Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Минтруд разъяснил отдельные вопросы, связанные с начислением взносов

Минтруд разъяснил отдельные вопросы, связанные с начислением взносов

Вопросы начисления и уплаты страховых взносов урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон о взносах). Рассмотрим ряд разъяснений Минтруда России в отношении отдельных положений данного Закона и иных норм законодательства о страховых взносах.

08.07.2014
«КонсультантПлюс»

Автор: Кудинова А.

Названия документов:

Письмо Минтруда России от 13.05.2014 г. № 17-4/ООГ-367

Письмо Минтруда России от 17.04.2014 г. № 17-4/В-158

Письмо Минтруда России от 11.04.2014 г. № 17-3/В-151

Письмо Минтруда России от 22.01.2014 г. № 17-3/В-19

Письмо Минтруда России от 24.01.2014 г. № 17-3/В-25

Письмо Минтруда России от 20.01.2014 г. № 17-3/В-15

Письмо Минтруда России от 20.01.2014 г. № 17-3/В-13

Комментарий:

Вопросы начисления и уплаты страховых взносов урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон о взносах). Рассмотрим ряд разъяснений Минтруда России в отношении отдельных положений данного Закона и иных норм законодательства о страховых взносах.

1. Компенсация за задержку заработной платы

По мнению Минтруда России, изложенному в Письме от 22.01.2014 г. № 17-3/В-19, компенсация за задержку заработной платы облагается страховыми взносами. В обоснование своей позиции ведомство ссылается на то, что данная выплата не указана в ст. 9 Закона о взносах. Напомним, что в силу ч. 1 ст. 7 Закона о взносах объектом обложения взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателем в пользу физлица в рамках трудовых отношений. Выплаты, которые не облагаются взносами, предусмотрены ст. 9 Закона о взносах.

Отметим, что компетентные органы и раньше придерживались аналогичной точки зрения (см., например, Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 г. № 784-19, направленное Письмом ФСС РФ от 13.04.2011 г. № 14-03-11/08-3338). Однако она является спорной.

К выплатам, не облагаемым страховыми взносами, относятся законодательно установленные компенсации, связанные с выполнением физлицом трудовых обязанностей (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о взносах). Согласно ст. 236 ТК РФ, если нарушен срок выплаты зарплаты, работодатель обязан перечислить сотруднику, в частности, проценты в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.12.2013 г. № 11031/13  отметил следующее: поскольку названная компенсация выплачивается в силу закона физлицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей и обеспечивает дополнительную защиту его трудовых прав, эта сумма не должна облагаться страховыми взносами.

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды, Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование и Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний .

2. Выплаты в рамках трудовых отношений

Как отмечает Минтруд России, согласно ч. 1 ст. 7 Закона о взносах к объектам обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты работникам, производимые работодателем в силу наличия трудовых отношений, а не только плата за труд. Исключение составляют выплаты, указанные в ст. 9 Закона о взносах. На этом основании ведомство приходит к выводу, что взносами облагаются в том числе следующие суммы:

– предусмотренное коллективным договором возмещение работнику стоимости проезда от места жительства до места работы и обратно (Письмо от 13.05.2014 г. № 17-4/ООГ-367);

– сумма оплаты за работника парковки его личного транспорта, не используемого в служебных целях (Письмо от 17.04.2014 г. № 17-4/В-158);

– частичная компенсация работникам платы за то, что они или их несовершеннолетние дети пользуются спортивными сооружениями во время занятий в абонементных группах или группах здоровья (Письмо от 20.01.2014 г. № 17-3/В-13);

– частичная компенсация стоимости стоматологических услуг (Письмо от 20.01.2014 г. № 17-3/В-13);

– компенсация стоимости санаторно-курортных и туристических путевок работников (Письмо от 20.01.2014 г. № 17-3/В-13);

– компенсация платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях (Письмо от 20.01.2014 г. № 17-3/В-13);

– материальная помощь одиноким родителям, вдовам (вдовцам), воспитывающим детей без супруга, а также работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида (Письмо от 20.01.2014 г. № 17-3/В-13).

Однако судебная практика складывается иначе. Так, Президиум ВАС РФ неоднократно указывал в Постановлениях (например, от 03.12.2013 г. № 10905/13, от 14.05.2013 г. № 17744/12), что выплаты социального характера, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации сотрудника, сложности, качества, условий выполнения работы, не относятся к оплате труда и не признаются объектом обложения страховыми взносами по смыслу ч. 1 ст. 7 Закона о взносах. По мнению Президиума ВАС РФ, это касается, в частности, установленных коллективным договором единовременных выплат в связи с выходом на пенсию, материальной помощи одиноким матерям (отцам) и стипендий по ученическим договорам. В свою очередь, суды кассационной инстанции признают не облагаемыми взносами выплатами социального характера оплату работодателем аренды помещений для сотрудников, приглашенных из другой местности , компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, оплату санаторно-курортных путевок работников, предоставление сотрудникам бесплатного питания    и другие выплаты.

Следует отметить, что некоторые выплаты, упомянутые Минтрудом России в рассматриваемых Письмах, указанное ведомство также называет социальными. Соответственно, работодатель может не уплачивать взносы с выплат социального характера, установленных в коллективном договоре. В этом случае, скорее всего, он отстоит свою позицию в суде.

Дополнительные материалы, касающиеся обложения взносами компенсаций расходов сотрудника, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды. Подробнее об исчислении страховых взносов с сумм, составляющих социальный пакет работника, см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

3. Определение полной и частичной занятости при исчислении взносов по доптарифам

Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ст. 58.3 Закона о взносах, применяются организациями в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее – работы с особыми условиями труда).

Минтруд России разъяснил следующее: если работник признается полностью занятым на работе с особыми условиями труда, взносами по доптарифам облагаются все выплаты, начисленные в его пользу в конкретном месяце, независимо от того, к какому периоду они относятся (например, премии за прошлые периоды или отпускные). При частичной занятости работника как на указанных работах, так и на работах с нормальными условиями труда страховые взносы в отношении суммы всех выплат в его пользу исчисляются по доптарифам пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на работах с особыми условиями труда. Напомним, что данную точку зрения компетентные органы высказывали и ранее (см., например, Письмо Минтруда России от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 , направленное Письмом ПФР от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649).

Кроме того, в Письмах от 11.04.2014 N 17-3/В-151 и от 24.01.2014 N 17-3/В-25 Минтруд России указал периоды, когда работник, занимающий должность на работе с особыми условиями труда, считается полностью занятым. К ним, в частности, относятся:

– период временного перевода на работу с нормальными условиями труда, если он включается в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Напомним, что порядок исчисления такого стажа установлен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516;

– время межвахтового отдыха;

– очередной оплачиваемый отпуск;

– праздничные дни.

Полностью занятым на работе с особыми условиями труда сотрудник считается и в том случае, если в течение месяца он несколько дней находился в учебном отпуске и несколько дней отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью (Письмо Минтруда России от 24.01.2014 г. № 17-3/В-25). Отметим, что из Письма Минтруда России от 05.06.2013 г. № 17-3/10/2-3105 следует иной вывод: период учебного отпуска не включается в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, соответственно, в это время работник не признается занятым на работах с особыми условиями труда.

Подробнее по вопросу применения доптарифов взносов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование  и Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды .

4. Расчет страховых взносов по доптарифам при увольнении сотрудника

В Письме Минтруда России от 24.01.2014 г. № 17-3/В-25 рассмотрен вопрос исчисления страховых взносов по доптарифам в отношении выплат уволенному работнику. По мнению ведомства, в этом случае имеет значение его занятость в месяце увольнения. Если в течение данного месяца сотрудник был полностью занят на работах с особыми условиями труда, дополнительные тарифы взносов применяются в отношении всех выплат, начисленных в его пользу после увольнения, независимо от того, за какой период они производятся. В случае если в месяце увольнения работник был частично занят на работах с особыми условиями труда, взносы по доптарифам исчисляются со всех выплат пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих вредных и опасных работах.

