Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Богатые не платят!

Богатые не платят!

Много или мало мы платим налогов? Ждать ли их повышения после выборов президента? Или, наоборот, — снижения во время предвыборной кампании?

22.12.2011
«Аргументы и факты»

Подобные вопросы звучат часто. И от представителей власти в период кризиса то и дело поступают новые идеи пополнения казны.

Что же действительно нужно изменить в налоговой системе России? Владислав Иноземцев, д. э. н., директор Центра исследований постиндустриального общества, считает, что она имеет четыре основных недостатка, которые и определяют направления реформ.

Вслепую

— Во-первых, граждане не ощущают налогового бремени и потому очень нетребовательны к государству. В США, например, подоходный налог в 2010-2011 финансовом году составил 8,4% ВВП и обеспечил 43,6% доходов федерального бюджета. В России в 2011 г. — 3,6% ВВП и целиком зачислен в местные бюджеты. Центр данного налога не получает, а значит, не заинтересован в росте благосостояния людей.

Граждане считают ставку подоходного налога в 13% низкой и не интересуются, как власть его тратит. На самом деле мы платим большие налоги. Если в тех же США страховые платежи в систему пенсионного и медицинского обеспечения составляют 15,3% от заработка работника, то у нас — 34% (с начала 2012 г. они снизятся, но только до 30%).

Таможенные пошлины в США обеспечивают 1,1% доходов бюджета, а в России — больше половины всех его поступлений. А платим за подорожавшие из-за пошлин товары тоже мы с вами. Если бы мы точно знали, сколько отдаём государству, мы бы активнее требовали со своих «слуг» отчёта о государственных тратах. Отсюда вывод: нужно перенести акцент на прямые налоги — не запрятанные в пошлинах и затратах бизнеса, такие, которые граждане выплачивают осознанно и сами, а не через работодателя. Без этого создать ответственное общество невозможно.

Как в Африке

Во-вторых, наши бюджетные поступления — это на 53,3% сборы от внешнеторговой деятельности. Государство получает огромные доходы от пошлин на экспорт нефти и иного сырья, пошлины и акцизы от импорта автомобилей и других товаров и ещё собирает налог на добавленную стоимость (НДС) на весь импорт, хотя он в России и не произведён.

Тем самым мы напоминаем феодальных баронов, кормившихся за счёт купцов, которые возили свои товары через их владения. Сегодня такая доля таможенных платежей в бюджете характерна только для африканских стран, которые способны лишь обирать компании, занимающиеся экспортом и импортом. По этому показателю мы находимся рядом с Чадом, Нигером и Мали.

Бюджет США в прошлом тоже наполнялся таможенными пошлинами, но тот уровень, на котором сейчас находится Россия, в последний раз фиксировался там в 1892 г. Собственно, это показывает, насколько наша финансовая система отстала от развитого мира. В этой связи очевидная рекомендация — отменить пошлины и собирать причитающиеся казне средства через налоги на прибыль корпораций, как во всём цивилизованном мире.

Не по Сеньке НДС

Третий недостаток российской налоговой системы связан с НДС. Его относительно легко собирать, что и делают в большинстве стран мира. Однако проблема России в том, что мы мало производим для внутреннего рынка и много — для внешнего. В итоге в 2012 г. по только что принятому бюджету за товары, произведённые в России, планируется собрать всего 1,87 трлн руб. НДС. При этом почти 1 трлн руб. будет возвращён производителям тех товаров, которые вывезут за рубеж. Таким образом, останется менее 1 трлн руб. — и при этом злоупотребления в связи с возвратом НДС уже стали притчей во языцех. Такой возврат налога стимулирует экспорт, и, конечно, он важен, если страна экспортирует промышленные товары, но это не наш случай.

Поэтому было бы правильно заменить НДС налогом с продаж конечного товара (в США он составляет от 2 до 13%). И, кстати, тогда граждане будут ясно видеть в чеке, насколько товар дороже, чем написано на ценнике, и уж точно не забудут, что постоянно платят налоги.

Миллионерам — скидка

И, наконец, российская налоговая система слишком благоволит богатым. Все платят единый подоходный налог в 13%, и даже малообеспеченные от него не освобождены (в Китае, например, этот сбор не берут с доходов, не превышающих на наши деньги 5,2 тыс. рублей в месяц). Более того, богатые не платят страховых пенсионных и медицинских платежей с доходов, превышающих 463 тыс. руб. в год. Это значит, что, выплачивая зарплату в 35 тыс. руб. в месяц, придётся начислять 34%, с 200 тыс. руб. — 6,6%, а с 1 млн руб. в месяц — всего 1,3%.

Но и это не всё! Наши нувориши получают доходы не столько в виде зарплат, сколько в виде дивидендов от принадлежащих им компаний — а такие доходы облагаются в России по ставке в 9% (в Китае — 20%, а в сырьевой Австралии — 45%). И полный финиш: если вы хотите выплачивать эти дивиденды в пользу офшоров, часто скрывающих собственность чиновников и политиков, налог будет ещё меньше — 5%. То есть государство само подталкивает к выводу собственности за рубеж.

Естественно, что в данном случае нужно потребовать распространения единой ставки страховых платежей на все доходы при её общем снижении, а также повышения налога на дивиденды до 30% для российских компаний и до 70% для иностранных.

Зажрались!

К нашей налоговой системе есть и другие вопросы. Например, почему мы резко повышаем акцизы на бензин, хотя вообще не строим дорог, и медленно поднимаем их на табак, хотя Россия стала чуть ли не самой курящей страной в мире? Или отчего бы не отменить все налоги для сельхозпроизводителей? Сейчас поступления от них НДС и налога на прибыль обеспечивают 0,77% доходов федерального бюджета, а на дотации аграриям идёт 1,6% его расходов. Проще было бы вообще отменить и поборы, и помощь — люди помогут себе сами, как они это сделали в Китае в 1980-е гг. Пусть они больше зарабатывают и кормят сами себя, а не постоянно растущую армию малопрофессиональных бюрократов!

Ведь наше чиновничество совершенно потеряло всякое представление о разумности. В 2011 г. на содержание органов власти из федерального бюджета в России отпущено 844 млрд руб., или 29,5 млрд долл. А в США — 31,2 млр­д долл.! Населения у нас вдвое меньше, чем в Америке, ВВП ниже в 9 раз, а наши чиновники проедают почти столько же денег, сколько американские. Хватит их кормить!

Разместить:
123
23 декабря 2011 г. в 16:40

У нас уже в местной газете появилась статья, что плата за электро и теплоэнергию ОПЯТЬ ВОЗРАСТЁТ на 12%!!! .... Но со второй половины года, то бишь после выборов Президента, а то так могут Путина и не выбрать. Сейчас он так красиво по телевизору отчитывает энергетиков и так всё правдоподобно, искусное очковтирательсто, манипуляции людской доверчивостью

Ирина
23 декабря 2011 г. в 18:16

Российские чинуши зажрались. В Тюменской области подняли стоимость горячей воды для домов с закрытой системой на 60%, а в прессе чинуши говорят - не будем повышать стоимость коммунальных услуг. Российскому народу пора просыпаться.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »