
Аналитика / Налогообложение / Если в аренде только часть торгового зала
Если в аренде только часть торгового зала
Компания арендовала у крупной фирмы небольшие участки торговых залов в супермаркетах и ведет там розничную торговлю. По каждому участку компания уплачивала ЕНВД, применяя физический показатель базовой доходности «торговое место». При проверке налоговая инспекция пересчитала ЕНВД, при этом использовала другой показатель - «площадь торгового зала». Разберемся, кто правв такой ситуации
25.09.2012Журнал «Бухгалтерия. Просто, понятно, практично»Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Понятия «площадь торгового зала» и «торговое место» определены в ст. 346.27 НК РФ. К сожалению, когда арендуется относительно небольшой участок торгового зала, то налоговые органы могут применять разные трактовки.
Чтобы правильно выбрать физический показатель базовой доходности, налогоплательщику нужно ориентироваться на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ.
По торговле - четыре показателя
Напомним, в каких случаях при рознице применяются оба вышеназванных показателя базовой доходности. Это можно узнать из положений п. 3 ст. 346.29 НК РФ.
Показатель «площадь торгового зала (в м2)» применяется, если розничная торговля осуществляется через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
Если розничная торговля осуществляется через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, или объекты нестационарной торговой сети, то применяются показатели:
• площадь торгового места (в м2) - если площадь торгового места превышает 5 м2;
• торговое место - если площадь торгового места не превышает 5 м2 (за исключением торговых автоматов).
Наконец, если розничная торговля осуществляется через торговый автомат, то следует применять показатель «торговый автомат».
Характер объекта торговли
Чтобы понять, какой показатель применять, нужно определить характер объекта торговли, расположенного на арендованной у супермаркета площади. В этом помогут выводы из постановления Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 14171/11. Вот главное, что отметили судьи.
Расположение объектов розничной торговли в торговых залах магазинов само по себе не является критерием для их классификации в качестве объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы.
Другой важный вывод судьи сделали на основании п. 1 ст. 38 НК РФ: квалифицируемые объекты налогообложения должны относиться к деятельности самого налогоплательщика. Поэтому важен не сам факт аренды части площади торгового зала, а как на этой площади компания-арендатор устроила место организации торговли.
В рассматриваемой ситуации с арендой части площади в супермаркете возможны два варианта.
Вариант 1. Отгородились от покупателей. Место продавца отгорожено от покупателей стеклянными витринами, на которых выставлен товар, предлагаемый к продаже. Покупатели ходят вокруг и не могут зайти внутрь такого сооружения. Такой объект розничной торговли можно охарактеризовать как торговое место «стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов».
Следовательно, если арендуемая площадь не превышает 5 м2, то показателем будет «торговое место» с базовой доходностью 9000 руб. в месяц. А если превышает, то показателем будет «площадь торгового места (в м2)» с базовой доходностью 1800 руб. в месяц.
ЧТО ТАКОЕ «ПЛОЩАДЬ» И «МЕСТО»
Площадь торгового зала - это:
• часть магазина, павильона, открытой площадки (в том числе арендуемая), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей;
• площадь контрольно-кассовых узлов и рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Площадь помещений, в которых не производится обслуживание покупателей (подсобных, административных и пр.), не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К торговым местам относятся:
• здания, строения, сооружения... и (или) земельные участки для совершения сделок розничной купли-продажи;
• объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски... в том числе в зданиях, строениях и сооружениях; прилавки, столы... в том числе расположенные на земельных участках);
• земельные участки, используемые для размещения данных объектов.
Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 346.27
Вариант 2. "Уголок" для покупателей.
Место торговли на арендуемой площади устроено так, что покупатели могут заходить на эту площадь, выбирать товар и покупать его не выходя наружу. Такой объект розничной торговли можно охарактеризовать как объект «стационарной торговой сети, имеющей торговые залы». Значит, должен применяться показатель «площадь торгового зала (в м2)» с базовой доходностью 1800 руб. в месяц.
Напомним, что к категории объектов стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относятся магазины и павильоны. Их особенность - расположение в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), которые имеют обособленные помещения для обслуживания покупателей, оснащенные специальным оборудованием (ст. 346.27 НК РФ).
Есть ли смысл спорить
На первый взгляд вроде бы очевидно, что при арендуемой площади менее 5 м2 выгоднее устраивать маленький торговый зал и применять показатель «площадь торгового зала». А при площади более 5 м2 применение любого варианта дает одинаковые значения базовой доходности.
ПОНЯТНО,ЧТО…
… в целях расчета ЕНВД базовая месячная доходность умножается на корректирующие коэффициенты К1 и к2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
ПРОСТОВАЖНО ЗНАТЬ
Коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, на 2012 год установлен в размере 1,4942 (приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 № 612).
Однако не нужно забывать, что при определении величины базовой доходности местные представительные органы власти (законодательные собрания муниципальных районов, городских округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) могут по своему усмотрению увеличивать базовую доходность, указанную в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, на корректирующий коэффициент К2 (п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ). Причем значения корректирующего коэффициента К2:
• определяются для всех категорий налогоплательщиков данного муниципального образования на период не менее чем календарный год;
• могут устанавливаться в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).
Итак, применяемые на местах коэффициенты К2 могут различаться при использовании показателей «площадь торгового зала», «торговое место» (или «площадь торгового места»). А точнее - могут быть разными для торговли через объекты:
• стационарной торговой сети, имеющей торговые залы;
• стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов;
• нестационарной торговой сети.
Рассмотрим на примере, почему эти детали так важно не упустить.
Пример из практики
ООО «Армада» арендовало в большом супермаркете участок торгового зала площадью 8 м2. На этой площади компания обустроила торговое место, отгороженное от покупателей стеклянными витринами. Общение с покупателями происходило через прилавок, расположенный внутри одной из витрин.
Налоговая инспекция посчитала, что розничная торговля «Армады» проходит через объект стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Соответственно, по мнению налоговиков, должен применяться показатель «площадь торгового зала (в м2)» с базовой доходностью 1800 руб. в месяц.
Коэффициент К2 для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, в данном муниципальном образовании не установлен. Зато для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, установлен К2 = 0,5.
Чтобы выработать линию поведения, бухгалтер «Армады» произвел такие расчеты:
Вариант 1. Согласиться с позицией налоговиков. Получается, что месячная налоговая база ЕНВД по участку торгового зала составит 21 516,48 руб. (1,4942 х 1800 руб. х 8 м2).
Вариант 2. Попытаться настоять на своем. Иными словами, можно попробовать доказать, что торговля идет через объект стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Тогда показателем будет «площадь торгового места (в м2)» с базовой доходностью 1800 руб. в месяц. Месячная налоговая база с учетом коэффициента К2 составит 10 758,24 руб. (0,5 х 1,4942 х 1800 руб. х 8 м2).
Следовательно, есть экономический смысл «Армаде» спорить с инспекцией.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Официальная позиция может перемениться
Юрий Подпорин,
советник государственной службы РФ 1-го класса
Вопрос о налогообложении ЕНВД розничной торговли, осуществляемой на арендуемой части торгового зала магазина, имеет давнюю историю.
По мнению Минфина России и ФНС России, налогообложение следует производить исходя из физического показателя «площадь торгового зала (в квадратных метрах)». Эта позиция основана на определении понятия «площади торгового зала» из ст. 346.27 НК РФ, согласно которому к площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 14171/11 содержится несколько иное понимание названной нормы статьи 346.27 НК РФ. Поэтому вполне возможно, что официальная позиция Минфина России будет соответствующим образом скорректирована.
Темы: Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)  Торговля  
- 15.04.2022 Эксперт: перевод перевозчиков на ЕНВД поддержит транспортный комплекс
- 22.03.2022 Власти Дагестана предлагают ввести налоговые льготы для бизнеса
- 27.05.2021 Выбор условий ПСН предложили отдать муниципалитетам
- 22.07.2019 Вебинар: «Как открыть торгово-розничную точку не нарушая требования 54-ФЗ?»
- 06.02.2019 Онлайн-ритейлеры просят упростить систему налогообложения при экспорте товаров
- 15.01.2018 Налоговики хотят взыскать 2,5 млрд руб. с продавца одежды Michaella
- 16.09.2021 Памятка для тех, кто еще не отчитался по ЕНВД за 2020 год. Повторение
- 15.03.2021 НДФЛ с дивидендов, переход с ЕНВД на УСНО и другие поправки в НК РФ
- 18.02.2021 ЕНВД отменили. Если решил, что теперь хочешь перейти на УСН – успей предупредить об это налоговую!
- 29.03.2022 Заполнение отчетов о прослеживаемости товаров
- 24.06.2019 Возврат товара надлежащего качества и НДС
- 29.10.2018 Оформляем торговые операции: чем отличаются договор поставки, договор купли-продажи и договор розничной купли-продажи
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, штрафы по причине применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимого лица, применявшего специальный налоговый режим в виде ЕНВД.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участием взаимозависимого лица, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 12.02.2025
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДС, налог по УСН, ЕНВД, пени в связи с использованием предпринимателем неправомерной схемы получения налоговой выгоды, направленной на минимизацию налогов, подлежащих уплате в бюджет.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлены реальные налоговые обязательства предпринимателя, так как доходы и расходы, налоговые вычеты, суммы налогов, уп
- 09.04.2014 О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
- 06.09.2010 Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
- 03.05.2010 Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм
- 07.11.2024 Письмо Минфина России от 20.08.2024 г. № 03-07-11/78234
- 30.07.2024 Письмо ФНС России от 15.12.2020 г. № СД-4-3/20659
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272
- 07.06.2013 Приказ ФАС России от 18.01.2013 № 17/13
- 04.04.2013 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
- 24.09.2010 Письмо Минфина РФ от 13 сентября 2010 г. N 03-11-11/239
Комментарии