Однако из названного Письма непонятно, что имеется в виду под полной и частичной занятостью работника в месяце увольнения. У работодателя, трудовой договор с которым прекращается, сотрудник может работать не полный месяц. Следовательно, не ясно, за какой период определяется занятость работника: за календарный месяц целиком (включая дни, когда сотрудник уже не работает) либо с начала календарного месяца по день увольнения. Возможно, Минтруд России направит дополнительные разъяснения по данному вопросу.

5. Пенсионные взносы при получении в 2013 г. иностранцем вида на жительство

В Письме от 20.01.2014 г. № 17-3/В-15 Минтруд России разъяснил, как нужно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранного гражданина, который в течение расчетного периода 2013 г. получил вид на жительство (т.е. временно проживавшего в России гражданина, который получил в указанном году статус постоянно проживающего).

В силу ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (далее – Закон о пенсионном страховании) суммы пенсионных взносов в отношении иностранных граждан, постоянно проживающих в России, распределяются в зависимости от их года рождения. В отношении временно проживающих в РФ иностранцев указанные взносы перечисляются независимо от года рождения.

Напомним, что с 2014 г. страхователи перечисляют пенсионные взносы в отношении любых лиц на основании единого расчетного документа, т.е. без распределения сумм на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (ст. 22.2 Закона о пенсионном страховании). Такое распределение осуществляет ПФР. Подробнее об этом см. в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

Минтруд России указал, что в 2013 г. взносы на финансирование накопительной части пенсии должны были перечисляться с момента получения иностранным гражданином статуса постоянно проживающего в России. В месяце получения вида на жительство взносы на накопительную часть пенсии уплачивались только с выплат, начисленных со дня изменения статуса до конца месяца.

Ведомство отметило, что база для начисления пенсионных взносов в отношении иностранца, получившего вид на жительство в 2013 г., независимо от изменения его статуса определяется в общеустановленном порядке нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 06.12.2017  

    Как следует из материалов дела, МАДОУ в проверяемом периоде находилось на упрощенной системе налогообложения и осуществляло деятельность по коду ОКВЭД 80 (услуги в области образования). Фонд оплаты труда сотрудников МАДОУ формировался из нескольких источников: субсидии на выполнение муниципальных заданий и целевых субсидий, поступлений от оказания заявителем платных услуг и иной деятельности, приносящей доход. Суд кассационн

  • 06.12.2017  

    В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ целевые бюджетные средства не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности. Вместе с тем правовые основания для исключения целевых бюджетных средств из общей суммы доходов отсутствуют, поскольку из буквального толкования и смысла части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы вне зависимос

  • 29.11.2017  

    Суды пришли к выводу о том, что общество соответствовало всем условиям, дающим право на применение пониженного тарифа; уплата обществом в отношении основного вида деятельности ЕНВД не является основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку его применение не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.11.2017  

    По мнению ПФР, осуществленные обществом в проверяемый период выплаты в виде стоимости питания сотрудникам во время полевых работ подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку были осуществлены в рамках трудовых отношений и имели стимулирующий характер. Между тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свид

  • 13.11.2017  

    Как следует из судебных актов, спор касается правомерности применения организацией в 2012-2014 годах пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на основании подпункта "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованном применении организацией в спорных пер

  • 16.10.2017  

    Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод Фонда о том, что фактически в проверяемый период общество осуществляло экономическую деятельность по коду ОКВЭД по подгруппе 90.00.3 «Уборка территории и аналогичная деятельность», а также по группе 45.42 «Производство столярных и плотничных работ» лишь в отношении той части деятельности, общий доход от которых составил менее 70% от общего объ


Вся судебная практика по этой теме »