Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Уточненка как помеха для быстрого возврата НДС

Уточненка как помеха для быстрого возврата НДС

Последствия подачи уточненной декларации при заявительном возмещении НДС

13.08.2013
«Главная книга»
Автор: Суховская М.Г.

Уже четвертый год действует заявительный порядок возмещения НДС, позволяющий вернуть налог из бюджета до окончания камеральной проверки декларации, по которой возмещается налог <1>. Деньги поступят на банковский счет максимум через 16 рабочих дней после подачи в ИФНС заявления о применении заявительного порядка <2>.

Но воспользоваться этим порядком могут далеко не все. В числе тех, кто может претендовать на ускоренный возврат НДС, - организации и предприниматели, представившие вместе с декларацией банковскую гарантию, которая отвечает определенным требованиям, в частности <3>:

- выдана банком, включенным в минфиновский перечень;

- срок действия гарантии составляет не менее 8 месяцев со дня подачи налоговой декларации;

- сумма, на которую выдана гарантия, полностью покрывает сумму налога, заявленную к возмещению.

В 2010 г. мы уже подробно рассматривали особенности заявительного возмещения НДС, и с тех пор эта процедура не претерпела изменений. А сейчас мы расскажем о том, какие последствия ждут налогоплательщиков, которые после подачи в ИФНС первичной НДС-декларации и заявления о применении заявительного порядка <4> представят уточненную декларацию, в которой сумма к возмещению стала больше либо меньше.

Актуальный перечень банков, которые вправе предоставлять банковские гарантии в целях ускоренного возмещения НДС, можно найти на сайте Минфина: www.minfin.ru -> раздел "Налоговые отношения" -> раздел "Налоговая и таможенно-тарифная политика" -> Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/)

СИТУАЦИЯ 1. Уточненка подана до того, как ИФНС приняла решение о возмещении НДС (или об отказе в возмещении) по первичной декларации

Тогда по первичной декларации решение вообще не принимается <5> и право на оперативный возврат НДС по ней утрачивается. Однако налогоплательщику ничто не мешает по уточненной декларации также подать заявление на применение заявительного порядка <6>.

Очевидно, что в этой ситуации представлять в инспекцию новую банковскую гарантию не нужно при условии, что срок действия ранее представленной (с момента подачи уточненки) укладывается в положенные 8 месяцев. Такое возможно, когда гарантия изначально выдана на бОльший срок, к примеру на год.

СИТУАЦИЯ 2. Уточненка подана после принятия ИФНС решения о возмещении НДС и перечисления денег, но до окончания камералки по первичной декларации

В этом случае камеральная проверка прежней декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. И все полученные из бюджета деньги налогоплательщик должен вернуть. Да еще вместе с процентами, начисленными со дня фактического получения им суммы возмещения <7> исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, что на сегодняшний день составляет 16,5% годовых <8>. Сделать возврат нужно в течение 5 рабочих дней с даты получения от ИФНС соответствующего требования <9>. При этом, как утверждает Минфин, не важно, какая сумма налога к возмещению отражена в уточненной декларации - бОльшая или меньшая по сравнению с суммой в ранее поданной декларации <10>.

Примечание. Бывает, что организации подают уточненки, в которых сумма НДС к возмещению остается прежней, а уточнение связано лишь с исправлением технической ошибки (например, данные об одной и той же сумме вычетов перенесены из одной строки декларации в другую или исправлен код ОКВЭД). И в этих случаях налоговики все равно требуют вернуть полученные деньги вместе с процентами.

Однако суды говорят, что оснований для начисления процентов нет, поскольку "факт незаконного пользования бюджетными средствами отсутствует" <12>.

Недавно ВАС РФ вынес Постановление <13>, в котором напомнил о возможности применить заявительный порядок к уточненной декларации, при этом добавил следующее.

Если в уточненке сумма к возмещению меньше, чем в ранее поданной декларации, то при заявительном порядке налогоплательщик должен вернуть в бюджет лишь разницу между суммами НДС, заявленными в первичной и уточненной декларациях. Соответственно, и проценты должны быть начислены только на эту разницу. Все это при условии, что наличествует банковская гарантия - вновь выданная либо ранее полученная, если срок ее действия отвечает установленным требованиям.

Внимание! Проценты, уплаченные за пользование бюджетными средствами, для целей налогообложения прибыли учесть в расходах нельзя, так же как налоговые пени и штрафы <11>.

Получается, что налогоплательщик, применивший заявительный порядок к уточненке, в которой сумма к возмещению больше, чем была, ничего возвращать не должен. Что касается банковской гарантии, то не обязательно получать ее заново на всю увеличенную сумму. Можно представить гарантию лишь на недостающую часть <14>.

* * *

Кстати, если вместо "свежей" банковской гарантии вы представите допсоглашение к прежней гарантии, продлевающее срок ее действия, инспекция может отказать вам в возмещении налога в связи с непредставлением новой гарантии. Правда, есть судебное решение о том, что такой отказ незаконен <15>.

-------------------------------

<1> ст. 176.1 НК РФ

<2> п. 6 ст. 6.1, пп. 7-10 ст. 176.1 НК РФ

<3> пп. 4, 6 ст. 176.1 НК РФ

<4> п. 7 ст. 176.1 НК РФ

<5> п. 24 ст. 176.1 НК РФ

<6> Письмо Минфина от 01.04.2010 № 03-07-08/84

<7> п. 17 ст. 176.1 НК РФ

<8> Указание ЦБ от 13.09.2012 № 2873-У

<9> пп. 16, 17, 24 ст. 176.1 НК РФ

<10> Письма Минфина от 17.08.2012 № 03-07-08/249, от 01.04.2010 № 03-07-08/84

<11> п. 2 ст. 270 НК РФ

<12> см., например, Постановления ФАС МО от 30.11.2012 № А40-53659/12-115-323; ФАС ПО от 06.12.2012 № А06-2309/2012; ФАС СКО от 07.02.2012 № А32-7166/2011

<13> Постановление Президиума ВАС от 19.02.2013 № 13366/12

<14> Письмо Минфина от 07.06.2012 № 03-07-08/145

<15> Постановление ФАС ВСО от 08.09.2011 № А19-4800/2011

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок возмещения НДС
  • 14.11.2016  

    Суды обоснованно отклонили довод инспекции о двойном возмещении предприятием НДС из бюджета, правильно указав, что в силу подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ двойное возмещение НДС обусловлено одновременным наличием трех условий: получение субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), из федерального бюджета и с учетом налога. Поскольку доказательства наличия данных условий инспекция не представила, основания для вывода

  • 28.09.2016  

    Суды пришли к обоснованному выводу о том, что возврат авансовых платежей является обязательным условием для применения налогового вычета. Вместе с тем в данном случае указанное условие не соблюдено обществом, поскольку сумма аванса возвращена контрагенту только 06.03.2015, то есть после заявления налогоплательщиком спорной суммы к вычету.

  • 22.04.2016   Дело направлено на новое рассмотрение. С учетом участия в спорных правоотношениях организаций, вовлеченных в единую финансово-хозяйственную деятельность, учредительства, в том числе опосредованного, иностранных организаций, судебные инстанции не установили действительную реальность спорных сделок и не выяснили, направлены ли действия налогоплательщика на получение реального экономического результата. Суды не установили, по какой причине общество осуществля

Вся судебная практика по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
  • 09.11.2016  

    Принимая во внимание ст. 78 НК РФ, предусматривающую погашение задолженности по уплате налога посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налоговому агенту излишне уплаченных сумм, суды сделали правильный вывод о том, что имеющаяся у общества переплата пени по НДФЛ, не зачтенная и не возвращенная на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки, должна быть учтена при исчислении суммы неперечисле

  • 09.11.2016  

    Возникшая в результате представления налоговой декларации переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы налога не может считаться подтвержденной без проведения в течение трех месяцев камеральной налоговой проверки.

  • 24.10.2016   Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода),

Вся судебная практика по этой теме »