Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507

Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507

Вопрос: О предложении по установлению ставки НДС 10% в отношении канцелярских и художественных товаров; об уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ, в том числе из Китая, по агентской схеме.

01.10.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507

 

В связи с указанным письмом Департамент налоговой политики совместно с Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков рассмотрел обращения от 29 июля 2024 г. с предложениями об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении канцелярских и художественных товаров, а также изменении налогообложения при продаже импортных товаров по агентской схеме и сообщает.

Об установлении пониженной ставки НДС в отношении канцелярских и художественных товаров

Предлагается перечень детских товаров, при реализации которых применяется пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, дополнить следующими товарами: грунт, медиум, лаки акриловые, декоративные акриловые краски, в том числе по ткани и т.д., краски художественные и детские (масло, акрил, акварель, гуашь и т.д.), тушь для живописи, аквагрим и прочий грим, краски в наборах (с кистью, без кисти детские и художественные), грунтованный ДВП, холст грунтованный на подрамнике, пастель масляная, сухая, угольные карандаши, карандаши простые и цветные с грифелями из графита, прочие простые и цветные карандаши с грифелями в твердой оболочке, а также различные игрушки из формирующихся пластичных масс и массы для лепки (далее - канцелярские и художественные товары).

Необходимо отметить, что вышеперечисленные канцелярские и художественные товары являются товарами общего назначения, поскольку они могут использоваться не только детьми, но и иными категориями населения, в том числе для ведения предпринимательской деятельности. В то же время в целях исключения злоупотреблений правом применения пониженной налоговой ставки НДС указанная ставка должна применяться только к тем товарам, которые могут использоваться исключительно детьми или в целях ухода за ними.

Также отмечаем, что расширение перечня товаров, в отношении которых применяется пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, за счет включения в него канцелярских и художественных товаров приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, размер и источники компенсации которых в представленных материалах не определены.

При этом следует учитывать, что снижение ставки НДС на отдельные товары (работы, услуги) не является прозрачной мерой государственной поддержки, обеспечивающей целевое использование бюджетных средств, и не гарантирует снижение цен на товары (работы, услуги) для конечных потребителей, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики и платежеспособности потребителей. В связи с этим снижение ставки НДС на канцелярские и художественные товары не приведет к соответствующему снижению цен на эти товары.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что при ввозе товаров в Российскую Федерацию применяются те же размеры налоговых ставок НДС, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации. Поэтому в случае установления пониженной налоговой ставки НДС в размере 10 процентов в отношении операций по реализации канцелярских и художественных товаров при ввозе аналогичной импортной продукции на территорию Российской Федерации будет также применяться налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.

Таким образом, если целью установления пониженной налоговой ставки НДС в отношении канцелярских и художественных товаров является повышение конкурентоспособности российских производителей этих товаров, то данная цель достигнута не будет.

Учитывая изложенное, предложение о снижении ставки НДС для предприятий, занимающихся производством канцелярской и художественной продукции, используемой в том числе детьми и школьниками, не поддерживается.

Об изменении налогообложения при продаже импортных товаров по агентской схеме

Предлагается при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, из других стран, в том числе из Китая, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров обязанность по исчислению и уплате НДС возложить на организацию (индивидуального предпринимателя) - поверенного, комиссионера, агента.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Лица, которые могут выступать в качестве декларанта, указаны в статье 83 ТК ЕАЭС.

Как установлено статьей 50 ТК ЕАЭС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под налогами понимаются НДС, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 1 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств - членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, из других стран, в том числе из Китая, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров НДС может быть уплачен поверенным, комиссионером, агентом, выступающим в качестве декларанта.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

11.09.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы в связи с тем, что создана схема ухода от налогообложения посредством искажения сведений о фактах поставки товаров, оказания транспортных услуг. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты в хозяйственных операциях участвовали лишь формально (посредством фиктивного документооборота), поставка ими материалов, оказание услуг не п

  • 29.10.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф в связи с созданием формального документооборота по сделкам со спорным контрагентом. 

    Итог: требование удовлетворено, так как подтверждено приобретение налогоплательщиком оборудования у контрагента, его использование в своей деятельности, признаков взаимозависимости лиц, возвратности денежных средств налогоплательщику не установлено.

  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени ввиду неправомерного применения вычетов при отсутствии реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, не имеют необходимых ресурсов для исполнения договорных обязательств, налогоплательщиком не представлены первичные документы, содержащие ин


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые ставки
  • 17.09.2025  

    Обществу доначислены НДС, штраф, пени ввиду неправомерного применения пониженной ставки НДС при реализации продовольственных и медицинских товаров. Общество не оспаривает доначисление НДС, но не согласно с начислением штрафа и пеней, поскольку при применении пониженной налоговой ставки оно фактически выполняло разъяснения уполномоченных органов. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как отв

  • 15.06.2025  

    Налоговый орган признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов. 

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п

  • 20.11.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф, указав на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки при реализации продовольственных товаров.

    Итог:дело передано на новое рассмотрение, так как судами не дана оценка свойствам спорных продовольственных товаров, не мотивировал отклонение экспертных заключений, подтверждающих отнесение производимой налогоплательщиком продукции к социально знач


Вся судебная практика по этой теме »