Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Изменения в трудовом законодательстве 2011

Изменения в трудовом законодательстве 2011

Столичным работодателям, у которых есть неразрешенные конфликты с сотрудниками, стоит быть готовыми к тому, что в этом году трудовые инспекции будут уделять им повышенное внимание со всеми вытекающими последствиями... Все дело в том, что законодатели готовят для бизнеса массу не самых приятных сюрпризов в области регулирования трудовых отношений

27.04.2011
Московский бухгалтер
Автор: Владимир Хвориков

Вроли «хедлайнера» состоявшегося в столице семинара «Правовые вопросы HR в 2011 году», организованном газетой The Moscow Times, выступил руководитель Государственной инспекции труда в городе Москве Михаил Малюга. Для начала он сообщил всем присутствующим приятную новость о том, что в текущем году плановых проверок компаний на предмет соблюдения трудового законодательства будет в два раза меньше по сравнению с минувшим. Если в 2010 году было проведено порядка 1,5 тысяч плановых проверочных мероприятий, то в текущем к визиту инспекторов в плановом режиме нужно подготовиться лишь 700 столичным компаниям. «Но это вовсе не значит, что с соблюдением трудовых прав в Москве все обстоит также хорошо», – сразу же оговорился чиновник. По его словам, жалоб на действия работодателей стало больше, а потому ко многим из них сотрудники инспекций «придут в гости» внезапно. «Внеплановых проверок будет больше, причем они будут именно выездными, а не документарными», – подчеркнул он. То есть проверять будут со всем пристрастием.

При этом г‑н Малюга напомнил, что согласно последним поправкам, требования закона от 26 декабря 2008 года № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в полной мере распространятся на контроль и надзор в трудовой сфере лишь с 1 июля 2011 года. А до 1 июля трудовые инспекции могут проводить внеплановые проверки предприятий без согласования с прокуратурой, что запрещено для других контролирующих структур. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать истечение срока исполнения работодателем распоряжения об устранении допущенных нарушений, наличие у инспекции сведений о фактах, связанных с опасностью возникновения вреда жизни и здоровью работников, несчастных случаях на производстве, и здесь, по словам докладчика, никаких вопросов не возникает. Вы пожаловались – мы среагировали!

Наказание по международным стандартам

Итак, до 1 июля механизм согласования внеплановых проверок трудинспекций с прокуратурой точно не заработает, но и после, как следует из высказывания докладчика, возможно, будет применяться не в полном объеме. Ведь осуществляя свою деятельность, трудовые инспекции обязаны руководствоваться не только вышеупомянутым законом, но и Трудовым кодексом, а также ратифицированными Россией конвенциями Международной организации труда (МОТ). «Если международным договором РФ установлены правила иные, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, применяются правила международного договора РФ. Для трудовых отношений таковым является конвенция МОТ № 81» – пояснил чиновник. При этом он подчеркнул, что отдельные положения этого документа разительно отличаются от постулатов нашего законодательства. В них, в частности, сказано, что представители федеральных трудовых инспекций имеют право на беспрепятственный проход на предприятие без предварительного уведомления в любое время суток, причем предприятие может инспектироваться так часто, как это необходимо. Учитывая, что по нормам Конституции международная конвенция обладает большей юридической силой, уполномоченные органы вправе руководствоваться ее положениями. Правда, оговорился г‑н Малюга, согласно соответствующим рекомендациям Роструда применение нормы Конвенции МОТ № 81 возможно только в исключительных случаях, связанных с конфликтными, спорными ситуациями, расследованием несчастных случаев на производстве. В целом же инспекторы обязуются заниматься своей благородной работой в полном соответствии с законом № 294‑ФЗ. Кстати, за его грубые нарушения (отсутствие оснований для проведения проверки, нарушение ее сроков, истребование лишних документов и т.д) для проверяющих предусмотрены ощутимые штрафные санкции. При этом результаты такой проверки будут признаны недействительными. По словам г‑на Малюги, пока массовой практики обжалования решений трудовых инспекций нет, лишь единичные случаи.

Больше полномочий – меньше нарушений

В части новаций, которые необходимы трудовым инспекторам для полного счастья, то есть для более качественной работы, докладчик выделил расширение их полномочий. Например, они добиваются права признавать отношения работодателя и работника трудовыми, а не гражданско‑правовыми, единолично, без решения суда. Г‑н Малюга также с нетерпением ожидает принятия поправок в КоАП, увеличивающих до заоблачных высот штрафные санкции не только за задержку зарплаты, но и за иные нарушения трудового законодательства – несвоевременное предоставление отпусков, неоплату сверхурочных, непроведение аттестации рабочих мест или огрехи при заключении договора с работником.

Вопрос из зала о том, может ли государственная инспекция труда признать увольнение сотрудника незаконным и восстановить его на работе во внесудебном порядке, докладчика врасплох не застал, однако, сославшись на противоречивую судебную практику по этой части, он высказал сугубо личное мнение. Г‑н Малюга отметил, что в Трудовом кодексе есть ряд статьей (ст 82, ст. 234, ст. 373), которые косвенно подтверждают, что такие решения инспекция может принимать единолично в рамках контрольно‑надзорного мероприятия. Так, в статье 82 ТК есть положение об увольнении нового сотрудника в случае восстановления в должности своего предшественника по решению суда или трудовой инспекции. «Анализ ряда статей Трудового кодекса и правоприменительной практики показывает, что мы вправе принимать такие решения, и мы не стесняемся выдавать подобные предписания. И многие московские суды, в частности, Нагатинский районный суд, нашу точку зрения разделяют», – отметил г‑н Малюга.

Второй (и последний) вопрос из зала касался того, принимают ли участие сотрудники трудинспекций в борьбе с «конвертными» зарплатами. Как выяснилось, да, но несколько опосредованное. К примеру, получив информацию о таких фактах, они передают ее в УФНС и уж там разбираются со всем тщанием в рамках отпущенных полномочий.

Депутатские будни

Вместо не прибывшего на мероприятие председателя Комитета Госдумы по труду и соцполитике Андрея Исаева, рассказывать о предполагаемых изменениях регулирования трудовых отношений в 2011 году пришлось замруководителю аппарата этого же комитета Александру Леонову. Он поведал, что в настоящее время в нижнюю палату парламента внесено около 20 законопроектов, касающихся трудовой сферы, которые «разнятся по объему, по масштабности проблем» и у которых «разные перспективы принятия». Оговорившись, что к авторству большинства из них участники комитета отношения не имеют, докладчик начал рассказ о фолианте № 451173‑5, вышедшем из‑под пера А. Исаева и его коллег по комитету М. Тарасенко и В. Комиссарова. Судя по оживлению в зале, именно этого от него и ждали.

Двойной удар

Этот документ запрещает работодателям заключать с сотрудниками договоры гражданско‑правового характера (договоры подряда) в том случае, если нет никаких преград для заключения трудового договора. Законопроект также дает трудинспекциям право признавать отношения между работодателем и работником трудовыми без суда, даже если они вообще никак не оформлены или если новый сотрудник допущен к работе лицами, не имеющими на то полномочий. Как раз на этом и настаивает руководитель московской инспекции г‑н Малюга. С необходимостью приятия таких мер законопослушный бизнес в принципе согласен – негоже минимизировать свои затраты за счет других.

А вот следующая новелла уже вызвала шквал критики не только от предпринимателей, но и от представителей ряда министерств. В ней законотворцы предлагают полностью запретить в России так называемый «заемный труд», то есть такие схемы, когда сотрудник заключает трудовой договор с частной фирмой по подбору персонала, а реально трудится в другой компании, то есть как бы «сдается внаем».

«Аутсорсинг, на выход!»

Из дальнейшего повествования парламентария стало ясно, что законопроект появился на свет явно не под счастливой звездой, с врожденными пороками, и судьба ему уготована нелегкая. В настоящее время документ разослан в различные министерства для ознакомления, и министерства эти от знакомства с ним не в восторге. В частности, Минздравсоцразвития подготовил отрицательный отзыв и даже разместил его на своем сайте, но... «после определенных консультаций, которые мы провели с представителями правительства, РСПП и профсоюзами, нам пообещали, что в целом отзыв отрицательным не будет. Сейчас ищем компромисс, пытаемся договориться», – попытался прояснить ситуацию г‑н Леонов.

По его словам, и бизнесмены, и чиновники – за приоритет трудовых договоров над гражданско‑правовыми, но категорически против полного запрета заемного труда. Следующая реплика депутата, судя по лицам присутствующих и приглушенным высказываниям, вызвала недоумение. Цитируем: «По этому вопросу мы не нашли общего языка. Первые же консультации показали, что представители Минздравсоцразвития и бизнес‑структур вкладывают в понятие «заемный труд», которое мы, кстати, закавычили, свой смысл. Все заговорили о запрете аутсорсинга. Но авторы законопроекта не посягали на эту норму использования труда!» На что же тогда посягали? «Речь идет исключительно о запрете заемного труда по трехсторонней схеме. Возможно, в тексте документа это недостаточно четко отражено, но это связано с тем, что в нашем законодательстве вообще нет заемного труда. Лишь в Налоговом кодексе есть формулировка: «предоставление персонала». Мы предлагаем либо вообще исключить ее из кодекса, либо расшифровать. Дать определение, аутсорсинг это, или нет», – продолжил разъяснения г‑н Леонов, окончательно всех запутав. Получается, что законодатели сами толком не понимают, что именно они хотят запретить, но запрет этот пойдет всем во благо. Впрочем, это классический пример.

Блок доклада, посвященный заемному труду, руководитель аппарата комитета закончил совсем уж отчаянной репликой, прозвучавшей как оправдание: «Моя личная точка зрения – лучше регулировать, чем запрещать! Но я не представляю собой Госдуму в целом. Закон внесли мои коллеги, отразив мнение профсоюзов». Словом, если профсоюзы потребуют установить на территории России пятичасовой рабочий день и трехдневную рабочую неделю, то их просьбу придется уважить.

Мир, труд, займ!

Свое мнение по поводу того, что же представляет собой заемный труд и стоит ли его запрещать, озвучила руководитель отдела трудового права юридической компании «Байтен Буркхардт» Анна Байда, начав со своеобразного исторического экскурса. Она рассказала, что на Западе такие формы заемного труда как staff leasing (лизинг персонала), temporaru staffing (подбор временного персонала), outstaffing (выведение персонала за штат), оutsourcing (внешний источник) успешно используются уже 35 лет. В России же они стали приживаться лишь с конца 90‑х. Наиболее популярны у нас лизинг‑персонала (компания заключает договор с кадровым агентством, которое предоставляет своих работников в аренду) и аутсорсинг (когда часть функций, не являющихся для фирмы профильными, передается другой компании – уборка помещений, бухгалтерия, делопроизводство). Аутстаффинг более характерен для крупных холдингов, где идет реструктуризация с целью оптимизации налогообложения.

По мнению Байды, казус с думским законопроектом возник из‑за того, что все вышеозначенные определения заемного труда на практике используются фактически тождественно, и в стране мало специалистов, тонко разбирающихся в этом институте, в результате чего «все смешивается в кучу».

Юрист рассказала, что отношения сторон в рамках заемного труда складываются по принципу «трилистника»: кадровое агентство заключает трудовой договор с работниками и гражданско‑правой договор с компанией, где они фактически будут исполнять свои трудовые функции. При такой модели взаимоотношений, конечно, есть риски для работников: компания, в которой они фактически трудятся не несет перед ними обязательств, они лишены соцгарантий, права участвовать в коллективных переговорах, в управлении организацией, их труд зачастую оплачивается не слишком высоко. Вопросы дисциплинарной ответственности, травмирования работников, использования ими материальных ценностей также остаются неурегулированными. Кадровое агентство платит в ФСС минимальный взнос, между тем как «переданные в лизинг» работники могут трудиться на предприятиях с самым высоким классом профессионального риска. Дисциплина исполнения компаниями договорных обязательств перед кадровым агентством, у которых они «арендуют» персонал, также остается слабой – просто «забывают» вовремя заплатить, в результате чего «в минусе» в первую очередь оказываются работники. Судебная практика по поводу природы таких отношений противоречива: в большинстве случаев суды считают, что договоры о предоставлении персонала не противоречат гражданскому законодательству, но есть и прямо противоположные определения. Довершают картину претензии налоговых инспекций по поводу ситуаций, когда вполне прибыльная компания выводит сотрудников за штат и переходит на УСН, между тем как «внештатники» продолжают выполнять на тех же рабочих местах свои привычные функции.

Тем не менее по схеме заемного труда в России работают свыше 100 тысяч человек, и в случае введения запрета они просто окажутся на улице (такую же точку зрения в своем отрицательном отзыве озвучили и представители Минздравсоцразвития). Следовательно, считает Байда, нужно не запрещать, а законодательно отрегулировать эти процессы. Например, установить определенные требования к кадровым агентствам – к размерам их уставных капиталов, консультированию работников, ввести страхование зарплат сотрудников, которых они отдают в наем. Также нужно обратить внимание на продолжительность отношений «заемных» сотрудников с теми компаниями, где они непосредственно трудятся. Для этого можно воспользоваться опытом Германии, где, в случае, когда сотрудник отработал определенное время, взявшая его «в лизинг» фирма обязана заключить с ним бессрочный трудовой договор.

Семь раз отмерь...

В конце мероприятия юрист практики трудового и миграционного права Пепеляев Групп Александр Коркин обратил внимание и на непоследовательность законодателей в решении различных проблем и поспешность принимаемых ими решений. Так, 15 февраля вступил в силу закон, запрещающий регистрировать работников‑иностранцев по месту нахождения пригласившей их компании, но уже 18 февраля в Госдуму был внесен законопроект, возвращающий все на круги своя. Его разработчики предлагают установить, что в качестве места пребывания иностранца может учитываться не только жилое помещение, но и помещение (здание, строение), в котором он осуществляет трудовую деятельность. Примечательно, что документ был фактически молниеносно принят в первом чтении. В общем, отследить ход мыслей депутатов по прежнему крайне сложно, и ожидать от них, помимо запрета на аутсорсинг, можно и не такого. Успокаивает лишь то, что через какое‑то время они могут одуматься.

 

Мнения

Депутат Александр Леонов: «Трудовые отношения должны стать более гибкими, но не в смысле того, что кто-то под кого-то будет прогибаться. Гибкость – это дать сторонам возможность при решении тех или иных вопросов учитывать интересы друг друга.

Замминистра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов: «Если мы запретим заёмный труд, то кто завтра будет мыть окна в офисах и убирать, у нас не будет возможности пригласить грузчиков, когда они нам необходимы, например, при переезде, к тому же эти люди останутся без работы»

Петр Бизюков – ведущий специалист Центра социально-трудовых прав: ”Как правило, те, кто расхваливает преимущества использования заемного труда, говорят о том, что это современная и эффективная форма управления. Однако главное преимущество заемного труда не озвучивается: с заемным работником очень легко прекратить трудовые отношения, в одностороннем порядке изменить условия его труда, манипулировать им и добиваться от него безоговорочного подчинения.

Разместить:
Козявкин
27 апреля 2011 г. в 9:06

Снова прочитал банальщину "уборка помещений, бухгалтерия, делопроизводство" , как основание для примения аусторсинга везде. Действительно эти сферы могут обслуживаться аутсорсерами и их труд может быть оценен: чисто, отчетность, подшитые и архивированные документы.

Но для меня загадка, почему аусорсинг начал повсеместно применяться на производстве? Участие работников в производственном процессе, подверженность влиянию вредных факторов на производстве, подчиненность трудовому распорядку , зависимость производства от конкретных персоналий (а не от обезличенной взаимозаменямой массы) - все это позволяет говорить, что трудовой договор не только мог бы быть заключен, но должен иметь место.

Я понимаю, почему законодатели плавают в этом вопросе: в России не осталось экономически образованных и грамотных лоббистов трудовых прав: профсоюзы погрязли в собственных склоках, прокуратуры в коррупции, трудовые инспекции - это не их интеллектуальный уровень и т.д., а сами работники не имеют фидбэков с депутатами.

На мой взгляд, аутсорсинг это серьезное ограничение трудовых прав: сотрудники лишены права на заключение трудового договора на неопределенный срок, студенты и беременные изгоняются, фактически оказывается не потребляемый результат услуг (который можно обособить и передать, как результат), а трудовая функция в производственном процессе (неразделимая , зависимая от усилий других лиц и с использованием производственных инструментов предприятия).

Представим себе крайний пример: почему ядерная станция не может быть обслужена с помощью аутсорсинга? "Джамшут"- ядерщик это было бы что новое.

Тогда почему тогда опасные производственные объекты обслуживается с помощью аутсорсеров? Зачем использовать аутсорсеров на производствах с высокой гигиеной?

PS: депутаты , конечно выглядят жалко на фоне противостоящих монстров (чиновников с бизнес интересами и олигархов, купирующих права работников). Впрочем, все похоже на когда то сделанное в политической избирательной системе: "мы лишаем вас прав, потому что вы не умеете ими пользоваться".

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться