
Аналитика / В центре внимания / Налоговые проверки стали проходить реже: это миф или реальность?
Налоговые проверки стали проходить реже: это миф или реальность?
Эксперты высказали свое мнение
28.04.2012Российский налоговый порталКак прозвучало в новости, размещенной на Российском налоговом портале, тема налогового администрирования, казалось бы, сошла на «нет».
Действительно ли бремя налоговых проверок уменьшилось или это обманчивое ощущение? А может быть данной проблеме просто мало уделяется внимания?
С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам. Что скажут они по этому поводу?
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 19.04.2023
По результатам
камеральной проверки налоговой декларации выявлено неверное применение коэффициента на автомобильный бензин и дизельное топливо, без учета изменений, внесенных в налоговое законодательство.Итог: требование удовлетворено, поскольку НДПИ налогоплательщиком исчислен и уплачен в соответствии с коэффициентом, действовавшим на момент подачи декларации, заявление налогового органа о необходимости
- 21.12.2022
Камеральной проверкой
декларации по УСН начислена недоимка по налогу и пени, так как налогоплательщик, которому выданы патенты на осуществление розничной торговли, строительство зданий, ремонт построек, строительные отделочные работы, применил специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения (ПСН) по видам деятельности, к которым ПСН не применима.Итог: требование удовлетворено частичн
- 16.10.2022
Общество посчитало
выставленное требование незаконным ввиду нарушения налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки и вступления в законную силу принятого по итогам проверки решения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки обусловлено обеспечением обществу права на защиту и введением огранич
- 22.11.2023
По результатам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу были начислены НДС, пени. Сделки общества с контрагентами были признаны "фиктивными", так как они не были отражены контрагентами в бухгалтерской и налоговой отчетности.Итог: требование удо
- 22.11.2023
По результатам
проведенной выездной проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое требование о взыскании во внесудебном принудительном порядке доначисленных налоговым органом сумм налогов и пеней.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не допущено нарушений сроков выставления оспариваемого требования.
- 18.10.2023
Общество полагало,
что налоговым органом нарушены сроки выставления требования об уплате налогов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган не имел правовых оснований для инициирования процедуры принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам до вступления в законную силу итогового решения по результатам выездной проверки. На момент вынесения оспариваемого треб
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
Комментарии
Некторов, Савельев и Партнеры, Партнер
В нашей практике мы видим, что бремя налоговых проверок не снижается. Можно лишь увидеть некоторые структурные факторы, например:
1) Успешное доначисление налогов какой-то организации из определенной категории (претензии были подтверждены судом) автоматически подвергает огромному риску другие аналогичные компании. Так было с крупными издательствами и наблюдается сейчас в отношении тонкой капитализации, ускоренной амортизации и т.п.;
2) Главным базовым фактором все равно остается план по доначислениям, который никуда не исчез и, более того, растет в связи с планируемым ростом расходов государства. Компенсируется все стабильной ценой на нефть, но по прогнозам экономистов к концу года ситуация может ухудшиться;
3) Налоговые органы нашли удобный инструмент для якобы взаимовыгодного выхода из налоговой проверки. Например, план доначислений по организации составляет 5 млн. рублей. В рамках проверки «находят» ошибки на 50 млн руб. и во время рассмотрения возражений предлагают снять 90% претензий в обмен на не оспаривание всего остального. Очень часто испуганная цифрами компания соглашается. А зря.
В целом все равно хочется отметить, что налоговые органы уделяют большое внимание судебной практике.
ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор
По нашему мнению проблемы налогового администрирования, связаны, прежде всего, с применяемыми в настоящее время органами Федеральной налоговой службы методиками проверок.
Составление плана проверки и определение необходимого объема доначислений по каждому проверяемому налогоплательщику, на практике приводит к выхолащиванию проверки – инспектор должен найти определенную сумму и об этом нередко говорится предприятию, предлагая самостоятельно «отдать» налоги.
В последние несколько лет, выездные проверки в большинстве случаев уходят от проверки налогового учета, в сторону контроля операций с сомнительными контрагентами. Такие процедуры приводят, в конечном итоге к потере цели проверки и квалификации проверяющих.
директор по стратегическому развитию, BDO Unicon Outsourcing
По нашим ощущениям, налоговые проверки стали проходить реже и менее болезненно для организаций. Разница особенно заметна, если сравнивать с тем, что происходило около пяти лет назад. Теперь сотрудники налоговой инспекции подходят ко всем сложным вопросам более взвешенно, их претензии (если таковые возникают) являются более обоснованными. Мы хорошо это чувствуем в последнее время, т. к. при проверках у наших заказчиков налоговые службы зачастую приходят к нам, а не в офис клиентов. (Нашим заказчикам очень удобно, когда с проверяющими органами общается компания, которая обслуживает все их бухгалтерские и кадровые процессы, а не они сами). В последнее время мы все реже сталкиваемся со сложностями при проведении подобных проверок. Еще один плюс в работе с налоговыми инспекциями – это то, что теперь проверяющие органы чаще соглашаются работать с заверенными копиями документов. Это актуально, когда оригиналы хранятся у заказчика, а мы имеем только электронные версии.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики
Налоговое администрирование в российском его понимании (само понятие не имеет нормативного определения) это – прежде всего совокупность методов организационной работы налоговых органов и давления на налогоплательщиков с целью увеличения поступления налогов в бюджет.
Действительно, в последние годы количество налоговых споров в арбитражных судах (а это – показатель как раз уровня налогового администрирования) снизилось, что даже привело к сокращению количества судей, рассматривающих налоговые дела (в арбитражном суде г. Москвы). Часть претензий снимается на досудебной стадии (хоть не самая существенная). Налоговые органы сместили акцент в контрольной работе с камеральных проверок на выездные. Но основную долю снижения дал переход с 2007 года на ежеквартальное исчисление НДС.
Но вряд ли подобная ситуация сохранится в ближайшее время. Выборы в стране прошли, и реакция в ответ на «закошмаривание» бизнеса уже не будет политическим фактором. Кроме того, бюджету необходимы деньги на выполнение предвыборных программ. Но главным фактором (в основном для Москвы и Санкт-Петербурга) будет переход с 2012 года на новый порядок уплаты налога на прибыль консолидированными группами налогоплательщиков, что приведет перераспределению поступлений в пользу регионов, где в которых ведется производственная деятельность этих холдингов и, соответственно, к падению налоговых поступлений в столичные бюджеты. Снижение же собираемости неизбежно вызовет усиление «налогового администрирования», т.е. увеличится частота и тщательность налоговых проверок в регионах, потерявших доходы из-за законодательных изменений. Также следует ожидать и усиление неформального давления на бизнес в виде различных комиссий и просто телефонных «просьб». Поэтому в Москве спрос на квалифицированную помощь в спорах с налоговиками должен вырасти.