Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Побочные расходы

Побочные расходы

Расходы на оплату бухгалтерских услуг 

23.10.2013
Журнал «Росбух»
Автор: Либерман Карина

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН могут не вести бухгалтерский учет, они должны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», (далее – Закон № 129-ФЗ)). Но при этом для них установлена обязанность отражать свои доходы и расходы в Книге учета доходов и расходов (ст. 346.24 Налогового кодекса РФ).  

Однако в ряде случаев обязанность по ведению бухгалтерского учета организациями (в том числе организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения) прямо указана в иных законодательных актах. На это указывал Минфин России в своих разъяснениях (например, в письме от 15 октября 2009 г. № 03-11-09/349). 

Так, в соответствии с п. 1 ст. 97 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 52, ст. 88 и п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, и, кроме того, годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества. 

Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 208-ФЗ размер чистой прибыли при выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками общества) определяется по данным бухгалтерского учета. 

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) решение об увеличении уставного капитала общества за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение. 

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества обязаны ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ, п. 1 ст. 92 Закона № 208-ФЗ). 

Определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки также осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (ст. 46 Закона № 14-ФЗ, ст. 78 Закона № 208-ФЗ). Для акционерных обществ, кроме того, необходимы данные о балансовой стоимости активов. 

Целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, рассматривалась при подготовке проекта нового федерального закона «О бухгалтерском учете», который вступит в силу с 1 января 2013 года. 

В результате, в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) установлено, что его действие распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации без исключений (пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Таким образом, бухгалтерский учет с 2013 года должны будут вести организации, применяющие УСН. Исключение в части возможности не вести бухгалтерский учет установлено только в отношении индивидуальных предпринимателей, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе будут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ. 

В настоящее время установлено, что «упрощенцы» обязаны представлять в налоговые органы декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Поэтому без профессионального бухгалтера здесь обойтись сложно. В подпункте 15 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ сказано, что при расчете «упрощенного» налога учитываются расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. 

То есть законодательство  о бухгалтерском учете не запрещает орга- низациям, применяющим УСН продолжать вести бухгалтерский учет и даже обязывает пользователей спецрежима организовать такой учет в отношении основных средств и нематериальных активов. 

Решение о том, как именно организовать бухгалтерский учет, руко- водитель компании принимает самостоятельно в зависимости от объема учетной работы. Можно  создать отдельное структурное подразделение, ввести в штат должность бухгалтера, вести учет самостоятельно или пору- чить его на договорных началах сторонней организации (п. 2 ст. 6 Закона от № 129-ФЗ). 

Глава 26.2 Налогового кодекса РФ прямо предусматривает, что затраты на бухгалтерские услуги включаются в состав расходов, уменьшающих налог, уплачиваемый в связи с применением УСН. Главное, чтобы такие расходы были экономически обоснованы и подтверждены документально (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Иных условий налоговое законодательство не содержит.

Аудиторские услуги 

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, могут быть учтены расходы на аудиторские услуги. 

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», (далее – Закон № 307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. 

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). 

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). 

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся: 

а) обзорные проверки; 

б) согласованные процедуры; 

в) компиляция финансовой информации. 

Это указано в п. 4 Правила (стандарта) № 24, утвержденного Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». 

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: 

– постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование; 

– налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; 

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 

– управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией; 

– юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 

– автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 

– оценочную деятельность; 

– разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 

– проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 

– обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью. 

Этот перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг содержится в ч. 7 ст. 1 Закона № 307-ФЗ.  

 Услуги, указанные в ч. 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ, не являются аудиторскими услугами в смысле Закона № 307-ФЗ. Данные услуги могут оказываться не только аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 3 Информационного сообщения Минфина России от 28 января 2010 г. «Для пользователей аудиторских услуг». Учитывая данное разъяснение следует, что расходы на услуги, указанные в ч. 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ, не могут быть учтены при исчислении налога по УСН в составе расходов на аудиторские услуги.  

Возможность признания данных расходов не поставлена Налоговым кодексом РФ в зависимость от того, были понесены налогоплательщиком расходы на обязательный или добровольный аудит. 

Юридические услуги 

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут включать в расходы суммы, истраченные на оплату юридических услуг (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Эти услуги должны быть связаны с производственной деятельностью налогоплательщика, применяющего УСН. И, конечно же, они должны быть подтверждены документально (договорами на оказание услуг, платежными документами). 

Добавим, что расходы при «упрощенке» принимаются в том же порядке, что и по налогу на прибыль. А что касается налога на прибыль, то мнение компетентных ведомств было таково, что расходы на юридические услуги можно принимать в целях налогообложения только в том случае, если в штате организации (индивидуального предпринимателя) нет специалиста, чьи должностные обязанности совпадают с перечнем услуг, оказываемых сторонней фирмой (см, например, Письмо Минфина России от 6 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/257).  

Однако, судебная практика складывалась в пользу налогоплательщиков. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 марта 2008 г. № 14616/07 указал, что Налоговый кодекса РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. В силу изложенного у налоговых органов отсутствуют правовые основания для признания произведенных организацией расходов на юридические услуги экономически не обоснованными по тому основанию, что в его структуре имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции. 

В более поздних своих разъяснениях Минфин России не давал однозначного ответа о невозможности учета в целях налога на прибыль расходов на юристов, привлеченных со стороны при наличии собственной юридической службы, указывая при этом, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (письмо Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-03-06/1/83). 

Таким образом, учитывая, что пп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не ставит возможность признания расходов на привлеченных со стороны юристов в зависимость от наличия (или отсутствия) у организации собственной юридической службы, затраты на них, по нашему мнению, могут быть учеты при исчислении налога, уплачиваемого в связи применением УСН. Однако налогоплательщику в таком случае следует иметь в виду, что этот вопрос является спорным и может быть предметом спора с налоговым органом, разрешаемого в судебном порядке. 

Организация, основным видом деятельности которой является оказа- ние юридических услуг, вправе учитывать в целях налогообложения обосно- ванные и документально подтвержденные расходы на оплату аналогичных услуг, оказываемых сторонними организациями. Расходы на оплату юриди- ческих услуг могут быть учтены и на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 

346.16 Налогового кодекса РФ. Компания вправе самостоятельно опреде- лить, к какой именно группе она отнесет такие расходы (см., например, пись- мо Минфина России от 7 марта 2006 г. № 03-11-04/2/57). 

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и раскрытие другой информации 

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ) принимаются при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН,  лишь в том случае, когда  законодательством на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) 

Согласно статье 16 Закона № 129-ФЗ обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды. Однако,  банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды применять упрощенную систему нало- гообложения, учета и отчетности, не могут. 

ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (ст. 97 Гражданского кодекса РФ). 

В соответствии со ст. 92 Закона № 208-ФЗ ОАО обязано раскрывать: 

– годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; 

– проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; 

– сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом № 208-ФЗ; 

– иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. 

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ). 

А что понимается под иным раскрытием информации? Ну, к приме- ру, если хозяйственное общество, будучи на «упрощенке», приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Статья 106 Гражданского кодекса РФ предписывает в этом случае опубликовать эту информацию. Она должна быть опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации». 

 Другой пример – когда ООО приняло решение уменьшить уставный капитал (п. 3 ст. 20 Закона № 14-ФЗ). В таком случае ООО  в течение трех рабочих дней после принятия решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о нем в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала. 

Канцелярские товары 

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ в составе расходов при расчете налога организации и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения  учитывают стоимость канцелярских товаров. Она списывается в расходы после оплаты и оприходования таких товаров.

Причем товарные чеки на покупку канцтоваров подтверждают, что товары оприходованы. Более того, как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 19 июня 2007 г. № А55-12166/06-51 указание в товарных чеках на то, что приобретались канцелярские товары, даже без их расшифровки, является достаточным основанием для отнесения этих сумм на расходы при расчете «упрощенного» налога. 

По этой статье затрат в расходах учитываются затраты на бланки строгой отчетности. Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 17 мая  2005 г. № 03-03-02-04/1/123.  

А вот со специализированной  литературой так не получится. Официальные органы против. Объяснение, как правило, дается стандартное: такого вида расходов нет в закрытом перечне статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на прибыль
  • 15.06.2025  

    Налоговым органом сделан вывод о необоснованном предъявлении обществом к вычету НДС и неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затрат по взаимоотношениям с заявленными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленных первичных учетных документах содержатся недостоверные сведения; обществом создан фиктивный документоо

  • 15.06.2025  

    Обществу доначислены НДС и налог на прибыль, начислен штраф за неполную уплату налогов в связи с завышением расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на сумму затрат по хозяйственным операциям с контрагентами, и с необоснованным предъявлением к вычету НДС. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие между обществом и контрагентами реальных хозяйственных операций и

  • 15.06.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды по заявленным финансово-хозяйственным операциям в виде незаконного применения вычетов по НДС; обществом неправомерно занижены внереализационные доходы по налогу на прибыль на сумму списанной в бухгалтерском и налоговом учете креди


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.

  • 03.05.2023  

    Определением частично удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу

  • 27.02.2023  

    Обществом было допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово


Вся судебная практика по этой теме »