Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / НДФЛ И Страховые взносы

НДФЛ И Страховые взносы

Физическое лицо в течение календарного года меняет место работы. Новый работодатель требует от него представления карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов с предыдущего места работы. Правомерны ли требования работодателя?

23.08.2010
журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»
Автор: А. В. Телегус /к. э. н., член Палаты налоговых консультантов России/

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о страховых взносах  плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Совместным Письмом ПФР от 26.01.2010 № АД-30-24/691, ФСС России от 14.01.2010 № 02 03 08/08-56П плательщикам рекомендована карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Таким образом, официально соответствующая форма ведения учета не установлена (что подтверждается Письмом Минздравсоцразвития России от 11.02.2010 № 286-19), и конкретная организация – плательщик страховых взносов вообще может не иметь соответствующей индивидуальной карточки.

Что касается необходимости использования новым работодателем информации об исчислении и уплате страховых взносов с выплат в пользу работника по его предыдущему месту работы, то необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, которые определяются по правилам ст. 7 Закона о страховых взносах.

При этом п. 1 ст. 8 Закона о страховых взносах определено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона о страховых взносах.

На основании изложенного плательщики взносов при их исчислении учитывают выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц только непосредственно ими, то есть без учета каких-либо доходов, начисленных работникам по предыдущему месту работы.
Следовательно, требования нового работодателя в рассматриваемой ситуации неправомерны.

К сведению
В случае если бы законодатель решил, что база для исчисления страховых взносов формируется с учетом доходов, полученных по предыдущему месту работы сотрудника, данное правило было бы непосредственно сформулировано в законодательном порядке, например, как это установлено абз. 2 п. 2 ст. 218 НК РФ в отношении НДФЛ. Однако подобная норма в отношении страховых взносов в Законе о страховых взносах отсутствует.


Подлежит ли обложению страховыми взносами в 2010 году компенсационная выплата в размере 50 руб., производимая работодателем работнику (женщине), находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет?

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» отдельным категориям граждан в целях усиления социальной защищенности установлены компенсационные выплаты в размере 50 руб., в частности, абз. 3 п. 1определено, что ежемесячная компенсационная выплата производится матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В целях реализации вышеназванного указа Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, который определяет условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат.

Рассматривая правовую природу названных выплат, Президиум ВС РФ в Определении от 24.12.2003 № 56пв-03 отметил, что ежемесячная компенсационная выплата входит в число установленных федеральным законодательством гарантий в связи с материнством и выполняет одну из важнейших функций – частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящего в отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Поскольку вышеуказанные компенсационные выплаты не являются предметом трудовых договоров с работниками и осуществляются не в связи с выполнением работ (услуг), они не подлежат обложению страховыми взносами.

Следует ли начислять в 2010 году НДФЛ и страховые взносы на суммы доплат работникам организаций угольной промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно?

Официальная позиция по вопросу обложения НДФЛ изложена в Письме ФНС России от 26.04.2006 № 04 1 03/228, в котором на основании ст. 147 ТК РФразъясняется, что соответствующие доплаты не могут рассматриваться как компенсационные выплаты в силу законодательства РФ и подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях.

Подтверждением тому служат постановления ФАС ЗСО от 24.02.2010 № А27-5405/2009, от 09.06.2009 № Ф04-3339/2009 (8171-А27-19), от 12.05.2009 № Ф04-2712/2009(5879-А27-27), где разъясняется, что соответствующим категориям работников устанавливаются не компенсационные выплаты в целях возмещения понесенных затрат, а доплата, являющаяся составной частью заработной платы работников, которая подлежит обложению НДФЛ.

Вместе с тем в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.01.2010 № 10280/09 указано, что НК РФ не содержит определения «компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей», следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Исходя из ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.1998 № 452 (далее –Постановление № 452) работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах (включая начальников участков), за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно установлена доплата.

Обратите внимание 

Минтруд в Письме от 20.07.1992 № 1498-ВК разъяснил, что выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно хотя и носят в конкретных производственных условиях постоянный характер, не являются выплатами за работу, а квалифицируются как компенсационные с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Поскольку передвижение работников на подземных работах в шахтах осуществляется за пределами рабочего времени и не является частью трудового и технологического процесса, оно не учитывается при исчислении нормы выработки.

Следовательно, упомянутые доплаты – не выплаты за определенный трудовой результат, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором, а компенсация потери времени на передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно.

Таким образом, вышеназванные доплаты носят компенсационный характер и в силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат включению в состав налоговой базы по НДФЛ в размерах, установленных Постановлением № 452.

Что касается страховых взносов в 2010 году, то необходимо отметить: в соответствии с пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Учитывая тождественность норм законодательства об НДФЛ и страховых взносах, полагаем, что рассматриваемые выплаты не должны облагаться страховыми взносами.

Работнику организации в 2010 году в связи с рождением ребенка выдана материальная помощь в размере 60 000 руб. Облагается ли указанная выплата страховыми взносами?

Не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (ч. «в» пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).

На основании вышеизложенного может создаться ошибочное впечатление, что в рассматриваемом примере материальная помощь в размере, превышающем 50 000 руб., подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях.

Вместе с тем следует учитывать, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах).

Очевидно, что рождение ребенка у сотрудника не может являться предметом трудового договора.

Следовательно, вне зависимости от выплаченной в связи с рождением ребенка суммы материальной помощи она в полном объеме не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не входит в объект обложения.

Позиция автора логична и обоснованна, но на данный момент не подкреплена арбитражной практикой. В связи с этим во избежание претензий со стороны на-логовых органов рекомендуем придерживаться обозначенных в законодательстве порогов в 50 000 руб. Напомним, что материальная помощь в размере, не превышающем 50 000 руб., должна быть выплачена единовременно и в течение первого года после рождения ребенка – только при соблюдении совокупности условий данные суммы в полном объеме не будут облагаться страховыми взносами.

Возможно ли применение социального налогового вычета в целях ис-числения НДФЛ у налогового агента-работодателя по суммам пенсионных взносов, уплаченным налогоплательщиком (удержанным из его доходов) в налоговом периоде по договору добровольного пенсионного страхования, заключенному со страховой организацией в свою пользу?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме уплаченных им в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного в п. 2 ст. 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде).

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию (Письмо УФНС по г. Москве от 11.02.2010 № 20-15/3/014372).

С 1 января 2010 года физическое лицо вправе обратиться до окончания налогового периода к работодателю за получением социального налогового вычета по НДФЛ в сумме взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, при условии, что представлены документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика, и по указанным договорам удержаны и перечислены работодателем взносы в соответствующие фонды (Письмо Минфина России от 08.07.2010 № 03 04 06/7-142).

Отметим, что в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено два случая применения вычета:
1) затрагивает тех, кто платит пенсионные взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) с негосударственным пенсионным фондом;
2) затрагивает тех, кто платит страховые взносы по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией.

Напомним, что в первом случае – когда из доходов физического лица удерживались взносы в НПФ – работодатель вправе предоставить социальный налоговый вычет.

Что касается второго случая, то следует иметь в виду, что добровольное пенсионное страхование физических лиц представляет собой разновидность добровольного личного страхования. Оно регулируется положениями п. 1 ст. 934 ГК РФ, согласно которому под страховой организацией понимается страховщик – юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ст. 938 ГК РФ).

При этом по общему правилу ни из ГК РФ, ни из определения понятия «страховщик», изложенного в ст. 6 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в России», не следует, что страховая организация является соответствующим фондом.
Таким образом, работники, из доходов которых удерживаются суммы по договорам добровольного пенсионного страхования, вправе получить социальный налоговый вычет только в налоговом органе при декларировании доходов по окончании календарного года (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку договор между обществом и контрагентом не противоречит законодательству об оказании услуг и фактически представляет собой договор абонентского обслуживания, таким образом, равные платежи с одинаковой периодичностью соответствуют гражданско-правовому законодательству.

  • 07.04.2024  

    Налоговым органом принято решение о доначислении НДС, налога на прибыль в связи с выводом о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами, а также доначислении НДФЛ и страховых взносов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства реальности хозяйственных операций с контрагентами, надлежащего исполнения обязательств по

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »