Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятых

Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятых

24.12.2014
ГАРАНТ
Автор: Антон Филимонов

11 ноября Госдумой в первом чтении был принят законопроект1, предусматривающий введение двухлетних налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей (далее – законопроект). Этот же документ предполагает введение специальных патентов для самозанятых лиц, которые позволят им заниматься предпринимательской деятельностью и уплачивать налоги в максимально простом и удобном режиме. 

Главная предпосылка принятия законопроекта – резкое снижение количества индивидуальных предпринимателей в 2013 году. По данным Минэкономразвития России, по сравнению с 2012 годом их число уменьшилось почти на 13%. При этом не стоит забывать, что именно индивидуальные предприниматели составляют более 63% от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса в стране. 

Основной причиной резкого сокращения количества индивидуальных предпринимателей стало прошлогоднее увеличение размеров страховых взносов для этой категории плательщиков более чем в два раза. При этом многие граждане, отказавшиеся от статуса индивидуального предпринимателя, продолжили вести предпринимательскую деятельность, но уже нелегально. Как отмечает Минэкономразвития России, в результате этих и других факторов в теневом сегменте экономики сегодня заняты от 20% до 30% россиян. 

Именно поэтому правительство пытается в настоящий момент вернуть предпринимателей, ушедших ранее в теневую сферу, а также «вырастить» новых, создавая благоприятные условия для входа в бизнес. При этом законопроект призван решить и более глобальную проблему – по данным Общественной палаты РФ, в России только 3,8% малых предприятий существуют более трех лет с даты создания – именно из-за сложностей начального этапа своей деятельности. 

Налоговые каникулы 

Налоговые каникулы – то есть освобождение от уплаты налогов на определенное время – планируется предоставлять впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, которые в течение двух лет после регистрации перешли на УСН или патентную систему налогообложения. Данное правило коснется и тех лиц, которые применяют данные режимы с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как при этом также подаются заявления о переходе на УСН или получение патента. Соответственно формально предусмотренный законопроектом двухлетний срок перехода на указанные системы налогообложения соблюдается.

Буквальное прочтение положений законопроекта позволяет говорить о том, что он будет распространяться на всех предпринимателей, которые ранее не прекращали свой статус и выполнили условия о переходе на УСН и патент. Документ не содержит оговорки относительно срока возникновения соответствующих правоотношений. Однако Минфин России говорит о том, нормы законопроекта следует понимать более узко: 

«Под эту льготу подпадают только индивидуальные предприниматели, которые впервые зарегистрировались, то есть те, которые ранее никогда не занимались предпринимательской деятельностью. Таким образом, это стимулирование вовлечения в предпринимательскую деятельность новых людей. Налоговые каникулы будут предоставлены тем, кто зарегистрировался в течение прошедших двух лет и кто зарегистрируется в течение следующих четырех лет [c момента вступления закона в силу – Ред.]», – пояснил заместитель Министра финансов РФ Юрий Зубарев, представляя законопроект в Госдуме. 

Вводить налоговые каникулы или нет, будет решать каждый регион самостоятельно. Соответствующие законы субъекты РФ смогут принимать в период с 2014 по 2018 годы. Сами же налоговые каникулы могут быть предоставлены на один или два года в течение 2015-2020 годов. Нулевая налоговая ставка может вводиться в рамках как патентной системы налогообложения, так и УСН. При этом минимальный налог по УСН, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, в период налоговых каникул уплачиваться не будет.

Отметим, что специальные налоговые режимы предусматривают замену нескольких налогов единым налогом. К примеру, организации, использующие УСН или патентную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций, а также НДС. Все прочие налоговые платежи (земельный налог, акцизы и так далее) уплачиваются ими в полном размере. С введением налоговых каникул обязанности по их уплате будут сохранены. 

По итогам налогового периода доля доходов от видов деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, должна быть не менее 70% от общего объема доходов предпринимателя. При этом если предприниматель работает по патентной системе и имеет патенты на осуществление других видов деятельности, не попадающих под налоговые каникулы, то у него возникает обязанность вести раздельный учет доходов.

