Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Богатство на бумаге

Богатство на бумаге

Подоходный налог вновь стал орудием предвыборной борьбы. На первый взгляд — ничего выдающегося: брать с богатых больше налогов — лозунг, которому минимум 100 лет

20.09.2010
газета "Ведомости"

Партия «Справедливая Россия», которая и предлагает сделать ставку подоходного налога прогрессивной, уже вносила похожий законопроект. Аналогичное предложение выдвигали когда-то коммунисты. Но каждый раз натыкались на несгибаемую позицию президента и правительства: подоходный налог останется неизменным, 13%-ным для всех.

Шансов на то, что «Справедливая Россия» переубедит правительство, и сейчас немного. Ясно, что богачи, с которых предлагается брать больше, прекрасно умеют уводить свои доходы. А понизить налог для многочисленных российских бедных — значит лишить бюджет части гарантированных доходов: середняки-то, по большому счету, будут платить столько же. «Справедливая Россия» просто пытается привлечь к себе внимание старинным способом.

Почему же на этот раз ее демарш кажется нам заслуживающим внимания?

Во-первых, партия уже известна своими странными предложениями. Не исключено, что ее опять используют для того, чтобы прощупать реакцию общества на идею, которая кажется пока чересчур радикальной. Во-вторых, одновременно изменился и тон проправительственных экспертов, которые много лет доказывали нам, что введение плоской шкалы подоходного налога в 2001 г. привело к росту бюджетных доходов. Очевидно, на основе их расчетов Владимир Путин заявлял, что плоская шкала налогообложения привела к росту бюджетных поступлений в 12 раз.

Теперь выясняется, что роста собранных налогов не было. Правда, никто толком не знает, как обстоит дело в реальности, поскольку Росстат как раз в разгар реформы перешел на другую методику расчета, и шанс оценить влияние реформаторских усилий был упущен. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, много лет консультирующий Минфин, полагает, что прямой эффект этой реформы был примерно 0,1% ВВП. «Элементов пиара в этой акции было больше, чем экономического смысла», — цитирует Гурвича портал opec.ru. Хотя реформа была полезной с точки зрения упрощения администрирования.

Возможно, правительство просто готовит почву для повышения подоходного налога без введения прогрессивной шкалы. А возможно, попытки собрать по сусекам из всех возможных источников говорят о том, что бюджетная дыра все больше пугает власти.

Новости только минувшей пятницы: правительство сократит дотации регионам на 250 млрд руб., увеличит максимальный размер годовых зарплат, с которых работодатели будут платить и без того повышенные страховые взносы (плюс 400 млрд руб.), введет экспортные пошлины на медь и никель (плюс 15,4 млрд руб.). И это не считая уже утвержденных налоговых повышений.

Причина тревоги в том, что наше бюджетное благополучие — видимость. Доходы бюджета хотя и выросли на 29,6%, но 19,2% этого прироста — конъюнктурные нефтегазовые доходы. Кроме того, сильно увеличились доходы от импорта (НДС и пошлины), поскольку он растет угрожающе быстрыми темпами. Сравнительно небольшой дефицит объясняется лишь тем, что бюджетные учреждения не успевают вовремя тратить деньги, а также солидными доходами от управления резервными фондами и прибылью Банка России, отмечает Центр развития. Все эти «надежные» источники создают иллюзию, которая к концу года рассеется.

В следующем году все будет еще хуже: чтобы найти недостающие ресурсы, правительство прибегло к арифметической операции — просто изменило макроэкономический прогноз. Увеличены темпы роста экономики, что автоматически делает больше налоговые поступления, ослаблен курс рубля, благодаря чему на бумаге получается больше экспортных доходов. Но проблема-то останется. И может оказаться, что легче повысить подоходный налог, вызвав недовольство части населения (и, кстати, радость другой части), чем пересматривать экономическую политику, которая создала эту проблему.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »