
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507
Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507
Вопрос: О предложении по установлению ставки НДС 10% в отношении канцелярских и художественных товаров; об уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ, в том числе из Китая, по агентской схеме.
01.10.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507
В связи с указанным письмом Департамент налоговой политики совместно с Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков рассмотрел обращения от 29 июля 2024 г. с предложениями об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении канцелярских и художественных товаров, а также изменении налогообложения при продаже импортных товаров по агентской схеме и сообщает.
Об установлении пониженной ставки НДС в отношении канцелярских и художественных товаров
Предлагается перечень детских товаров, при реализации которых применяется пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, дополнить следующими товарами: грунт, медиум, лаки акриловые, декоративные акриловые краски, в том числе по ткани и т.д., краски художественные и детские (масло, акрил, акварель, гуашь и т.д.), тушь для живописи, аквагрим и прочий грим, краски в наборах (с кистью, без кисти детские и художественные), грунтованный ДВП, холст грунтованный на подрамнике, пастель масляная, сухая, угольные карандаши, карандаши простые и цветные с грифелями из графита, прочие простые и цветные карандаши с грифелями в твердой оболочке, а также различные игрушки из формирующихся пластичных масс и массы для лепки (далее - канцелярские и художественные товары).
Необходимо отметить, что вышеперечисленные канцелярские и художественные товары являются товарами общего назначения, поскольку они могут использоваться не только детьми, но и иными категориями населения, в том числе для ведения предпринимательской деятельности. В то же время в целях исключения злоупотреблений правом применения пониженной налоговой ставки НДС указанная ставка должна применяться только к тем товарам, которые могут использоваться исключительно детьми или в целях ухода за ними.
Также отмечаем, что расширение перечня товаров, в отношении которых применяется пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, за счет включения в него канцелярских и художественных товаров приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, размер и источники компенсации которых в представленных материалах не определены.
При этом следует учитывать, что снижение ставки НДС на отдельные товары (работы, услуги) не является прозрачной мерой государственной поддержки, обеспечивающей целевое использование бюджетных средств, и не гарантирует снижение цен на товары (работы, услуги) для конечных потребителей, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики и платежеспособности потребителей. В связи с этим снижение ставки НДС на канцелярские и художественные товары не приведет к соответствующему снижению цен на эти товары.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что при ввозе товаров в Российскую Федерацию применяются те же размеры налоговых ставок НДС, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации. Поэтому в случае установления пониженной налоговой ставки НДС в размере 10 процентов в отношении операций по реализации канцелярских и художественных товаров при ввозе аналогичной импортной продукции на территорию Российской Федерации будет также применяться налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.
Таким образом, если целью установления пониженной налоговой ставки НДС в отношении канцелярских и художественных товаров является повышение конкурентоспособности российских производителей этих товаров, то данная цель достигнута не будет.
Учитывая изложенное, предложение о снижении ставки НДС для предприятий, занимающихся производством канцелярской и художественной продукции, используемой в том числе детьми и школьниками, не поддерживается.
Об изменении налогообложения при продаже импортных товаров по агентской схеме
Предлагается при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, из других стран, в том числе из Китая, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров обязанность по исчислению и уплате НДС возложить на организацию (индивидуального предпринимателя) - поверенного, комиссионера, агента.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Лица, которые могут выступать в качестве декларанта, указаны в статье 83 ТК ЕАЭС.
Как установлено статьей 50 ТК ЕАЭС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
При этом в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под налогами понимаются НДС, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 1 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств - членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, из других стран, в том числе из Китая, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров НДС может быть уплачен поверенным, комиссионером, агентом, выступающим в качестве декларанта.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
11.09.2024
Темы: НДС  Налоговые ставки  
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 29.03.2019 Услуги оказаны в 2018 году – ставка НДС будет 18%
- 26.03.2019 Ставка НДС, в случае подписания акта в 2019 году составляет 20%
- 13.12.2018 «Иная последовательность» слов в счете-фактуре продавца: налоговые последствия
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 21.12.2022 Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ
- 01.03.2022 Ставка НДС при продаже пирожков в кафе
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 04.10.2025
Решением налогоплательщику
начислены НДС, налог на прибыль, пени в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по НДС и искусственным занижением базы по налогу на прибыль в результате создания формального документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано, что контрагенты налогоплательщика обладали признаками технических организаций, являлись учас
- 04.10.2025
Начислены НДС,
пени, штраф ввиду наличия у контрагентов признаков "технических" организаций и отсутствия документального подтверждения наличия у налогоплательщика поставленного ими объема товара.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт поставки товара спорными контрагентами налоговый орган не опроверг, но учтено, что участниками сделок являлись лица, не выполняющие своих налоговых
- 04.10.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как у контрагентов отсутствовали ресурсы для выполнения работ, реальную финансово-хозяйственную деятельность они не осуществляли, работы были выполнены силами самого налогоплательщика, а также неустановленными физическими лицами, подтверждено создание формально
- 17.09.2025
Обществу доначислены
НДС, штраф, пени ввиду неправомерного применения пониженной ставки НДС при реализации продовольственных и медицинских товаров. Общество не оспаривает доначисление НДС, но не согласно с начислением штрафа и пеней, поскольку при применении пониженной налоговой ставки оно фактически выполняло разъяснения уполномоченных органов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как отв
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 20.11.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф, указав на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки при реализации продовольственных товаров.Итог:дело передано на новое рассмотрение, так как судами не дана оценка свойствам спорных продовольственных товаров, не мотивировал отклонение экспертных заключений, подтверждающих отнесение производимой налогоплательщиком продукции к социально знач
Комментарии