
Аналитика / Налогообложение / Общество равных возможностей
Общество равных возможностей
О том, какие богатые должны платить больше
21.09.2012ИзвестияЛевый крен протестного движения, так явно обозначившийся в ходе последнего митинга, является, на первый взгляд, лучшим из возможных сценариев развития событий для российской власти. Лучшим — потому что именно к этому перекосу она лучше всего подготовлена всей динамикой ценностных предпочтений российских граждан XXI века. Их социалистически-перераспределительными настроениями, обусловленными прежде всего спецификой российской налоговой системы, не позволяющей сформироваться сколь-либо значимой социальной базе правой альтернативы.
А потому вполне возможно, что скоро в ответ на вопрос о стратегических направлениях нового президентского срока («какую Россию мы хотим построить?») мы опять услышим старые добрые тезисы о «справедливости», «стране равных возможностей», «разнице в доходах», критериях «справедливости и заслуженности» «собственности и богатства», с выводом о том, что «богатый должен платить больше». В профессионально интересующей меня сфере налоговой политики эти тезисы будут конвертированы прежде всего в оживление дискуссии о якобы имеющей место несправедливости «плоской» шкалы НДФЛ, а также вторичных вопросах обложения «роскоши» и«престижного потребления», борьбе с никому особо не понятными, но оттого не менее ненавистными офшорами.
Однако нельзя не отметить одну особенность. Любители рассуждать о том, что «богатый должен платить больше», имеют разные критерии деления соотечественников на «богатых» и «бедных», но сходятся в предпочтении не развивать свой тезис пояснениями. Обеспечение равных жизненных возможностей, самореализации, социальных лифтов путается в их головах с перераспределительным (с помощью принудительных налоговых механизмов) выравниванием жизненных результатов.
Это выравнивание подрывает ценность упорного труда, качественного образования, инициативы, склонности к просчитанному риску, опоры на собственные силы, а не помощь государства — всего, что отличает «богатых» от «бедных» и одновременно же отличает ценности успешных обществ, ориентированных на рост числа «богатых», от ценностей государств, обреченных на воспроизведение бедности, зависти и периодического насильственного перераспределения.
Благодаря выравниванию впахивающий нередко куда больше стандартных 40 часов в неделю россиянин должен оплачивать пособие по безработице вместе с отчислениями в фонд будущей пенсии, медицинским обслуживанием и бесплатными детским садиком со школой соседу, которому «неохота корячиться за копейки, достойной работы не предлагают, а к собственному делу душа ну вот не лежит». И виноваты в этом у него Дерипаска с Прохоровым, Чубайс с Кохом да Березовский с Абрамовичем — все, кроме него самого. Только вот платят почему-то не они (точнее, не только они), но и всё тот же работящий сосед, вынужденный заодно содержать еще и гигантский государственный перераспределительный аппарат.
В этой извращенной логике сознательно упускается то, что налоги есть не что иное, как плата за госуслуги, и «богатые», как правило, пользуются этими госуслугами в куда меньшей степени, чем «бедные». Просто потому, что тот, кто может позволить себе частную школу и детский сад для ребенка, частную же клинику для себя и жены и санаторий в Карловых Варах для родителей, куда реже пользуются государственными школами и садами, полисом обязательного медицинского страхования и путевками из собеса — хотя продолжает за это платить.
Даже при плоской шкале НДФЛ работающий вдвое больше соседа при равной почасовой оплате платит в два раза больше налога, хотя получает от содержимого им государства столько же, если не меньше. Прогрессивная шкала лишь усиливает эту несправедливую диспропорцию. А ведь на практике прогрессивная шкала в РФ с 2012 года уже действует, ибо солидарная (не влияющая никоим образом на будущую пенсию, а значит, имеющая налоговую, а не страховую природу) ставка взносов в ПФР на зарплатные «хвосты» свыше 512 тыс. рублей в год экономически падает на плечи работника, а не формально уплачивающего взносы работодателя, обеспечивая обложение доходов россиян, ежемесячно зарабатывающих свыше 40 тыс. рублей, по эффективной ставке в 21%, а не декларируемые 13%.
А потому «платить больше» должны только те «богатые», которые обязаны своим «богатством» государству или же получают от него больше. Только вот меры налоговой политики здесь как минимум вторичны. Дефекты приватизации, залоговых аукционов, монопольных преференций, незаслуженных доходов не исправляются налоговыми механизмами — просто потому, что налогами их в принципе не исправить, ибо нельзя, отобрав даже существенную часть сворованного, сделать оставшееся законно приобретенным.
Присылайте докторов, используйте там, где следует, уголовно-правовые механизмы, национализацию, добровольно-принудительные методы компенсации нанесенного обществу ущерба (в справедливой оценке — не требуя, например, уплатить в бюджет доход, являющийся результатом успешного управления) — но не пытайтесь под этим соусом заставить «платить больше» тех, кто стал «богатым» благодаря собственному труду, а не криминальным наклонностям или совместной работе, учебе или родству с тем или иным чиновником. Проще говоря, занимайтесь теми немногими астрономически богатыми, которых создало само государство, и оставьте в покое тех, кто заработал свое «богатство» трудом.
Темы: НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  Налоговое право  
- 16.06.2025 Минфин разъяснил: при продаже коммерческой недвижимости нужно платить НДФЛ
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-05/76017
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
Комментарии