
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 03.11.2023 г. № 03-07-11/105095
Письмо Минфина России от 03.11.2023 г. № 03-07-11/105095
Вопрос: Об НДС и налоге при УСН при получении организацией возмещения за изъятие недвижимого имущества для государственных нужд.
05.12.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 03.11.2023 г. № 03-07-11/105095
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 12.09.2023, по вопросам налогообложения сумм компенсаций за изъятие объектов недвижимости в ситуации, изложенной в обращении, и сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.
В связи с этим при получении сумм компенсации за изъятие объектов недвижимости для государственных нужд организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с применением УСН, налог на добавленную стоимость не исчисляют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
Перечень доходов, не учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен в статье 251 Кодекса (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса). Данный перечень доходов является закрытым.
Доходы в виде суммы возмещения, полученной за изъятие находящегося в собственности недвижимого имущества для государственных нужд, в статье 251 Кодекса не поименованы.
В этой связи сумма возмещения, полученная за изъятие находящегося в собственности недвижимого имущества для государственных нужд, учитывается в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Вместе с тем следует иметь в виду, что пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса предусмотрено, что, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение доходов.
Указанная величина доходов налогоплательщика подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации) предусмотрено внесение изменений в главу 26.2 Кодекса в части освобождения от налогообложения доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, в виде суммы возмещения, полученной за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
03.11.2023
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 16.08.2025 В Башкирии предложили урезать доходы городов и районов от налога УСН
- 13.08.2025 Только 2% налогоплательщиков на УСН не сдали отчетность за первый квартал
- 13.08.2025 Налоговики объяснили, как учитывать убытки на АУСН
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 18.08.2025
Основанием для
вынесения решения послужили выводы налогового органа о несоблюдении обществом требований п. 1 ст. 54.1 НК РФ по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт создания обществом формального документооборота с целью получения права на применение вычетов по НДС и включения затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, без реаль
- 18.08.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штрафы в связи с завышением вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль по фиктивным сделкам, неправомерным уменьшением суммы от реализации добытых полезных ископаемых на суммы расходов по их доставке.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как деятельность контрагентов носит формальный характер
- 18.08.2025
Обществу доначислены
НДС и пени в связи с искажением обществом сведений о фактах хозяйственной жизни, созданием формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено отсутствие доказательств реальности хозяйственных
- 27.07.2025
Налоговый орган
сделал вывод об утрате предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) в связи с превышением лимита доходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены превышение установленного лимита доходов и утрата в связи с этим предпринимателем права на применение ПСН с начала налогового периода, на который был выдан патент.
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
Комментарии