Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 01.04.2024 г. № 03-02-08/29105

Письмо Минфина России от 01.04.2024 г. № 03-02-08/29105

Вопрос: О выставлении требования об уплате налога в августе 2020 г. по недоимке земельного налога, срок уплаты которого был установлен до 31.12.2015, и взыскании задолженности по налогам.

15.07.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 01.04.2024 г. № 03-02-08/29105

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 31 января 2024 г. и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения и не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).

В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем следующее.

По вопросу правомерности выставления требования об уплате налога в августе 2020 г. по недоимке земельного налога, срок уплаты которого был установлен до 31 декабря 2015 г.

Согласно пункту 1 статьи 70 Кодекса (в редакции, действовавшей в августе 2020 года) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не было предусмотрено Кодексом. В случае если суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышали у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не было предусмотрено пунктом 2 статьи 70 Кодекса.

По остальным вопросам отмечаем следующее.

В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 46 Кодекса (в действующей редакции) решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание задолженности в судебном порядке осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта, информация о котором и поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт, размещаются в реестре решений о взыскании задолженности (абзац второй пункта 4 статьи 46 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Согласно пункту 4 статьи 48 Кодекса рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Стоит также отметить, что срок подачи такого заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (пункт 5 статьи 48 Кодекса).

Дополнительно информируем, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы (пункт 1 статьи 30 Кодекса).

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

01.04.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на землю
  • 27.07.2025  

    Предприниматель ссылается на незаконность бесспорного взыскания за счет имущества пеней по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, начисленных к уплате предпринимателю как физическому лицу. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку порядок взыскания пеней с физических лиц, имеющих статус предпринимателя, аналогичен порядку взыскания пеней с предпринимателя и юридических ли

  • 16.07.2025  

    Налоговый орган при расчете земельного налога применил ставку в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что спорные участки налогоплательщика отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и к территориальным зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, установлены условия для при

  • 07.03.2025  

    Решением налогового органа учреждению доначислены к уплате в бюджет земельный налог и пени за спорный период. Требование о погашении задолженности не удовлетворено в добровольном порядке.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку правомерность доначисления пени признана судом в рамках рассмотрения иного спора, доказательств уплаты пени не представлено.


Вся судебная практика по этой теме »

Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ)
  • 10.08.2025  

    Налоговый орган указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году). 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен

  • 10.08.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза

  • 06.08.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, штраф в связи с неправомерным завышением налоговых вычетов по НДС по сделкам со спорными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом создан формальный документооборот со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного предъявления к вычету НДС. 


Вся судебная практика по этой теме »