Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете

Доход от утилизации материалов: порядок отражения в налоговом учете

Организации по договору с целью дальнейшей утилизации безвозмездно передана из Министерства обороны РФ продукция военного назначения (далее - ПВН). Организация обязана принять и утилизировать продукцию. В накладной на получение продукции указывается ее стоимость. Сторонами подписывается акт приемки выполненных работ по утилизации. Полученные в результате утилизации материалы остаются в собственности организации и реализуются третьим лицам. ПВН передается в собственность по накладной на отпуск ПВН на сторону (форма М-15). Согласно уставу учредителем организации является Правительство РФ в лице Министерства обороны РФ.

Имеется ли у организации обязанность по уплате НДС?

Вправе ли организация не учитывать доход для целей исчисления налога на прибыль? В случае если организация не имеет такого права, может ли быть учтена в расходах стоимость самого получаемого имущества?

15.05.2015
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл, Королева Елена

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Мы не видим оснований для исчисления НДС в качестве налогового агента стороной, получающей имущество для проведения работ по утилизации.

Указанное имущества не учитывается в составе внереализационных доходов.

В случае дальнейшей реализации материалов, образовавшихся в результате утилизации военной продукции, организация вправе уменьшить полученные от реализации доходы на стоимость создания (приобретения) указанных материалов.

Обоснование позиции:

Пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон № 61-ФЗ) определяет, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2010 по делу № А66-13398/2009).

Порядок ликвидации вооружения и военной техники устанавливается Правительством РФ (п. 22 ст. 6 Закона № 61-ФЗ).

Однако как таковой порядок утилизации имущества военного назначения, а также порядок взаимодействия сторон договора на утилизацию в настоящее время нормативными актами Правительства РФ не утвержден.

В то же время из положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) следует, что отчуждение в собственность физических и (или) юридических лиц имущества, находящегося в собственности РФ, возможно путем приватизации.

Поэтому в некоторых судебных решениях (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-3963/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 № 11АП-18197/13) указывается, что высвобождаемое военное имущество должно реализовываться в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.

Поскольку в рассматриваемом случае военное имущество не реализуется, мы придерживаемся позиции, что на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит.

Косвенно нашу позицию подтверждает постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 № 13АП-22341/14, в котором указывается, что военная продукция, передаваемая исполнителю на утилизацию, а также полученные (извлеченные) в результате работ по контракту продукты утилизации являются федеральной собственностью.

На основании п. 23 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275) образовавшиеся в ходе исполнения государственного контракта продукты утилизации передаются государственному заказчику. В свою очередь, исполнитель перечисляет доходы от реализации продуктов утилизации в доход федерального бюджета.

НДС

Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусматривает, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Особенности исчисления НДС налоговыми агентами разъясняются в ст. 161 НК РФ.

Статья 161 НК РФ содержит закрытый перечень операций, по которым НДС исчисляется и уплачивается в бюджет организациями - налоговыми агентами.

Так, абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, которые должны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Следовательно, можно сделать вывод, что при безвозмездной передаче подобного имущества именно на получателей такого имущества возлагается обязанность по исчислению, удержанию из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС.

Однако, как было указано нами выше, мы полагаем, что в рассматриваемом случае на передаваемые для утилизации боеприпасы право собственности к Вашей организации не переходит. Таким образом, отсутствует как таковой факт реализации. В связи с чем мы придерживаемся позиции, что обязанностей по исчислению НДС в качестве налогового агента у организации, осуществляющей утилизацию, не возникает.

К сведению:

Если все же у Вашей организации имеется достаточная уверенность в том, что право собственности на утилизируемые боеприпасы переходит к организации-исполнителю (подрядчику), то тогда необходимо учитывать следующее.

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 № 11АП-22617/13 в ситуации, когда налогоплательщиком за счет средств муниципальной казны был безвозмездно получен мазут, судьи пришли к выводу, что поскольку денежные расчеты между сторонами отсутствовали, то организация-получатель удержать НДС не могла, обязанности уплатить НДС у налогового агента в данном случае не возникают (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2014 № Ф06-5370/13 по делу № А72-5024/2013).

В свою очередь, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7141/12 отмечается, что возложение на общество при отсутствии денежных расчетов между сторонами обязанности по исчислению и уплате НДС не соответствует требованиям п. 3 ст. 161 НК РФ.

Поскольку Ваша организация доход передающей стороне не выплачивает, то можно сделать вывод, что обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента в таком случае не возникает.

Налог на прибыль

Понятие безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) дано в п. 2 ст. 248 НК РФ.

Так, для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

По условиям договора Ваша организация обязана произвести утилизацию полученного имущества, факт проведения которой отражается в соответствующем акте, подписываемом сторонами. Учитывая данный факт, мы полагаем, что в таком случае указанное имущество не является безвозмездно полученным в целях главы 25 НК РФ. Соответственно, не возникает предпосылок для применения п. 8 ст. 250 НК РФ.

И хотя разъяснений финансового и налогового ведомств применительно к Вашей ситуации нам найти не удалось, отметим, что в ряде своих писем (смотрите, например, письма Минфина России от 16.11.2012 № 03-03-06/1/589, от 12.09.2012 № 03-07-10/20) работники Минфина России приходят к выводу, согласно которому имущество, полученное в пользование в рамках возмездного договора (договора подряда), не считается безвозмездно полученным для целей налогообложения прибыли.

Из вопроса следует, что в дальнейшем материалы, полученные в результате утилизации, реализуются Вашей организацией на сторону.

Как определено в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе доходы от таких операций уменьшить на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

В свою очередь, абзац 2 п. 2 ст. 254 НК РФ указывает, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Так как доходы, предусмотренные п.п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ, Ваша организация в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не признает, то и соответствующих расходов, учитываемых в целях налогообложения, не возникает.

Вместе с тем мы придерживаемся позиции, что полученные в собственность материалы, образовавшиеся в результате утилизации, следует рассматривать в качестве платы за услугу по утилизации. В этой связи мы полагаем, что доход от продажи указанного имущества Ваша организация вправе уменьшить на цену его приобретения (создания) в порядке пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом цена приобретения (создания) таких материалов, на наш взгляд, должна быть не ниже затрат на производство работ по утилизации военной продукции.

Если же полученные в собственность материалы по сути не являются платой за проведение работ по утилизации, то в этом случае их стоимость следует учесть в составе внереализационных доходов в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ.

Оценка дохода осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) (в части имущества, не являющегося амортизируемым).

Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. В такой ситуации считаем, что Вашей организации целесообразно обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.
  • 14.11.2016   Датой получения дохода признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в п. 14, 15 статьи 250 НК РФ. Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (
  • 17.10.2016   Наличие между обществом и его контрагентами особых форм расчетов, а именно путем проведения взаимозачетов или наличными денежными средствами, не запрещено действующим законодательством и не свидетельствует о недобросовестности хозяйствующего субъекта.

Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 16.11.2016   Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на учет в расходах текущего периода убытков прошлых лет, без отражения (указания, заявления) суммы данных убытков в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на прибыль организаций.
  • 07.11.2016   Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2016 № 303-КГ16-11734 по делу № А59-3826/2015

Вся судебная практика по этой теме »