Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете

Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете

Организации по договору с целью дальнейшей утилизации безвозмездно передана из Министерства обороны РФ продукция военного назначения (далее - ПВН). Организация обязана принять и утилизировать продукцию. В накладной на получение продукции указывается ее стоимость. Сторонами подписывается акт приемки выполненных работ по утилизации. Полученные в результате утилизации материалы остаются в собственности организации и реализуются третьим лицам. ПВН передается в собственность по накладной на отпуск ПВН на сторону (форма М-15). Согласно уставу учредителем организации является Правительство РФ в лице Министерства обороны РФ.

Имеется ли у организации обязанность по уплате НДС?

Вправе ли организация не учитывать доход для целей исчисления налога на прибыль? В случае если организация не имеет такого права, может ли быть учтена в расходах стоимость самого получаемого имущества?

15.05.2015
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл, Королева Елена

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Мы не видим оснований для исчисления НДС в качестве налогового агента стороной, получающей имущество для проведения работ по утилизации.

Указанное имущества не учитывается в составе внереализационных доходов.

В случае дальнейшей реализации материалов, образовавшихся в результате утилизации военной продукции, организация вправе уменьшить полученные от реализации доходы на стоимость создания (приобретения) указанных материалов.

Обоснование позиции:

Пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон № 61-ФЗ) определяет, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2010 по делу № А66-13398/2009).

Порядок ликвидации вооружения и военной техники устанавливается Правительством РФ (п. 22 ст. 6 Закона № 61-ФЗ).

Однако как таковой порядок утилизации имущества военного назначения, а также порядок взаимодействия сторон договора на утилизацию в настоящее время нормативными актами Правительства РФ не утвержден.

В то же время из положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) следует, что отчуждение в собственность физических и (или) юридических лиц имущества, находящегося в собственности РФ, возможно путем приватизации.

Поэтому в некоторых судебных решениях (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-3963/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 № 11АП-18197/13) указывается, что высвобождаемое военное имущество должно реализовываться в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.

Поскольку в рассматриваемом случае военное имущество не реализуется, мы придерживаемся позиции, что на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит.

Косвенно нашу позицию подтверждает постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 № 13АП-22341/14, в котором указывается, что военная продукция, передаваемая исполнителю на утилизацию, а также полученные (извлеченные) в результате работ по контракту продукты утилизации являются федеральной собственностью.

На основании п. 23 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275) образовавшиеся в ходе исполнения государственного контракта продукты утилизации передаются государственному заказчику. В свою очередь, исполнитель перечисляет доходы от реализации продуктов утилизации в доход федерального бюджета.

НДС

Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусматривает, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Особенности исчисления НДС налоговыми агентами разъясняются в ст. 161 НК РФ.

Статья 161 НК РФ содержит закрытый перечень операций, по которым НДС исчисляется и уплачивается в бюджет организациями - налоговыми агентами.

Так, абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, которые должны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Следовательно, можно сделать вывод, что при безвозмездной передаче подобного имущества именно на получателей такого имущества возлагается обязанность по исчислению, удержанию из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС.

Однако, как было указано нами выше, мы полагаем, что в рассматриваемом случае на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит. Таким образом, отсутствует как таковой факт реализации. В связи с чем мы придерживаемся позиции, что обязанностей по исчислению НДС в качестве налогового агента у организации, осуществляющей утилизацию, не возникает.

К сведению:

Если все же у Вашей организации имеется достаточная уверенность в том, что право собственности на утилизируемые боеприпасы переходит к организации-исполнителю (подрядчику), то тогда необходимо учитывать следующее.

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 № 11АП-22617/13 в ситуации, когда налогоплательщиком за счет средств муниципальной казны был безвозмездно получен мазут, судьи пришли к выводу, что поскольку денежные расчеты между сторонами отсутствовали, то организация-получатель удержать НДС не могла, обязанности уплатить НДС у налогового агента в данном случае не возникают (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2014 № Ф06-5370/13 по делу № А72-5024/2013).

В свою очередь, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7141/12 отмечается, что возложение на общество при отсутствии денежных расчетов между сторонами обязанности по исчислению и уплате НДС не соответствует требованиям п. 3 ст. 161 НК РФ.

Поскольку Ваша организация доход передающей стороне не выплачивает, то можно сделать вывод, что обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента в таком случае не возникает.

Налог на прибыль

Понятие безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) дано в п. 2 ст. 248 НК РФ.

Так, для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

По условиям договора Ваша организация обязана произвести утилизацию полученного имущества, факт проведения которой отражается в соответствующем акте, подписываемом сторонами. Учитывая данный факт, мы полагаем, что в таком случае указанное имущество не является безвозмездно полученным в целях главы 25 НК РФ. Соответственно, не возникает предпосылок для применения п. 8 ст. 250 НК РФ.

И хотя разъяснений финансового и налогового ведомств применительно к Вашей ситуации нам найти не удалось, отметим, что в ряде своих писем (смотрите, например, письма Минфина России от 16.11.2012 № 03-03-06/1/589, от 12.09.2012 № 03-07-10/20) работники Минфина России приходят к выводу, согласно которому имущество, полученное в пользование в рамках возмездного договора (договора подряда), не считается безвозмездно полученным для целей налогообложения прибыли.

Из вопроса следует, что в дальнейшем материалы, полученные в результате утилизации, реализуются Вашей организацией на сторону.

Как определено в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе доходы от таких операций уменьшить на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

В свою очередь, абзац 2 п. 2 ст. 254 НК РФ указывает, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Так как доходы, предусмотренные п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ, Ваша организация в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не признает, то и соответствующих расходов, учитываемых в целях налогообложения, не возникает.

Вместе с тем мы придерживаемся позиции, что полученные в собственность материалы, образовавшиеся в результате утилизации, следует рассматривать в качестве платы за услугу по утилизации. В этой связи мы полагаем, что доход от продажи указанного имущества Ваша организация вправе уменьшить на цену его приобретения (создания) в порядке пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом цена приобретения (создания) таких материалов, на наш взгляд, должна быть не ниже затрат на производство работ по утилизации военной продукции.

Если же полученные в собственность материалы по сути не являются платой за проведение работ по утилизации, то в этом случае их стоимость следует учесть в составе внереализационных доходов в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ.

Оценка дохода осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) (в части имущества, не являющегося амортизируемым).

Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. В такой ситуации считаем, что Вашей организации целесообразно обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 09.10.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп

  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 22.08.2017   Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 августа 2017 г. № Ф01-3058/17 по делу № А11-6602/2016
  • 05.04.2017   Судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.
  • 23.03.2017   Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на учет в расходах текущего периода убытков прошлых лет, без отражения (указания, заявления) суммы данных убытков в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на прибыль организаций.

Вся судебная практика по этой теме »