Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Побочные расходы

Побочные расходы

Расходы на оплату бухгалтерских услуг 

23.10.2013
Журнал «Росбух»
Автор: Либерман Карина

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН могут не вести бухгалтерский учет, они должны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», (далее – Закон № 129-ФЗ)). Но при этом для них установлена обязанность отражать свои доходы и расходы в Книге учета доходов и расходов (ст. 346.24 Налогового кодекса РФ).  

Однако в ряде случаев обязанность по ведению бухгалтерского учета организациями (в том числе организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения) прямо указана в иных законодательных актах. На это указывал Минфин России в своих разъяснениях (например, в письме от 15 октября 2009 г. № 03-11-09/349). 

Так, в соответствии с п. 1 ст. 97 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 52, ст. 88 и п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, и, кроме того, годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества. 

Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 208-ФЗ размер чистой прибыли при выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками общества) определяется по данным бухгалтерского учета. 

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) решение об увеличении уставного капитала общества за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение. 

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества обязаны ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ, п. 1 ст. 92 Закона № 208-ФЗ). 

Определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки также осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (ст. 46 Закона № 14-ФЗ, ст. 78 Закона № 208-ФЗ). Для акционерных обществ, кроме того, необходимы данные о балансовой стоимости активов. 

Целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, рассматривалась при подготовке проекта нового федерального закона «О бухгалтерском учете», который вступит в силу с 1 января 2013 года. 

В результате, в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) установлено, что его действие распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации без исключений (пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Таким образом, бухгалтерский учет с 2013 года должны будут вести организации, применяющие УСН. Исключение в части возможности не вести бухгалтерский учет установлено только в отношении индивидуальных предпринимателей, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе будут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ. 

В настоящее время установлено, что «упрощенцы» обязаны представлять в налоговые органы декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Поэтому без профессионального бухгалтера здесь обойтись сложно. В подпункте 15 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ сказано, что при расчете «упрощенного» налога учитываются расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. 

То есть законодательство  о бухгалтерском учете не запрещает орга- низациям, применяющим УСН продолжать вести бухгалтерский учет и даже обязывает пользователей спецрежима организовать такой учет в отношении основных средств и нематериальных активов. 

Решение о том, как именно организовать бухгалтерский учет, руко- водитель компании принимает самостоятельно в зависимости от объема учетной работы. Можно  создать отдельное структурное подразделение, ввести в штат должность бухгалтера, вести учет самостоятельно или пору- чить его на договорных началах сторонней организации (п. 2 ст. 6 Закона от № 129-ФЗ). 

Глава 26.2 Налогового кодекса РФ прямо предусматривает, что затраты на бухгалтерские услуги включаются в состав расходов, уменьшающих налог, уплачиваемый в связи с применением УСН. Главное, чтобы такие расходы были экономически обоснованы и подтверждены документально (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Иных условий налоговое законодательство не содержит.

Аудиторские услуги 

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, могут быть учтены расходы на аудиторские услуги. 

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», (далее – Закон № 307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. 

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). 

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). 

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся: 

а) обзорные проверки; 

б) согласованные процедуры; 

в) компиляция финансовой информации. 

Это указано в п. 4 Правила (стандарта) № 24, утвержденного Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». 

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: 

– постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование; 

– налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; 

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 

– управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией; 

– юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 

– автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 

– оценочную деятельность; 

– разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 

– проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 

– обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью. 

Этот перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг содержится в ч. 7 ст. 1 Закона № 307-ФЗ.  

 Услуги, указанные в ч. 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ, не являются аудиторскими услугами в смысле Закона № 307-ФЗ. Данные услуги могут оказываться не только аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 3 Информационного сообщения Минфина России от 28 января 2010 г. «Для пользователей аудиторских услуг». Учитывая данное разъяснение следует, что расходы на услуги, указанные в ч. 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ, не могут быть учтены при исчислении налога по УСН в составе расходов на аудиторские услуги.  

Возможность признания данных расходов не поставлена Налоговым кодексом РФ в зависимость от того, были понесены налогоплательщиком расходы на обязательный или добровольный аудит. 

Юридические услуги 

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут включать в расходы суммы, истраченные на оплату юридических услуг (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Эти услуги должны быть связаны с производственной деятельностью налогоплательщика, применяющего УСН. И, конечно же, они должны быть подтверждены документально (договорами на оказание услуг, платежными документами). 

Добавим, что расходы при «упрощенке» принимаются в том же порядке, что и по налогу на прибыль. А что касается налога на прибыль, то мнение компетентных ведомств было таково, что расходы на юридические услуги можно принимать в целях налогообложения только в том случае, если в штате организации (индивидуального предпринимателя) нет специалиста, чьи должностные обязанности совпадают с перечнем услуг, оказываемых сторонней фирмой (см, например, Письмо Минфина России от 6 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/257).  

Однако, судебная практика складывалась в пользу налогоплательщиков. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 марта 2008 г. № 14616/07 указал, что Налоговый кодекса РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. В силу изложенного у налоговых органов отсутствуют правовые основания для признания произведенных организацией расходов на юридические услуги экономически не обоснованными по тому основанию, что в его структуре имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции. 

В более поздних своих разъяснениях Минфин России не давал однозначного ответа о невозможности учета в целях налога на прибыль расходов на юристов, привлеченных со стороны при наличии собственной юридической службы, указывая при этом, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (письмо Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-03-06/1/83). 

Таким образом, учитывая, что пп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не ставит возможность признания расходов на привлеченных со стороны юристов в зависимость от наличия (или отсутствия) у организации собственной юридической службы, затраты на них, по нашему мнению, могут быть учеты при исчислении налога, уплачиваемого в связи применением УСН. Однако налогоплательщику в таком случае следует иметь в виду, что этот вопрос является спорным и может быть предметом спора с налоговым органом, разрешаемого в судебном порядке. 

Организация, основным видом деятельности которой является оказа- ние юридических услуг, вправе учитывать в целях налогообложения обосно- ванные и документально подтвержденные расходы на оплату аналогичных услуг, оказываемых сторонними организациями. Расходы на оплату юриди- ческих услуг могут быть учтены и на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 

346.16 Налогового кодекса РФ. Компания вправе самостоятельно опреде- лить, к какой именно группе она отнесет такие расходы (см., например, пись- мо Минфина России от 7 марта 2006 г. № 03-11-04/2/57). 

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и раскрытие другой информации 

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ) принимаются при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН,  лишь в том случае, когда  законодательством на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) 

Согласно статье 16 Закона № 129-ФЗ обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды. Однако,  банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды применять упрощенную систему нало- гообложения, учета и отчетности, не могут. 

ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (ст. 97 Гражданского кодекса РФ). 

В соответствии со ст. 92 Закона № 208-ФЗ ОАО обязано раскрывать: 

– годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; 

– проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; 

– сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом № 208-ФЗ; 

– иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. 

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ). 

А что понимается под иным раскрытием информации? Ну, к приме- ру, если хозяйственное общество, будучи на «упрощенке», приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Статья 106 Гражданского кодекса РФ предписывает в этом случае опубликовать эту информацию. Она должна быть опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации». 

 Другой пример – когда ООО приняло решение уменьшить уставный капитал (п. 3 ст. 20 Закона № 14-ФЗ). В таком случае ООО  в течение трех рабочих дней после принятия решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о нем в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала. 

Канцелярские товары 

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ в составе расходов при расчете налога организации и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения  учитывают стоимость канцелярских товаров. Она списывается в расходы после оплаты и оприходования таких товаров.

Причем товарные чеки на покупку канцтоваров подтверждают, что товары оприходованы. Более того, как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 19 июня 2007 г. № А55-12166/06-51 указание в товарных чеках на то, что приобретались канцелярские товары, даже без их расшифровки, является достаточным основанием для отнесения этих сумм на расходы при расчете «упрощенного» налога. 

По этой статье затрат в расходах учитываются затраты на бланки строгой отчетности. Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 17 мая  2005 г. № 03-03-02-04/1/123.  

А вот со специализированной  литературой так не получится. Официальные органы против. Объяснение, как правило, дается стандартное: такого вида расходов нет в закрытом перечне статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на прибыль
  • 06.12.2016   Суды правильно указали, что задолженность налогоплательщика по спорным долговым обязательствам перед иностранными компаниями является контролируемой (более чем в 3 раза превышает величину собственного капитала), что сторонами не оспаривается; следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 23, подп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ заявитель был обязан на последнее число каждого отчетного периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой
  • 06.12.2016   Налогоплательщик, заключающий сделки по приобретению товара (выполнению работ, оказание услуг) несет не только гражданско-правовые последствия исполнения указанных сделок, но и налоговые последствия, связанные с возможностью отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы по налогу на прибыль и налоговые вычеты, только в отношении добросовестных контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), осуществляющих реальную экономическую деятельно
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.

Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »