
Аналитика / В центре внимания / Нужна ли отмена ЕНВД?
Нужна ли отмена ЕНВД?
В Госдуму внесен законопроект о патентной системе налогообложения в РФ и отмене единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
18.02.2011законопроектКак мы сообщали, Патентная система налогообложения планируется ввести с 2012 года. А с 1 января 2014 года перестанет существовать ЕНВД.
Патент будет выдаваться на срок от 1 до 12 месяцев. Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка составит 6%. Не надо будет подавать налоговую декларацию, но будет требоваться вести учет в книге доходов от реализации. Перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 (в действующем законодательстве РФ - 69 видов деятельности) за счет их укрупнения. При этом в данный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности. Максимальный размер потенциально возможного годового дохода по видам деятельности, переводимым на патентную систему - 500 тыс. руб.
Как вы оцениваете данное нововведение? Возможно, то, что налогом облагается предполагаемый доход, и размер налога не зависит от площади – позитивное изменение, ведь сейчас определение «площади торгового места» стало настоящим камнем преткновения между налоговыми органами и предпринимателями? Слово нашим экспертам.
Темы: Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)  Налоговое право  
- 15.04.2022 Эксперт: перевод перевозчиков на ЕНВД поддержит транспортный комплекс
- 22.03.2022 Власти Дагестана предлагают ввести налоговые льготы для бизнеса
- 27.05.2021 Выбор условий ПСН предложили отдать муниципалитетам
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 19.09.2013 Общая величина налоговых льгот в России за 2012 г. составила 5,5 трлн руб
- 16.09.2021 Памятка для тех, кто еще не отчитался по ЕНВД за 2020 год. Повторение
- 15.03.2021 НДФЛ с дивидендов, переход с ЕНВД на УСНО и другие поправки в НК РФ
- 18.02.2021 ЕНВД отменили. Если решил, что теперь хочешь перейти на УСН – успей предупредить об это налоговую!
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 22.02.2023
Предприниматель указал,
что действия (бездействие) налогового органа по неуведомлению его об образовании переплаты по налогу за спорный период, отказу в проведении сверки расчетов лишают предпринимателя права на возврат или зачет излишне уплаченного налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.<
- 20.02.2023
Налоговый орган
начислил налог по УСН, ссылаясь на неправомерное применение предпринимателем ЕНВД при реализации электротоваров по договорам поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку деятельность предпринимателя по спорным договорам обладает признаками оптовой торговли, которая не подпадает под действие специального налогового режима в виде ЕНВД. Доходы, полученные от такого рода дея
- 18.12.2022
Оспариваемым решением
обществу доначислены единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и штраф в результате необоснованного применения пониженной налоговой ставки.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество относится к категории налогоплательщиков, имеющих право на применение пониженной налоговой ставки в установленном размере.
Дополнительно: В порядке п
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 30.08.2013
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- 20.10.2022 Письмо Минфина России от 06.10.2022 г. № 03-11-11/96723
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 16.05.2022 г. № 03-11-11/44740
- 07.12.2020 Письмо Минфина России от 20.11.2020 г. № 03-11-06/2/101387
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
Комментарии
экспедиторские компании, СВХ, юрист
У моих клиентов, как правило, определение площади торгового места не является особым "камнем преткновения". Заранее готовим "правоустанавливающие документы", согласовываем с налоговой под теми или иными благовидными причинами, отрабатываем их с арендодателями и т.д. Конечно, вопросы бывают, но так - мелкие пограничные стычки без военных действий. Главное - это можно пощупать, измерить и увидеть, а вот предполагаемый доход ни пощупать, ни измерить. Это что-то эфемерное! Опять его определение отдаётся на откуп чиновнику, а не устанавливается законом.
Так получается, что хорошие предложения втыкаются в непреодолимые препятствия при их практическом исполнении и даже если оно полностью позитивное по своей сути, то его администрирование приводит к полному извращению этих Законов на практике. Кажется, чего проще- взял патент, оплатил его, или внёс аванс и т.д. Предложение как минимум интересное! Но!!! А чем плох ЕНВД, почему его нельзя поправить, подредактировать? Почему в новом законе сокращён перечень, хотя должен быть расширен?
Так что, в приложении к России, всё происходит со словом "мучиться", например: " поживём- помучаемся"! Вот и с новым законом, возможно, всё будет как в дурацкой детской присказке: «У тебя в спине топор, так некрасиво, Надо вытащить и воткнуть нож. Так он длиннее. Зато уже и эстетичнее!»
ANV Business Process Outsourcing Services company (Краснодар), Бухгалтер
Переход к патентной системе заочно оцениваю положительно, но, как всегда, вопрос в реализации. Уверен, проще жизнь предпринимателей не станет.
Не знаю о том, что определение торговой площади - камень преткновения. В законе чёткие термины и толкования. Ненормально как раз было то, что ЕНВД назывался налогом. Тут действительно абсурд применения термина. «Патент» и слово более подходящее, и независимость от площади тоже мысль приятная. Но опять-таки чёрт в мелочах и реализации. Вместо площади государство запросто может ввести среднерыночные показатели, зависящие бог знает от чего, и тогда прозрачность с площадью окажется лишь воспоминанием о былых прекрасных временах.
Группа компаний «Налоги и финансовое право», Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Мое отношение к проекту резко отрицательное.
Первый вопрос: «Зачем отменять ЕНВД и заменять его на патент?» Кто об этом просил? В настоящий момент ЕНВД пользуется 2.8 млн. компаний и ИП, которые с 2001 года как-то более-менее приспособились к этому режиму, муниципальные власти как-то разобрались что это за система, да и судебная практика по спорным вопросам сложилась и тут опять «верчай все назад». Кому это надо?
Если внимательно прочитать проект, то выяснится, что нам предлагается не реформа спецрежима, а имитация его реформирования. Дело в том, что содержание якобы нового режима «патент» принципиально НИЧЕГО не меняется. То, что хотят переизменить наши власти (как в сторону улучшения, так в сторону ухудшения для плательщиков) вполне можно сделать и в рамках существующего ЕНВД. Более того, все «старые болячки» и слабые места ЕНВД законодатели просто перетаскивают в патент. И даже усугубляют, так как сокращение видов деятельности с ЕНВД с 69 до 47 с их укрупнением приведет только к одному – к возникновению конфликтов и споров по поводу квалификации того или иного вида деятельности.
А привязка патента к размеру доходов, это-то зачем? Это что, всем придется вводить особый учет доходов, нанимать бухгалтеров, вновь приобретать кассовые аппараты, которые только для малышей отменили (и правильно, давно было пора).
И главное, инициаторы не понимают настоящей, истинной сути патента как такового Патент – это самая простая форма организации налоговых отношений между государством и плательщиком. Проще некуда: «пришел – купил патент – иди работай». Именно поэтому самым кардинальным шагом в деле введения системы патентов и, соответственно, развития малого предпринимательства в России могло бы стать расширение состава лиц, которые вправе применять патент, путем включения в этот состав простых физических, которые не имеют статуса ИП.
Честное слово, такое впечатление, что наши власти взяли на вооружение лозунг «Преобразования – без перемен», и я им даже сочувствую, ведь им надо все время придумывать новенькое, чтобы сохранить все по-старенькому.
Межрайонная инспекция ФНС России №10 по Воронежской области, начальник юридического отдела
Вначале несколько слов об ЕНВД.
Отметим, что ценность ЕНВД, который отменяется, была девальвирована не предпринимательским сообществом. Индивидуальным предпринимателям эта форма налогообложения была всегда проста, удобна, малозатратна, не требующая особых знаний и специальной подготовки.
ЕНВД был девальвирован надзорными и контролирующими органами, которые допускали и по-прежнему допускают попустительство отдельным индивидуальным предпринимателям в манипулировании этим налогом как через занижение торговой площади для целей налогообложения, так и занижении численности работников.
Проведут ли субъекты Российской Федерации экономическое обоснование базовой доходности того или иного патента, не увеличивая её огульно в два раза?
Используют ли предусмотренные Налоговым кодексом РФ возможности уменьшения базовой доходности (или применения налоговых льгот) для отдельных категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, инвалиды, многодетные) или для отдельных социально-значимых видов деятельности?
Предусмотрят ли аналогично ЕНВД применение поправочных коэффициентов К-1 и К-2 с учетом, например, сезонности бизнеса, отдаленности, численности населения, социальной значимости, и др.?
Исходя из этих вопросов, на которые пока нет ответов, сложно сказать, упростится или усложнится жизнь предпринимателей в связи с переходом к патентной системе налогообложения. Пока мы видим только проект федерального закона. Как говорится, цыплят по осени считают.
Отметим лишь то, что наличие различных режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса, в том числе введение патентной системы, на наш взгляд – положительный фактор, поскольку возрастаем возможность маневра, укрепляется трудовая и социальная активность участников налоговых правоотношений.
Размытые выводы и общие фразы, как и следует Вам по долгу службы, господин Лахин. А суть проста. Абсолютно не важно само название того или иного режима н\обложения. Фокус налогов в том и состоит, чтобы ощипывать гуся предельно корректно, чтобы не сдох, то есть. Существующее ЕНВД вроде похоже не некоторое послабление бремени для бизнеса. Конечно, где-то можно подкорректировать,чтобы налог был приемлим, например, проработать его "обязательность" и еще много чего. Но вместо этого выдумывают что-то новое. И не надо лукавить фразами вроде "сложно сказать, упростится или усложнится жизнь предпринимателей в связи с переходом к патентной системе налогообложения". Никогда не упрощалась!! Все равно данное новшество будет притираться посредством множества писем, объяснений, мнений,судебных заседаний.
К сожалению, никто из комментирующих (кроме господина Лахтина, хотя и он, ИМХО, не совсем точно разделил сущности) при прочтении законопроекта не обратил внимание на его главную задачу - "отделение овнов от козлищ".
Если не вдаваться в нюансы переходного периода , а так же условно считать, что ЕНВД = новый патент (то есть система налогообложения от фиксированного показателя, а не от реального результата хозяйственной деятельности) то становится заметна явная тенденция к отделению микропредприятий (в терминах 209-ФЗ) а по сути - самозанятых граждан от собственно бизнеса.
От ЕНВД/нового патента отлучаются по тем или иным критериям:
- ВСЕ организации;
- ИП с количеством нанятых работников более 10 человек;
- девелоперы - арендодатели, магазинная и иная крупная розница и т.п.;
- ИП с выручкой свыше 60 млн. в налоговом периоде.
Вся эта публика попадает на иные системы налогообложения.
Кроме того, система, в отличие от ЕНВД, становится добровольной.
Таким образом авторы законопроекта ясно дают понять тем, кто поднакопил хоть сколько-нибудь "жирка", что для них лафа с ЕНВД (а, я позволю себе напомнить, что кроме, собственно, вида деятельности, достижения уровня "крупнейшего налогоплательщика" - 20 ярдов оборота в год или 1 ярд основных или 1 ярд налогов, да с 2009 численности в 100 чел. иных ограничений на применение ЕНВД не было. А сетку из 20-25 магазинов до 150 м.кв. каждый или же 3-5 автосервисов по 1.5 - 2 тыс. кв.м каждый у меня лично назвать МБ язык не поворачивается) кончилась.
Кстати, ещё один любопытный аспект законопроекта.
С одной стороны, согласно п.5 ст. 346.45 по достижении в налоговом периоде дохода в 60 млн. налогоплательщик "слетает" с патента.
С другой стороны, согласно ст.4 законопроекта, в п.2.1 ст.2 54-ФЗ вносятся изменения, позволяющие патентовладельцу, не подпадающему под действие пп. 2-3 той же статьи, не применять при наличных расчётах ККТ, каковая, кроме всего прочего этот самый доход объективно фиксирует.
Возникает закономерный вопрос - откуда же тогда надзорный орган (ИФНС) узнает о достижении патентовладельцем граничного размера дохода?
Вероятно, будут верить на слово?
ЕНВД был удобен для малых организаций и предпринимателей в торговле ! УСН на упрощенке ,да еще с нашим двояким толкованием налогового кодекса (этот раздел явно недоработан) приведет к исчезновению малого бизнеса в торговле вообще .....
Кажется уже гораздо проще заниматься незаконной предпринимательской деятельностью... До чего и докатимся.