
Аналитика / Налогообложение / Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете
Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете
Организации по договору с целью дальнейшей утилизации безвозмездно передана из Министерства обороны РФ продукция военного назначения (далее - ПВН). Организация обязана принять и утилизировать продукцию. В накладной на получение продукции указывается ее стоимость. Сторонами подписывается акт приемки выполненных работ по утилизации. Полученные в результате утилизации материалы остаются в собственности организации и реализуются третьим лицам. ПВН передается в собственность по накладной на отпуск ПВН на сторону (форма М-15). Согласно уставу учредителем организации является Правительство РФ в лице Министерства обороны РФ.
Имеется ли у организации обязанность по уплате НДС?
Вправе ли организация не учитывать доход для целей исчисления налога на прибыль? В случае если организация не имеет такого права, может ли быть учтена в расходах стоимость самого получаемого имущества?
15.05.2015По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Мы не видим оснований для исчисления НДС в качестве налогового агента стороной, получающей имущество для проведения работ по утилизации.
Указанное имущества не учитывается в составе внереализационных доходов.
В случае дальнейшей реализации материалов, образовавшихся в результате утилизации военной продукции, организация вправе уменьшить полученные от реализации доходы на стоимость создания (приобретения) указанных материалов.
Обоснование позиции:
Пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон № 61-ФЗ) определяет, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2010 по делу № А66-13398/2009).
Порядок ликвидации вооружения и военной техники устанавливается Правительством РФ (п. 22 ст. 6 Закона № 61-ФЗ).
Однако как таковой порядок утилизации имущества военного назначения, а также порядок взаимодействия сторон договора на утилизацию в настоящее время нормативными актами Правительства РФ не утвержден.
В то же время из положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) следует, что отчуждение в собственность физических и (или) юридических лиц имущества, находящегося в собственности РФ, возможно путем приватизации.
Поэтому в некоторых судебных решениях (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-3963/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 № 11АП-18197/13) указывается, что высвобождаемое военное имущество должно реализовываться в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.
Поскольку в рассматриваемом случае военное имущество не реализуется, мы придерживаемся позиции, что на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит.
Косвенно нашу позицию подтверждает постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 № 13АП-22341/14, в котором указывается, что военная продукция, передаваемая исполнителю на утилизацию, а также полученные (извлеченные) в результате работ по контракту продукты утилизации являются федеральной собственностью.
На основании п. 23 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275) образовавшиеся в ходе исполнения государственного контракта продукты утилизации передаются государственному заказчику. В свою очередь, исполнитель перечисляет доходы от реализации продуктов утилизации в доход федерального бюджета.
НДС
Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусматривает, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Особенности исчисления НДС налоговыми агентами разъясняются в ст. 161 НК РФ.
Статья 161 НК РФ содержит закрытый перечень операций, по которым НДС исчисляется и уплачивается в бюджет организациями - налоговыми агентами.
Так, абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, которые должны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Следовательно, можно сделать вывод, что при безвозмездной передаче подобного имущества именно на получателей такого имущества возлагается обязанность по исчислению, удержанию из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС.
Однако, как было указано нами выше, мы полагаем, что в рассматриваемом случае на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит. Таким образом, отсутствует как таковой факт реализации. В связи с чем мы придерживаемся позиции, что обязанностей по исчислению НДС в качестве налогового агента у организации, осуществляющей утилизацию, не возникает.
К сведению:
Если все же у Вашей организации имеется достаточная уверенность в том, что право собственности на утилизируемые боеприпасы переходит к организации-исполнителю (подрядчику), то тогда необходимо учитывать следующее.
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 № 11АП-22617/13 в ситуации, когда налогоплательщиком за счет средств муниципальной казны был безвозмездно получен мазут, судьи пришли к выводу, что поскольку денежные расчеты между сторонами отсутствовали, то организация-получатель удержать НДС не могла, обязанности уплатить НДС у налогового агента в данном случае не возникают (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2014 № Ф06-5370/13 по делу № А72-5024/2013).
В свою очередь, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7141/12 отмечается, что возложение на общество при отсутствии денежных расчетов между сторонами обязанности по исчислению и уплате НДС не соответствует требованиям п. 3 ст. 161 НК РФ.
Поскольку Ваша организация доход передающей стороне не выплачивает, то можно сделать вывод, что обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента в таком случае не возникает.
Налог на прибыль
Понятие безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) дано в п. 2 ст. 248 НК РФ.
Так, для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
По условиям договора Ваша организация обязана произвести утилизацию полученного имущества, факт проведения которой отражается в соответствующем акте, подписываемом сторонами. Учитывая данный факт, мы полагаем, что в таком случае указанное имущество не является безвозмездно полученным в целях главы 25 НК РФ. Соответственно, не возникает предпосылок для применения п. 8 ст. 250 НК РФ.
И хотя разъяснений финансового и налогового ведомств применительно к Вашей ситуации нам найти не удалось, отметим, что в ряде своих писем (смотрите, например, письма Минфина России от 16.11.2012 № 03-03-06/1/589, от 12.09.2012 № 03-07-10/20) работники Минфина России приходят к выводу, согласно которому имущество, полученное в пользование в рамках возмездного договора (договора подряда), не считается безвозмездно полученным для целей налогообложения прибыли.
Из вопроса следует, что в дальнейшем материалы, полученные в результате утилизации, реализуются Вашей организацией на сторону.
Как определено в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе доходы от таких операций уменьшить на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В свою очередь, абзац 2 п. 2 ст. 254 НК РФ указывает, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.
Так как доходы, предусмотренные п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ, Ваша организация в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не признает, то и соответствующих расходов, учитываемых в целях налогообложения, не возникает.
Вместе с тем мы придерживаемся позиции, что полученные в собственность материалы, образовавшиеся в результате утилизации, следует рассматривать в качестве платы за услугу по утилизации. В этой связи мы полагаем, что доход от продажи указанного имущества Ваша организация вправе уменьшить на цену его приобретения (создания) в порядке пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом цена приобретения (создания) таких материалов, на наш взгляд, должна быть не ниже затрат на производство работ по утилизации военной продукции.
Если же полученные в собственность материалы по сути не являются платой за проведение работ по утилизации, то в этом случае их стоимость следует учесть в составе внереализационных доходов в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ.
Оценка дохода осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) (в части имущества, не являющегося амортизируемым).
Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. В такой ситуации считаем, что Вашей организации целесообразно обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Темы: НДС  Налог на прибыль  
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 20.05.2025 Минфин запретил уменьшать прибыль за прошлые периоды при новой ставке налога
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС в отношении операций с контрагентами, реальность которых не подтверждена, пени и начислен штраф за неполную уплату налога.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку опровергнут факт реального участия ряда организаций в хозяйственных операциях по поставке товара.
- 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 15.06.2025
Налоговым органом
сделан вывод о необоснованном предъявлении обществом к вычету НДС и неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затрат по взаимоотношениям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленных первичных учетных документах содержатся недостоверные сведения; обществом создан фиктивный документоо
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль, начислен штраф за неполную уплату налогов в связи с завышением расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на сумму затрат по хозяйственным операциям с контрагентами, и с необоснованным предъявлением к вычету НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие между обществом и контрагентами реальных хозяйственных операций и
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды по заявленным финансово-хозяйственным операциям в виде незаконного применения вычетов по НДС; обществом неправомерно занижены внереализационные доходы по налогу на прибыль на сумму списанной в бухгалтерском и налоговом учете креди
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-03-06/1/35054
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/1/36990
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/2/36720
Комментарии