
Аналитика / Налогообложение / Субсидия: выручка или компенсация убытка?
Субсидия: выручка или компенсация убытка?
Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров льготных категорий (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.), получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов. И у них возникают споры с налоговой инспекцией: чем, по сути, является эта субсидия - выручкой или внереализационным доходом? От этого зависит, когда ее нужно включать в доходы - в момент оказания услуг или в момент получения денег из бюджета
22.05.2014«Главная книга»Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров льготных категорий (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.), получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов. И у них возникают споры с налоговой инспекцией: чем, по сути, является эта субсидия - выручкой или внереализационным доходом? От этого зависит, когда ее нужно включать в доходы - в момент оказания услуг или в момент получения денег из бюджета.
ИФНС: субсидию надо учесть в доходах в момент оказания услуг по перевозке
По итогам выездной проверки одной из таких организаций инспекция установила, что компания не включила в состав выручки и не учла при исчислении налога на прибыль бюджетные средства, которые она должна была получить, но так и не получила за оказание услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. В проверяемый период расходы на перевозку льготников были компенсированы организации из бюджета лишь частично. В связи с этим полученные из бюджета субсидии организация отражала в доходах в момент их получения, а неполученные деньги в доходах не учла.
По мнению налоговиков, деньги, которые организация должна была получить из бюджета, являются доходами организации и подлежат отражению в налоговом учете полностью в момент оказания услуг по перевозке пассажиров. При этом размер этих доходов ИФНС посчитала так: количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся проездными социальными билетами, умножила на разницу между стоимостью обычного проездного билета и льготного.
В результате организации были доначислены налог на прибыль, штрафы и пени.
Организация с этим не согласилась и пошла в суд.
Один суд - за организацию, другие - за налоговиков
Суд первой инстанции организацию поддержал. Он указал, что по существу деньги, получаемые из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, - это убытки, понесенные организацией при оказании услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. И эти убытки надо включать во внереализационные доходы по правилам, установленным в подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, то есть <1>:
<или> на дату признания их должником (то есть бюджетом);
<или> на дату вступления в силу решения суда, если пришлось требовать их из бюджета через суд.
Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим не согласились. Они указали, что организация применяла метод начисления. А потому должна была включить суммы компенсации из бюджета в состав дохода, независимо от даты получения <2>. Но организация не сдалась и дошла до ВАС, который ее поддержал.
ВАС: субсидию надо отражать в доходах в момент ее признания должником
ВАС указал, что суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно проигнорировали обстоятельства, связанные со спецификой сложившихся отношений по возмещению перевозчикам расходов по перевозке пассажиров льготных категорий <3>.
Он напомнил, что в целях исчисления налога на прибыль по общему правилу датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) признается дата перехода к приобретателю права собственности на товар (дата передачи заказчику результата выполненных работ, оказания услуг) <4>. А в рассматриваемом случае организация часть денег из бюджета так и не получила. Поэтому недополученная провозная плата, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования <5>. О чем ВАС говорил еще в 2006 г. <6>
Из норм НК следует, что основанием для возникновения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ <7>. А специфика оказания услуг по перевозке пассажиров льготных категорий не позволяет организации определить в момент оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном счете будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.
Следовательно, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания доходов в виде сумм возмещения убытков - по дате признания должником или вступления в законную силу решения суда.
Так что у ИФНС отсутствовали правовые основания для квалификации неполученной субсидии в качестве выручки от реализации услуг.
* * *
Теперь все подобные споры должны разрешаться в пользу транспортных организаций.
--------------------------------
<1> Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2012 № А38-223/2010
<2> Постановления 1 ААС от 12.12.2012 № А38-223/2010; ФАС ВВО от 18.04.2013 № А38-223/2010
<3> Постановление Президиума ВАС от 10.12.2013 № 10159/13
<4> ст. 271 НК РФ
<5> гл. 16 ГК РФ
<6> п. 16 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23
<7> статьи 41, 247 НК РФ
- 31.05.2023 Руководитель ФНС рассказал о списках блогеров в ответ на вопрос о проверках
- 31.05.2023 Депутаты индексируют в УК РФ суммы крупного ущерба от экономических преступлений
- 29.05.2023 Путин: правительство скоро разработает идеи по смягчению уголовного законодательства для бизнеса
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 10.05.2023
Налоговый орган
в целях обеспечения исполнения решения о привлечении общества к налоговой ответственности и полагая, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем его исполнение, вынес решение о принятии обеспечительных мер.Итог: требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение влечет существенное ограничение экономической деятельности общества при отсут
- 10.05.2023
Определением отказано
в пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам. Новыми обстоятельствами по делу о признании незаконным решения налогового органа, вынесенного в отношении общества, заявитель (бывший генеральный директор общества) считал правовую позицию, изложенную в Определениях Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1153-О и от 29.09.2022 N 2572-О, согласно которым положения ст. ст. 137 и 138 НК РФ не препятст - 03.04.2023
Требования об
оспаривании акта о привлечении к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ: За неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом создан формальный документооборот в рамках фиктивных финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами, формально выполнявшими обязательств
- 15.05.2023
Общество ссылалось
на неправомерные действия налогового органа, выразившиеся в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки общества в его отсутствие, в лишении общества права получения документов по проверке, участия его в рассмотрении материалов налоговой проверки и представления соответствующих пояснений.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом приняты исчерпывающ
- 03.04.2023
По мнению
общества, действия налогового органа по производству осмотра территории, выемке и изъятию документов, принадлежащих обществу, не соответствуют требованиям налогового законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Итог:в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок обжалования действий налогово
- 22.03.2023
Общество считало,
что налоговый орган нарушил порядок уведомления о проведении выездной налоговой проверки и необоснованно определил период деятельности, охваченный проверкой.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении; фактическое получение обществом решения о проведении выездной налоговой проверки н
- 30.05.2023 Письмо ФНС России от 23.05.2023 г. № БС-3-11/6890@
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 10.01.2023 г. № 03-01-11/424
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
- 21.11.2019 Письмо ФНС России от 06.11.2019 г. № БС-3-11/9550@
Комментарии