Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Уведомление государственных органов при трудоустройстве иностранных специалистов

Уведомление государственных органов при трудоустройстве иностранных специалистов

При приеме на работу иностранных специалистов, большинство работодателей, по уже известной схеме уведомляло различные государственные органы о данном факте

03.09.2012
ИД "Налоговый вестник"
Автор: Асида Агрба, юрист международной юридической фирмы "CMS, Россия"

Так ст.13 постановления Правительства Российской Федерации « О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» № 681 от 15 ноября 2006 г., предусматривала обязательство Работодателя, получившего разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ в месячный срок направить в:

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности;

– государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Однако, как показывает практика, не все работодатели, осведомлены о том факте, что с 17 ноября 2010 г., данное постановление утратило свою юридическую силу, в соответствии с принятием постановления № 925 «О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681». У работодателей более нет обязательств по уведомлению вышеуказанных государственных органов о приеме на работу иностранных сотрудников.

На сегодняшний день у работодателя при приеме на работу иностранного сотрудника остается обязательство уведомления налогового органа.

Так, в соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», устанавливается обязательство работодателя:

уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня:

–подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

–либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

–либо получения иностранным гражданином разрешения на работу;

–либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

–либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

–либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;

–либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

При наступлении какого обстоятельства необходимо подать уведомления, предусмотренные законодательством?

Очень часто у работодателей возникает следующий вопрос. При наступлении какого именно из вышеуказанных обстоятельств необходимо уведомить налоговую инспекцию? В соответствии с разъяснениями сотрудников компетентных налоговых органов, инспекцию необходимо уведомлять по первому из наступивших обстоятельству из указанного списка.

Если иностранный гражданин приехал по рабочей визе (и это обстоятельство предшествовало получению им разрешения на работу), то необходимо уведомить налоговый орган в течение 10 дней с даты его въезда в РФ по рабочей визе, и т.д. в порядке очередности наступления указанных событий.

Такой подход подтверждается практикой, и нам не известны случаи привлечения к ответственности за нарушения миграционного законодательство в случае, если выполнено требование по первому уведомлению.

Тем не менее, учитывая высокую степень дискреции в деятельности проверяющих органов, чтобы исключить любые риски, представляется направление уведомлений во всех случаях, предусмотренных в списке, несмотря на очевидную избыточность таких уведомлений.

Привлечение к ответственности за неподачу уведомления и пропуск срока для подачи такого уведомления в налоговый орган

По общему правилу сроки исковой давности по данному виду правонарушений составляют 1 год с момента правонарушения в соответствии с Административным кодексом РФ (далее «КоАП»).

При этом существуют разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее «ВАС РФ»), в котором говорится о том, что ответственность установлена в принципе за не уведомление уполномоченных органов, а не за уведомление с нарушением срока (пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ № 11 от 17 февраля 2011 г.).

Наказание по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ должно следовать лишь в тех случаях, когда на момент выявления нарушения организация не направила в соответствующий орган уведомление о найме иностранного работника. Если же уведомление было направлено, пусть и с опозданием, то существуют разъяснения, что такая ситуация нарушением не является.

До момента принятия разъяснений в начале 2011 г. многие суды считали, что подача необходимых уведомлений о приеме на работу иностранных сотрудников с нарушением сроков влечет такую же ответственность, что и неподача уведомления (постановления ФАС ВСО от 13.01.2010 по делу № А33-10079/2009; ФАС ЗСО от 30.07.2009 № Ф04-4589/2009(11988-А75-6)).

При этом некоторые суды расценивали это как малозначительное правонарушение (постановления ФАС СКО от 26.08.2010 по делу № А53-6673/2010; ФАС ЦО от 03.07.2009 по делу № А62-898/2009).

С учетом вышеизложенного представляется, что направить уведомление в адрес компетентного налогового органа о приеме на работу иностранных работников предпочтительнее, чем не отправлять уведомлений вообще, поскольку риск выявления нарушения достаточно ограничен (зачастую налоговый орган не рассматривает поданные уведомления, не проверяет правильность их составления, а сразу передает их в архив); при этом существуют аргументы в случае получения претензий от налогового органа, позволяющие обосновать позицию, в соответствии с которой факт нарушения отсутствует.

Обязательства по подаче уведомления при расторжении трудового договора с иностранным работником

Уведомить налоговый орган необходимо в течение 10 дней с даты, когда аннулировано разрешение на работу.

При аннулировании разрешений на работу выданных иностранным гражданам, не являющихся высококвалифицированными специалистами, при приеме заявления на аннуляцию, сотрудники УФМС проставляют отметку с датой приема заявления. Соответственно с этой даты и следует отсчитывать работодателю 10 дней для уведомления налогового органа.

Сложнее ситуация обстоит с уведомлением об аннулировании разрешения на работу высококвалифицированных специалистов.

Учитывая, что на практике сотрудники ФМС при аннулировании разрешения на работу для ВКС не ставят отметку с указанием даты приема документов на аннуляцию, представляется целесообразным уведомить налоговый орган в течение 10 дней со дня подачи необходимого комплекта документов на аннуляцию разрешения на работу в ФМС.

У работодателя остаются также следующие обязательства по уведомлению государственных органов при условии их наступления, установленные пп. 7 и 8 п. 8 ст. 18 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.:

–направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

–направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Таким образом, необходимо отметить, что в последнее время у работодателя сократились обязательства по уведомлению государственных органов при трудоустройстве иностранных специалистов в связи изменениями законодательства и общей политики либерализации миграционного законодательства.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »