
Аналитика / Налогообложение / Если плательщик сельхозналога выставил счет-фактуру с НДС
Если плательщик сельхозналога выставил счет-фактуру с НДС
Хозяйства, которые уплачивают сельхозналог, не обязаны выставлять счета-фактуры. Если же организация его выставит и выделит в нем сумму НДС, то налоговых последствий не избежать. Ведь в этом случае придется уплатить налог в бюджет. Причем, по мнению чиновников, эту сумму нельзя признать в расходах. Однако такая позиция не бесспорна
28.07.2011«Учет в сельском хозяйстве»Плательщики единого сельхозналога освобождены от уплаты НДС (п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ). Правда, из этого правила есть исключение. Налог придется уплатить при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также по операциям в рамках договора простого товарищества. Кроме того, сельхозорганизация должна удержать и перечислить налог в случае, если она исполняет обязанности налогового агента (п. 4 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ).
Выставлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость (п. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ). А, значит, плательщики ЕСХН не обязаны этого делать. Стало быть, им не нужно вести книгу покупок и книгу продаж, ведь эти регистры предназначены для учета операций организациями и предпринимателями, уплачивающими налог на добавленную стоимость. Это следует из пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ и положений Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.
Однако плательщики сельхозналога при желании могут выставить счет-фактуру, и это не будет являться нарушением. Причем и чиновники это вполне допускают (письмо Минфина России от 12 июля 2005 г. № 03-04-11/152).
При этом счет-фактуру можно выставить как без налога, так и с выделением суммы НДС. В последнем случае придется его зарегистрировать в книге продаж, уплатить налог в бюджет и подать декларацию в инспекцию. Основание – пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
Хозяйства, уплачивающие единый сельхозналог, признают доходы и расходы кассовым методом (п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). При этом доходы от реализации определяются по правилам статьи 249 Налогового кодекса РФ. То есть аналогично правилам, предусмотренным для налога на прибыль, – исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию. Получается, что при расчете сельхозналога выручку следует признать в доходах в полной сумме, включая уплаченный НДС. Этой же точки зрения придерживаются налоговики, например, в письме ФНС России от 8 июня 2011 г. № ЕД-20-3/690 (разъяснение дано для организаций, применяющих «упрощенку», но они актуальны и для плательщиков ЕСХН).
Ю.В. Подпорин, советник государственной гражданской службы 1-го класса
Плательщик единого сельхозналога выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Можно ли налог, уплаченный в бюджет по данной операции, признать в составе расходов, если вся поступившая от покупателя оплата, включая НДС, учтена в доходах?
Нет, такие суммы нельзя признать в расходах.
Доходы от реализации определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права (п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ). Если плательщик сельхозналога выставит счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то эта сумма в полном объеме должна быть перечислена в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ).
При этом в закрытом перечне расходов, установленном пунктом 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ, суммы НДС, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг), не поименованы. Следовательно, их нельзя учесть при определении налоговой базы по единому сельхозналогу.
Однако с чиновниками можно поспорить. По мнению арбитров, оснований для включения в доходы суммы НДС, полученного при спецрежиме, нет. Такой позиции придерживаются судьи, например, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. № 17472/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 14 августа 2009 г. № А32-18246/2008-46/245. › |
Аргументы у них следующие. Действительно, доходы при определении налоговой базы определяют исходя из всех поступлений от сделки (п. 2 ст. 249, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). В то же время в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. При этом ее определяют в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Из смысла указанных норм следует, что НДС, полученный организацией на спецрежиме от покупателя, не является доходом.
Если же сельхозорганизация не готова отстаивать свою правоту в суде, налог придется включить в доходы.
Возникает вопрос: если налог нужно включить в доходы, то можно ли на эту сумму уменьшить базу по сельхозналогу? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Бесспорно, что НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) организации, которые уплачивают ЕСХН, включают в расходы в момент погашения задолженности перед поставщиком (подп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Но это не тот случай. Еще один вариант учета налогов и сборов предусмотрен подпунктом 23 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Но чиновники считают, что в данной ситуации указанная норма неприменима.
А теперь рассмотрим вопросы бухгалтерского учета операций.
Выручку от реализации отражают по кредиту счета 90 в корреспонденции со счетом 62, на котором отражается возникшая задолженность покупателя.
Начисленный налог на добавленную стоимость будет отражен по кредиту счета 68 и дебету счета 90 – то есть для целей бухгалтерского учета начисленный НДС уменьшает выручку от реализации.
Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию.
Пример.
ООО «Знаменское» уплачивает единый сельхозналог. При этом по просьбе покупателя ему был выставлен счет-фактура с выделенной суммой НДС (по сути, покупатель его уплатил сверх обычной цены, по которой продукция реализуется иным лицам). Сумма сельхозпродукции, реализованной по счету-фактуре, составила 110 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). Покупатель рассчитался по нему в полной сумме с указанием в платежке суммы НДС.
Бухгалтер ООО «Знаменское» отразил ситуацию в учете следующим образом:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 110 000 руб. – отражена выручка от реализации продукции;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– 10 000 руб. – начислен НДС по реализованной сельхозпродукции;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43
– 85 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 110 000 руб. – поступила оплата от покупателя;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
– 10 000 руб. – перечислен в бюджет НДС.
Таким образом, в бухгалтерском учете выручка по данной операции составила 15 000 руб. (110 000 – 10 000 – 85 000).
А теперь рассмотрим налоговый учет. Разумеется, единый сельхозналог определяют по всем операциям по итогам полугодия и года, но мы для наглядности рассмотрим только одну реализацию.
Предположим, что себестоимость в размере 85 000 руб. можно полностью отнести в расходы (то есть в течение рассматриваемого периода в этой сумме были оплачены расходы на материалы, заработную плату, взносы и пр.). В таком случае сумма единого сельхозналога по указанной операции составит:
(110 000 руб. – 85 000 руб.) × 6% = 1500 руб. › |
Таким образом, прибыль от продажи равна 13 500 руб. (110 000 – 10 000 – 85 000 – 1500).
А вот при обычной реализации сельхозпродукции (то есть без выделения налога) ЕСХН к уплате составит:
(100 000 руб. – 85 000 руб.) × 6% = 900 руб.
И прибыль при этом будет уже 14 100 руб. (100 000 – 85 000 – 900).
Разумеется, при ставке НДС 18 процентов разница будет более существенная.
Как видно из примера, бухгалтеру значительно проще не выделять налог, тем более что это экономически нецелесообразно. Кроме того, у покупателя при принятии суммы такого НДС к вычету могут возникнуть споры с проверяющими. Поскольку в этом вопросе чиновники единогласны – принять к вычету налог по счету-фактуре, который выставил продавец, применяющий спецрежим, покупатель не вправе (письма Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/126, от 29 ноября 2010 г. № 03-07-11/456).
Важно запомнить
Темы: НДС  Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)  
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 03.07.2025 Минфин: продажа имущества может лишить сельхозорганизацию права на ЕСХН
- 06.03.2025 Скоро срок сдачи деклараций по УСН и по ЕСХН за 2024 год
- 08.11.2024 Может ли плательщик с/х налога отменить освобождение от уплаты НДС: Минфин
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 01.04.2022 Как применяет льготу по налогу на имущество предприниматель на ЕСХН
- 18.02.2022 Изменения по налогам с 01.01.2022 для унитарных предприятий Крыма и Севастополя
- 25.08.2021 Сельхозпроизводитель? Выполняй работу сам, а иначе лишишься всех своих льгот
- 16.07.2025
Налоговый орган
начислил пени, приходящиеся на доначисленные суммы НДС и налога на прибыль организаций, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт начисления пеней признан правомерным, установлено, что налоговым органом исключены начисления пеней в период действия моратория.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 09.07.2025
Проверкой выявлены
факты занижения налогоплательщиком доходов в целях минимизации налоговых обязательств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку указанная в регистре сумма облагаемого дохода не соответствует налоговой декларации, детализация поступивших от покупателей сумм не представлена, заявленные расходы не подтверждены.
- 07.08.2023
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени, штрафы в связи с участием общества в группе компаний, созданных для минимизации налоговых обязательств путем неправомерного применения при реализации крабовой продукции ЕСХН вместо общей системы налогообложения.Итог: требование удовлетворено частично, так как неправомерное применение обществом ЕСХН путем распределения между группой взаимозависимых добываю
- 07.08.2023
Обществу доначислены
налог на прибыль, пени и штрафы в связи с участием общества в группе компаний, созданных для минимизации налоговых обязательств путем неправомерного применения при реализации крабовой продукции ЕСХН вместо общей системы налогообложения.Итог: требование удовлетворено частично, так как неправомерное применение обществом ЕСХН путем распределения между группой взаимозависимых добывающих
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 10.06.2025 Письмо Минфина России от 18.04.2025 г. № 07-01-07/39172
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 23.04.2025 г. № 03-07-07/41120
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-07/35628
Комментарии