества именно на получателей такого имущества возлагается обязанность по исчислению, удержанию из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС.

Однако, как было указано нами выше, мы полагаем, что в рассматриваемом случае на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит. Таким образом, отсутствует как таковой факт реализации. В связи с чем мы придерживаемся позиции, что обязанностей по исчислению НДС в качестве налогового агента у организации, осуществляющей утилизацию, не возникает.

К сведению:

Если все же у Вашей организации имеется достаточная уверенность в том, что право собственности на утилизируемые боеприпасы переходит к организации-исполнителю (подрядчику), то тогда необходимо учитывать следующее.

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 № 11АП-22617/13 в ситуации, когда налогоплательщиком за счет средств муниципальной казны был безвозмездно получен мазут, судьи пришли к выводу, что поскольку денежные расчеты между сторонами отсутствовали, то организация-получатель удержать НДС не могла, обязанности уплатить НДС у налогового агента в данном случае не возникают (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2014 № Ф06-5370/13 по делу № А72-5024/2013).

В свою очередь, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7141/12 отмечается, что возложение на общество при отсутствии денежных расчетов между сторонами обязанности по исчислению и уплате НДС не соответствует требованиям п. 3 ст. 161 НК РФ.

Поскольку Ваша организация доход передающей стороне не выплачивает, то можно сделать вывод, что обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента в таком случае не возникает.

Налог на прибыль

Понятие безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) дано в п. 2 ст. 248 НК РФ.

Так, для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

По условиям договора Ваша организация обязана произвести утилизацию полученного имущества, факт проведения которой отражается в соответствующем акте, подписываемом сторонами. Учитывая данный факт, мы полагаем, что в таком случае указанное имущество не является безвозмездно полученным в целях главы 25 НК РФ. Соответственно, не возникает предпосылок для применения п. 8 ст. 250 НК РФ.

И хотя разъяснений финансового и налогового ведомств применительно к Вашей ситуации нам найти не удалось, отметим, что в ряде своих писем (смотрите, например, письма Минфина России от 16.11.2012 № 03-03-06/1/589, от 12.09.2012 № 03-07-10/20) работники Минфина России приходят к выводу, согласно которому имущество, полученное в пользование в рамках возмездного договора (договора подряда), не считается безвозмездно полученным для целей налогообложения прибыли.

Из вопроса следует, что в дальнейшем материалы, полученные в результате утилизации, реализуются Вашей организацией на сторону.

Как определено в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе доходы от таких операций уменьшить на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

В свою очередь, абзац 2 п. 2 ст. 254 НК РФ указывает, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Так как доходы, предусмотренные п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ, Ваша организация в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не признает, то и соответствующих расходов, учитываемых в целях налогообложения, не возникает.

Вместе с тем мы придерживаемся позиции, что полученные в собственность материалы, образовавшиеся в результате утилизации, следует рассматривать в качестве платы за услугу по утилизации. В этой связи мы полагаем, что доход от продажи указанного имущества Ваша организация вправе уменьшить на цену его приобретения (создания) в порядке пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом цена приобретения (создания) таких материалов, на наш взгляд, должна быть не ниже затрат на производство работ по утилизации военной продукции.

Если же полученные в собственность материалы по сути не являются платой за проведение работ по утилизации, то в этом случае их стоимость следует учесть в составе внереализационных доходов в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ.

Оценка дохода осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) (в части имущества, не являющегося амортизируемым).

Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. В такой ситуации считаем, что Вашей организации целесообразно обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 13.09.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты и отнес в состав расходов затраты по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с целью получения необоснованной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операци

  • 13.09.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, установив, что последний использовал схему минимизации налоговых обязательств по налогам посредством включения в производственный процесс взаимозависимых лиц, применявших специальные налоговые режимы. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт создания налогоплательщиком противоправной схемы дробления би

  • 13.09.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, установив занижение налогов в результате создания формального документооборота, а также занижение внереализационных доходов на сумму кредиторской задолженности. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщик искажал сведения о фактах хозяйственной жизни и создал формальный документооборот с целью


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 09.09.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по сделкам с аффилированными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов основные средства, производственные активы, необходимая штатная численность работников отсутствуют, фактическими исполнителями работ являлись физические и юридические лица, прим

  • 07.09.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание между обществом и контрагентами формального документооборота, с целью минимизации налоговых обязательств в условиях, когда спорные контрагенты не являлись фактическими поставщиками товаров и услуг. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота для получения налог

  • 07.09.2025  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие между обществом и его контрагентами реальных финансово-хозяйственных операций, связанных с исполнением договоров поставки и подряда. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом фиктивного документооборота по взаимоотношениям со спорными контрагентами с целью необоснованного получения в


Вся судебная практика по этой теме »