Вместе с налоговой декларацией по УСН придется также представить отчетность о соблюдении ограничений на применение налоговой ставки в размере 0% (форму такой отчетности утвердит ФНС России). Предприниматели, работающие по патенту, должны будут отчитаться по истечении 10 календарных дней со дня окончания действия патента. Если индивидуальный предприниматель не будет соблюдать описанные требования, он утратит право на применение налоговых каникул. Ему придется уплатить налог по полным ставкам, предусмотренным ст. 346.20 (для УСН) или ст. 346.50 НК РФ (для патентной системы), с начала налогового периода, в котором допущены нарушения. Повторно воспользоваться каникулами предприниматель в таком случае уже не сможет. 

Одновременно с перечисленными положениями в законопроекте есть несколько не вполне приятных и спорных ограничений, которые могут загубить революционное начинание на корню.

1

Налоговыми каникулами смогут воспользоваться только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере. Однако даже среди них нулевая ставка светит далеко не всем, так как конкретные виды деятельности, достойные поддержки, каждый субъект РФ будет определять сам исходя из ОКВЭД. Возможности регионов в этом плане законопроектом не ограничены, а это значит, что в каждой сфере они могут выбрать, скажем, всего по одному виду деятельности. 

Стоит отметить, что по данным Минэкономразвития России, в стране сейчас всего 3,5 млн индивидуальных предпринимателей. Из них 54% работают в сфере торговли, 12,4% – в сфере транспорта и связи, 11,7% занимаются операциями с недвижимым имуществом, аренды и услуг, 9,2% осуществляют прочие виды деятельности, 5,3% работают в сельском хозяйстве, 4,4% заняты в сфере промышленного производства, 3% – в сфере строительства. Таким образом, нулевая налоговая ставка коснется очень небольшого количества предпринимателей. В связи с этим все чаще звучат предложения расширить перечень сфер деятельности, для которых будут введены налоговые каникулы. Например, ОП РФ предлагает включить в законопроект образование, здравоохранение и деятельность домашних хозяйств. 

2

Далеко не все субъекты РФ в принципе введут налоговые каникулы, так как это повлечет выпадение доходов региональных бюджетов (за счет снижения поступлений от УСН) и муниципальных бюджетов (за счет снижения поступлений от патентной системы налогообложения). Кроме того, есть риск того, что общий объем налоговых поступлений от бизнеса в 2015-2020 годах резко снизится. Существуют опасения, что индивидуальные предприниматели будут просто переоформлять свой бизнес на «впервые зарегистрированных» родственников или друзей, чтобы продлить налоговые каникулы или получить право на них. Переводом своего бизнеса в формат индивидуальных предпринимателей могут заняться и хозяйственные общества.

МНЕНИЕ 

Наталья Ларионова, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России:

«Когда разрабатывался законопроект, я лично обзвонила замгубернаторов, председателей правительств нескольких субъектов РФ. Мнения разделились 50 на 50. Некоторые субъекты сказали, что верят в эту историю и введут налоговые каникулы. Часть сказали, что, по их мнению, будет массовая перерегистрация, и никаких новых предприятий создаваться не будет, поэтому они на первом этапе займут очень осторожную позицию. 

Я не думаю, что нужно как-то наказывать губернаторов, которые не введут налоговые каникулы. Нужно посмотреть, что мы спровоцируем. Поступления порядка 250 млрд руб. в рамках специальных налоговых режимов были бы незначительны для федерального бюджета. Однако когда мы спускаемся на уровень регионов, то один, два, три, четыре млрд руб. – это существенная доходная база региональных бюджетов, на которую они рассчитывают и так запросто, под каким-то лозунгом отказаться от нее они не готовы».


МНЕНИЕ

Виктор Ермаков, член Общественной палаты РФ, общественный уполномоченный по защите прав малого и среднего предпринимательства:

«Большая проблема налоговых каникул – это то, что их введение отдается на усмотрение субъектов РФ. По истечении года критики законопроекта скажут: «Не пошел ваш инструментарий в регионах, зачем же вы его внедрили?». По моим прогнозам, не более 20% субъектов РФ введут налоговые каникулы. Необходимо «поднимать волну» и убеждать региональные администрации, что нужно воспользоваться возможностью ввести налоговые каникулы. В противном случае через год мы получим дискредитированный в силу бюрократической волокиты инструмент. Регионы просто не захотят «заморачиваться» с налоговыми каникулами, поскольку у них есть более серьезные проблемы».


3

Регионы могут и не вводить налоговые каникулы в полном объеме. Так, согласно законопроекту, они вправе установить ряд ограничений и таким образом существенно сузить круг индивидуальных предпринимателей, которые попадут под нулевую ставку. Например, могут вводиться ограничения по средней численности работников индивидуального предпринимателя или предельному размеру доходов от реализации, получаемых в рамках деятельности, в отношении которой предоставлены налоговые каникулы. В последнем случае ограничение на применение УСН по доходам (60 млн руб. по итогам года) может быть уменьшено законом субъекта РФ не более чем в 10 раз. Предельный размер доходов устанавливается на календарный год и в следующем календарном году подлежит индексации на коэффициент-дефлятор. 

Таким образом, несмотря на всю широту жеста со стороны государства, перечисленные выше ограничения и самостоятельность регионов в вопросах введения налоговых каникул не позволяют говорить о какой-либо масштабной поддержке малого бизнеса. Тем не менее, законопроект еще может быть скорректирован в ходе его рассмотрения в Госдуме. 

Стоит отметить, что в ходе обсуждения проблем налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей у общественников и депутатов возникает вопрос, почему такие же льготы не планируется предоставлять организациям, относящимся к категории микро- или малых предприятий и работающих в предусмотренных законопроектом сферах деятельности. Юрий Зубарев разъяснил позицию Минфина России по этому вопросу следующим образом. Новое хозяйственное общество, отметил он, можно создавать каждый день даже на базе одних и тех же производственных мощностей и торговых площадей. Это даст возможность пользоваться льготами по несколько раз, просто регистрируя новые организации. В случае с индивидуальным предпринимателем право на нулевую ставку привязывается к физическому лицу и в связи с этим не может использоваться многократно. 

По словам, Натальи Ларионовой, идея налоговых каникул для хозяйственных обществ, тем не менее, рассматривалась. При этом для того, чтобы избежать злоупотреблений, право на налоговые льготы планировалось привязать не к самому предприятию, а к его учредителям. Однако на данный момент такой подход очень сложно реализовать на практике.

МНЕНИЕ 

Наталья Ларионова, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России:

«Тема налоговых каникул обсуждалась широко но, к сожалению, сейчас все пришли к выводу, что реально администрировать мы можем только индивидуальных предпринимателей. Была очень смелая идея написать законопроект, предусматривающий использование налоговых вычетов, которые привязаны к конкретному человеку. Например, каждый из нас имеет право на имущественный налоговый вычет при покупке квартиры. Аналогичное право предлагалось предоставить гражданам и при создании юридического лица. Допустим, собираются несколько учредителей и вкладом в уставной капитал является, в том числе, налоговый вычет. Таким образом, мы смогли бы бороться с количеством «однодневок», создаваемых ради налоговых льгот, просто отслеживая учредителей. Если они создают вторую, третью компанию – значит, свое право на налоговый вычет они уже использовали. Правда с точки зрения администрирования и технологии мы пока к этому не готовы. Однако если эксперимент с налоговыми каникулами покажет, что мы стимулируем не перерегистрацию, а выход из «тени», то в принципе можно будет к этой идее вернуться».


Патенты для самозанятых граждан 

Патентная система налогообложения для самозанятых граждан представляет собой упрощенный вариант патентной системы налогообложения, которая в настоящий момент предусмотрена для индивидуальных предпринимателей (гл. 26.5 НК РФ). Основная задача патентов для самозанятых – облегчить организацию и ведение бизнеса тем гражданам, которые не намерены привлекать наемных работников и регистрироваться на постоянной основе в качестве индивидуального предпринимателя. К ним можно отнести частных таксистов, репетиторов, сезонных торговцев, мастеров. Часто они не оформляют свой статус в установленном порядке и, соответственно, не платят налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды. Патентная система для самозанятых – это попытка мотивировать данных лиц работать легально.

Все, что нужно будет сделать гражданину, – это подать заявление в налоговый орган о получении патента на осуществление одного из указанных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ видов деятельности. При этом регионы вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). В течение пяти дней после получения патента гражданин автоматически получает статус индивидуального предпринимателя – на срок действия патента.

Таким образом, исключается необходимость проходить процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а главное – процедуру снятия с учета в качестве такового. Снятие самозанятого гражданина с учета в качестве налогоплательщика и одновременно в качестве индивидуального предпринимателя происходит автоматически в течение пяти дней со дня истечения срока действия патента (как этот механизм должен работать на практике, установит своим приказом ФНС России). 

«Многие не приобретают статус индивидуального предпринимателя понимая, что для его получения нужно пройти определенное количество процедур, плюс еще необходимо в течение всего срока его поддерживать и корректно из него выйти. Патент для самозанятых предполагает фиксированный срок действия и понятный для гражданина механизм приобретения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя», – комментирует заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов

Патент для самозанятого гражданина, в отличие от обычного патента, будет действовать не на всей территории субъекта РФ, а только на территории того муниципалитета, который указан в патенте. В определенной мере это является недостатком, так как деятельность самозанятых граждан нередко подразумевает разъезды. Патент будет выдаваться по выбору гражданина на период от одного до 12 месяцев включительно в пределах календарного года. Если патент получен на срок до шести месяцев, то налог необходимо будет уплатить не позднее срока действия патента. Когда патент выдан на срок от полугода до года, то 1/3 налога придется уплатить через 90 дней после начала действия патента, а остальные 2/3 – не позднее окончания его действия.

МНЕНИЕ 

Виктор Климов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

«Важно понимать, что патенты для самозанятых граждан – это не желание собрать последнее с бабушек, торгующих семечками на рынке. Данное решение не носит фискальный характер. Законопроект создает механизм возможной легализации деятельности тех, кто в очень маленьком объеме, но занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сегодня этим людям достаточно сложно рассчитаться с государством так, чтобы к ним не было никаких вопросов».


МНЕНИЕ

Сергей Штогрин, аудитор Счетной палаты РФ:

«Есть две позиции касательно специальных налоговых режимов для малого бизнеса. В соответствии с первой из них малый бизнес воспринимается как один из источников фискальной составляющей, за счет которого нужно формировать бюджеты муниципальных образований. В соответствии со второй позицией специальные налоговые режимы существуют не для того, чтобы собрать в казну больше денег, а для того, чтобы дать людям возможность легально работать. Обсуждаемый законопроект как раз стимулирует второе – побудить людей выходить из "тени", заниматься легальным бизнесом, уплачивая минимальные суммы налогов и страховых взносов».


Тем не менее, как и в случае с налоговыми каникулами, существует ряд потенциальных проблем, которые могут загубить на корню всю затею. Во-первых, это стоимость патента, которая, исходя из законопроекта, будет определяться по общим правилам патентной системы налогообложения. Сейчас это 6% от потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по виду деятельности, который он осуществляет на основании патента (ст. 346.50 НК РФ). 

Сумма такого дохода устанавливается регионом, ее максимальный размер не может превышать 1 млн руб. (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). При этом она индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год (в этом году – 1,067, в 2015-м – 1,147). Соответственно максимальная стоимость патента, исчисленная по ставке 6%, для самозанятого гражданина может составить 68 820 руб. в год. Однако на практике все будет зависеть от того, какие предельные размеров доходов установит для конкретного вида деятельности каждый конкретный субъект РФ.

Несмотря на то, что патент избавляет предпринимателя от необходимости уплачивать НДФЛ, налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности по патенту и НДС, этого нельзя сказать о страховых взносах во внебюджетные фонды. Также, в отличие от УСН, сумму налога нельзя уменьшить на сумму уплаченных в течение налогового периода страховых взносов. Поэтому предполагается, что предприниматель, который получил патент на год, будет обязан до конца срока его действия уплатить еще и взносы во внебюджетные фонды (это закрепляется отдельным законопроектом)2 – на сегодняшний день их размер составляет около 20 тыс. руб. в год. 

В связи с этим у многих экспертов возникают опасения, что с учетом такой математики многие предприниматели просто не захотят выходить из «тени». Так, на заседании ОП РФ, посвященном законопроекту, были представлены данные о том, что самозанятые граждане в разных регионах готовы уплачивать за свою легальность от 5 тыс. до 12 тыс. руб. в год. Таким образом, один только размер страховых взносов даже без учета стоимости патента значительно превышает ожидания предпринимателей. 

«Если самозанятый гражданин со 100 тыс. руб. годового дохода [минимальный порог дохода для патентной системы налогообложения, с 2015 года отменяется – Ред.] должен заплатить 6 тыс. руб. налога, то 20 тыс. руб. страховых взносов сверх налога – это абсолютно нереально», – комментирует перспективы законопроекта аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин. Между тем, Минэкономразвития России занимает по этому вопросу более сдержанную позицию:

МНЕНИЕ 

Наталья Ларионова, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России:

«Мы должны понимать, что государство и человек не существуют в безвоздушном пространстве, и те же самые индивидуальные предприниматели пользуются детскими садами, ходят в поликлиники, пользуются социальным страхованием. Здесь играть только в одни ворота нельзя, надо грамотно объяснять необходимость уплаты страховых взносов и вести работу с индивидуальными предпринимателями. Ситуация, когда ты пользуешься всем, но при этом не платишь ничего или платишь копейки – ее просто не может быть. Это даже не дискуссионный вопрос».


Кроме того, согласно законопроекту, в патенте должны указываться сведения о расчете страховых взносов. Однако, скорее всего речь не идет о неком едином платеже за патент, предпринимателям все равно придется уплачивать отдельно – налог и страховые взносы. В последнем случае необходимо еще и сдавать отчетность во внебюджетные фонды, что сочетании со значительными суммами взносов совсем не вписывается в концепцию простого и удобного патента для самозанятых.

По словам Натальи Ларионовой, единый платеж (налоги плюс взносы) в настоящий момент является нереализуемым из-за сложностей в администрировании и действующей бюджетной системы. Это потребует объединения баз ПФР, ФСС, ФФОМС, ФНС России и перестройки работы Федерального казначейства РФ. Кроме того, не вполне понятно кто именно должен отражать в патенте расчет страховых взносов. Как отмечают представители ФНС России, к компетенции налоговых органов это не относится. 

«У ФНС России возникает вопрос, есть ли у нас возможность указывать в патенте расчет страховых взносов. Функции по контролю правильности исчисления страховых взносов возложены на внебюджетные фонды, но никак не на ФНС России. С этим необходимо поработать и найти какое-то другое решение, удобное налогоплательщику», – заявил начальник Отдела специальных налоговых режимов ФНС России Марат Садыков.

МНЕНИЕ 

Виктор Ермаков, член Общественной палаты РФ, общественный уполномоченный по защите прав малого и среднего предпринимательства:

«Патент должен быть простым и единым. Покупка патента дает возможным самозанятым без регистрации, без бюрократической волокиты входить на рынок и выходить с него. Если предпринимателю придется осуществлять два платежа (налоги и взносы), это усложнит ситуацию. Таким образом, этот инструментарий может не сыграть ту главную роль, которую мы в него закладываем. Как бы сложно ни было, мы должны настаивать: необходимо ввести единый платеж, включающий все социальные платежи. Тогда мы решим главную головную боль российской экономики. Ведь что такое 25 млн самозанятых в «тени»? Это целая культура, у них и дети, и внуки такими растут. Нужно менять ситуацию».


***

Таким образом, законопроект с одной стороны, действительно является революционным для российского малого бизнеса событием, но с другой – имеет все шансы на провал из-за недостатков, заложенных в него. Увенчается ли идея налоговых каникул успехом зависит от того, удастся ли федеральному законодателю и исполнительной власти стимулировать к их введению регионы. Судьба же патента для самозанятых целиком зависит от решения проблемы его стоимости и размеров страховых взносов во внебюджетные фонды. Кроме того, не стоит забывать, что и сами разработчики документа весьма сдержанны в своих ожиданиях и относятся к предлагаемым мерам скорее как к эксперименту. 

«Если говорить глобально о самозанятости, то этим законопроектом проблему не решить. Тема очень сложная, многоаспектная, и мы, как государство, должны доказать предпринимателям, что имеет смысл выйти из «тени». Я не могу сказать, что у нас сейчас полный набор аргументов, который бы однозначно говорил в пользу этого. Данный законопроект – один шаг, которым государство демонстрирует, что готово предоставлять какие-то опции для выхода из «тени». Однако какого-то ажиотажного спроса мы не создадим», – резюмирует Наталья Ларионова.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »