
Аналитика / Налогообложение / Производитель предоставляет торговой сети бонус
Производитель предоставляет торговой сети бонус
Договоры на поставку продукции в торговые сети обычно содержат условие о выплате премий или бонусов за выполнение покупателями определенных условий. И если такие поощрения не изменяют цену товара, то предприятие может учесть данные расходы в составе внереализационых – пояснили чиновники
14.11.2011Журнал «Учет в производстве»Поставка продовольственных товаров регулируется в числе прочего Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». А он существенно ограничивает право сторон договора устанавливать бонусы за выполнение определенных условий договора.
Так, согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ, при продаже продовольственных товаров стороны могут предусмотреть выплату вознаграждения покупателю за покупку определенного количества товара. Но его размер не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров.
Все остальные виды премий при продаже продовольственных товаров вне закона. Да и бонус за достижение объема закупок можно применять далеко не всегда.
Как установлено пунктом 5 статьи 9 Закона № 381-ФЗ, не допускается выплата вознаграждения покупателю за приобретение определенного количества товара в случае покупки некоторых видов хлеба и других социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.
А вот для непродовольственных товаров таких ограничений нет.
Стоит учесть, что предоставление бонусов или подарков за выполнение покупателем определенных условий договора не является дарением. Дело в том, что по договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. Но при условии, что данная сделка не предусматривает встречных обязательств. Это следует из пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ.
Производитель же предоставляет бонус за приобретение определенного количества товара. Соответственно, данная сделка не является дарением. Это следует из пункта 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 104.
Итак, как мы выяснили, для договора поставки продовольственных товаров возможен только один вид бонуса – премия за покупку определенного количества товара.
В пункте 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ указано, что размер вознаграждения за покупку определенного количества товара не учитывается при определении его цены.
Поэтому получается, что бонус за объем закупок не должен изменять стоимость товара.
У продавца сумма выплаченной покупателю премии включается в состав внереализационных расходов. Основанием для этого является положение подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Что касается НДС, налоговая база при реализации товаров определяется исходя из их стоимости (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ). Следовательно, если цена товара при предоставлении бонуса не меняется, налоговую базу корректировать не нужно.
При этом сумма премии не включается в расчет НДС, поскольку она не связана с возникновением у покупателя обязанности передать товар (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги (письма Минфина России от 7 мая 2010 г. № 03-03-06/1/316, от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112).
Такую же позицию занимают и судьи (постановление ФАС Московского округа от 10 сентября 2010 г. № КА-А40/10235-10-2).
При реализации непродовольственных товаров ограничения, установленные пунктом 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ, не применяются.
Поэтому стороны договора могут самостоятельно определить, будет ли премия (бонус) изменять цену товара или нет. От этого и зависит налогообложение операции.
Так, если согласно условиям договора цена товара уменьшается, поставщику следует учитывать бонус во внереализационных расходах как убыток прошлых периодов, выявленный в текущем периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
О налоговых последствиях по НДС разъяснено в письме ФНС России от 1 апреля 2010 г. № 3-0-06/63. Налоговики предлагают следующий алгоритм.
Бонусы (премии, вознаграждения) рассматриваются ими в качестве скидок, изменяющих цену договора. При этом, согласно пункту 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ, общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала) с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу.
Таким образом, налоговая база определяется с учетом скидок, а в случае, когда они предоставляются после отгрузки товаров, налог корректируется за тот налоговый период, в котором отражена отгрузка. При этом чиновники ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09, в котором предложен аналогичный подход к налогообложению НДС ретроспективных скидок.
Но чиновники сразу же делают оговорку: если исходя из смысла договора термины «премии», «бонусы», «вознаграждения» не связаны с оказанием покупателем услуг (передачей имущественных прав) и с изменением цены договора поставки, то продавец определяет налоговую базу по НДС без учета таких премий (вознаграждений, бонусов).
Премия, выплачиваемая покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора поставки непродовольственных товаров без изменения цены товара, учитывается у поставщика в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Об этом сказано в письме Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-03-06/1/471.
При этом чиновники обращают внимание, что учесть премию в составе расходов можно только при соблюдении требований статьи 252 Налогового кодекса РФ. Это значит, если в ходе налоговой проверки инспектор посчитает бонус экономически неоправданным, доказывать правомерность расходов придется в суде.
Компании на «упрощенке» учитывают доходы на дату поступления денежных средств от покупателей (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если скидка предоставлена до оплаты, то в доходы необходимо включить сумму с учетом скидки. Это следует из пункта 1 статьи 346.15 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Если скидка предоставляется после оплаты, то в момент фактического возврата денег необходимо уменьшить доходы текущего периода на соответствующую сумму (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
В первую очередь условия о выплате премии (предоставлении бонусов, скидок) нужно включить в текст договора поставки. При этом из формулировок должно быть видно, происходит изменение цены товара или нет.
В судебной практике встречаются примеры документов, которые суд посчитал надлежащими доказательствами снижения цены товара. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 18 марта 2011 г. № КА-А41/1452-11 указано, что для отражения скидок, изменяющих цену товара, налогоплательщик самостоятельно разработал форму кредитовых накладных.
А при рассмотрении другого дела судьи приняли в качестве доказательства применения скидок кредит-ноты (постановление ФАС Московского округа от 4 августа 2010 г. № КА-А40/8305-10).
Следует отметить, что специалисты налоговых органов также допускают возможность использования кредит-нот для изменения цены товара (письмо ФНС России от 1 апреля 2010 г. № 3-0-06/63).
Ранее корректировать базу по НДС чиновники предлагали путем внесения исправлений в счета-фактуры (письма Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112, ФНС России от 1 апреля 2010 г. № 3-0-06/63). Если отражать изменение стоимости путем выставления счетов-фактур с отрицательными показателями, то возможны споры с контролирующими органами. По мнению чиновников, указание в счетах-фактурах отрицательных показателей налоговым законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 3 ноября 2009 г. № 03-07-09/55).
Однако с 1 октября 2011 года в такой ситуации следует выставлять корректировочный счет-фактуру (письмо ФНС России от 28 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15927@).
Если премия (бонус) не изменяет цену товара, то ее выплату можно оформить двусторонним актом, в котором стороны подтвердят факт предоставления бонуса и его размер.
Важно запомнить
- 24.03.2025 В ФНС назвали частые ошибки в декларации по НДС
- 13.03.2025 Минэкономразвития поддерживает продление нулевого НДС для туроператоров
- 04.03.2025 Госдума приняла проект о нулевом НДС при перевозках по ВСМ Москва-Петербург
- 22.07.2019 Вебинар: «Как открыть торгово-розничную точку не нарушая требования 54-ФЗ?»
- 06.02.2019 Онлайн-ритейлеры просят упростить систему налогообложения при экспорте товаров
- 15.01.2018 Налоговики хотят взыскать 2,5 млрд руб. с продавца одежды Michaella
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 29.03.2022 Заполнение отчетов о прослеживаемости товаров
- 24.06.2019 Возврат товара надлежащего качества и НДС
- 29.10.2018 Оформляем торговые операции: чем отличаются договор поставки, договор купли-продажи и договор розничной купли-продажи
- 20.04.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены фиктивность созданного налогоплательщиком документооборота и отсутствие реальности хозяйственных операций с контрагентом, установлен факт того, что реквизиты контрагента были использо
- 20.04.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержали недостоверные сведения и не подтверждали реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что правоотношения налогоплательщика со спорными контрагентами носили формальный х
- 20.04.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку не подтвержден факт приобретения спорными контрагентами товара для его последующей реализации налогоплательщику, у налогоплательщика отсутствует право на применение каких-либо налоговых вычетов п
- 09.04.2014 О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
- 06.09.2010 Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
- 03.05.2010 Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 25.02.2025 г. № 03-07-07/17780
- 14.03.2025 Письмо Минфина России от 22.01.2025 г. № 03-07-11/4819
- 07.06.2013 Приказ ФАС России от 18.01.2013 № 17/13
- 04.04.2013 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
- 24.09.2010 Письмо Минфина РФ от 13 сентября 2010 г. N 03-11-11/239
Комментарии