Аналитика / В центре внимания / Введение налога с продаж может спровоцировать повышение цен
Введение налога с продаж может спровоцировать повышение цен
Уровень налоговой нагрузки не должен оказывать негативного воздействия на производственную активность налогоплательщика
23.11.2011Российский налоговый порталВ новости, размещенной на Российском налоговом портале, был поднят вопрос о возврате налога с продаж. Как заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, точка в обсуждении идеи возврата налога с продаж не поставлена и серьезно прорабатывается такая возможность. Чего можно ожидать, если будет «вернется» налог с продаж?
Специально для Российского налогового портала эксперты высказали свое мнение
Темы: НДС  Налоговое право  
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-03-06/3/21025
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
- 03.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
Комментарии
Производственная компания, Руководитель юридической службы
Из оговорки министра неясно, будет ли сосуществовать налог с продаж одновременно с НДС или НДС будет отменен. В классическом понимании, налог с продаж это форма перераспределения налоговой нагрузки с бизнеса на граждан. Но, вероятно, правительственные чиновники рассматривают только варианты изыскания дополнительных поступлений в бюджет.
Поэтому можно говорить только о желании министра увеличить нагрузку и на граждан и бизнес. Последний будет вынужден «подтягивать» фонд оплаты труда из-за удорожания жизни, а рост ФОТ, влечет увеличение базы по НДС – налога, который не связан с экономическим результатом. Гражданам также затянут пояса.
Хотя есть один позитивный момент: граждане должны начинать осознавать, что требуемые «зрелища» (олимпиада, всевозможные чемпионаты) – это все оплачивается из их кармана и пора стать активным в общественной жизни. Может быть, эту задачу ставит министр?
ГК CONTRUST, Старший консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
За недолгий период своего существования с 1999 по 2003 год налог с продаж вошел в историю российского законодательства о налогах и сборах как один из наиболее противоречивых. Регулировался ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации (1999-2001 г.г.) и главой 27 НК РФ (2002-2003 г.г.). Объектом налогообложения признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет. Максимальная ставка была установлена в размере 5 процентов. Субъектам было предоставлено право самим устанавливать ставку, но не превышающую максимальный размер. Налогооблагаемая база включала в себя стоимость товаров (работ, услуг) с НДС, а для подакцизных товаров – и акцизы, т.е. реализуя товар (работы, услуги) налогоплательщик включал сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю. Предусмотрен был обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагались. Налогоплательщики обязаны были вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых налогом с продаж. Практика применения налога с продаж привела к увеличению цен и как следствие падению покупательской способности, росту социальной напряженности, увеличению налогового бремени и осложнению системы бухгалтерского учета для предпринимателей, контроля со стороны фискальных органов по исчислению налога, переводу товарооборота в «серый сектор» экономики, падению инвестиционной привлекательности. Налог с продаж сложно поддавался администрированию и контролю над исполнением его уплаты, а также ставил в неравные условия честных и нечестных продавцов-налогоплательщиков.
Каким бы налог не был федеральным, региональным или местным, проводя налоговую политику, законодатели, опираясь на налоговые функции и используя их для достижения целей, направленных на экономику, социальную сферу, должны обеспечить понятный и простой механизм налогового регулирования. Налоговый механизм должен быть направлен на создание условий для нормальной работы каждого хозяйствующего субъекта на основе установления оптимальной величины налоговой нагрузки на него. Уровень налоговой нагрузки не должен оказывать негативного воздействия на производственную и инвестиционную активность налогоплательщика и допускать свертывания его экономической деятельности.
Что делать Консалт, Ведущий консультант по налоговому и бухгалтерскому учету
Вспомним, что России налог с продаж (НСП) вводился дважды. Последний раз его применяли в 1998—2003 годах, когда каждый субъект федерации получил право самостоятельно принимать решение о введении налога и размере ставки (в пределах 5%). Затем его заменили на НДС, который является федеральным налогом.
Налогоплательщиками налога с продаж признавались организации и индивидуальные предприниматели, если они реализовывали товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором был установлен указанный налог. Объектом налогообложения являлись операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), в том случае, если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Согласно правовой конструкции налога с продаж этот налог «накручивался» на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), включающую в себя НДС и акцизы. Поскольку сумма налога включалась в цену товара (работы, услуги), то она фактически взималась не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности) предпринимателей, а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога.
Таким образом, введение налога с продаж приведет, прежде всего, к увеличению цен для населения. А так, как данный налог не сможет компенсировать объем сборов, получаемый по НДС, то в России могут оказаться оба налога, что в конечном итоге будет провоцировать инфляционные процессы в обществе и увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей.
У налогоплательщиков появится дополнительная головная боль по отражению в бухгалтерском и налоговом учете данных налоговых сборов. Если, как и прежде, часть товаров будет освобождена от налога с продаж, то необходимо будет обеспечить раздельный учет данных продаж. Раньше все предприниматели при наличных расчетах применяли кассовые аппараты, и раздельный учет обеспечивался за счет отражения продаж облагаемых и необлагаемых товаров по разным регистрам (отделам) ККМ. Теперь предприниматели, работающие на ЕНВД вправе не применять ККМ и, следовательно, отследить продажи населению облагаемых и не облагаемых данным налогом товаров станет намного сложнее.
Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа», Старший бухгалтер
Если речь идет о возвращении налога с продаж в том виде, в котором он существовал до 2004 года (то есть совместно с НДС), то, разумеется, восторга от этой идеи у меня нет ни как у представителя юридического лица, ни как у физического лица. Как бухгалтера меня тревожит усиление налоговой нагрузки, а как покупателя – рост цен, неизбежный в этом случае.
Однако есть подозрение, что речь идет о замене НДС на налог с продаж. Эта идея была озвучена 21 ноября 2011 г. на международной научно-практической конференции по налогообложению помощником президента России Аркадием Дворковичем. Основная цель – в перераспределении полномочий.
НДС регулируется федеральным налогом, а налог с продаж – региональным, соответственно, регионы получат больше полномочий по распределению этой части бюджета. Если выбирать из этих двух возможных сценариев, то вариант замены одного налога на другой, мне кажется более обоснованным. Посмотрим, что из этого выйдет.
Как представитель розницы могу сразу сказать, что картина с нашей стороны гораздо хуже, чем видится экспертам:
1. Введение налога с продаж автоматически означает, что все продажи должны идти через ККМ. То есть все налоговые режимы, которые сейчас работают без них, должны поставить кассы, что означает колоссальные затраты в среде малого предпринимательства. Автоматически это означает окончательную ликвидацию ЕНВД и прекращение действия патентов, которые только еще вводят.
2. Вопрос о росте цен можно даже не обсуждать - розница их поднимет автоматически.
3. При росте цен на налог с продаж оборот розницы останется тем же, какой был раньше, входные цены розницы если и уменьшатся, то символически. То есть всю сумму налога с продаж рознице предстоит выплатить из тех сумм, которые сегодня являются прибылью предприятий. То есть произойдет сокращение розницы.
Ну цены-то и без НСП хорошо растут.Сказочники Вы наши.
Чинуши! Хватит издеваться над мелкими предпринимателями, которые в нашей стране поставлены на грань выживания.
А почему нас никто не спросил?