
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 01.06.2023 г. № 03-03-06/1/50313
Письмо Минфина России от 01.06.2023 г. № 03-03-06/1/50313
Вопрос: Об учете расходов, связанных с приобретением и доставкой имущества (включая денежные средства) в зону СВО физлицам и организациям, включенным в реестр СОНКО, в целях налога на прибыль и УСН.
02.08.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 01.06.2023 г. № 03-03-06/1/50313
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения расходов организаций, связанных с приобретением и доставкой имущества в зону специальной военной операции, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По общему правилу расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, за исключением случаев, установленных главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса (пункт 16 статьи 270 Кодекса).
Так, на основании положений подпункта 19.12 пункта 1 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся расходы организации в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества в случае, если эта передача осуществляется следующим физическим лицам:
- призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - ВС РФ) или проходящим военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ);
- проходящим военную службу в ВС РФ по контракту или находящимся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
- являющимся членами семей вышеуказанных физических лиц.
Подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 265 Кодекса установлено, что расходы организации, связанные с безвозмездной передачей имущества (включая денежные средства) некоммерческой организации, включенной в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль данной организации.
Учитывая изложенное, Кодексом предусмотрена возможность учитывать налогоплательщикам в целях налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества (включая денежные средства) физическим лицам, проходящим военную службу в зоне специальной военной операции, а также расходы в виде безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) в адрес некоммерческой организации, включенной в реестр СОНКО.
Вместе с тем следует отметить, что указанными нормами статьи 265 Кодекса не предусмотрена возможность учета расходов по доставке имущества указанным физическим лицам или организациям, включенным в реестр СОНКО, и в этой связи на основании пункта 16 статьи 270 Кодекса эти расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций.
Касательно учета расходов в случае применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) сообщается, что перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса.
При этом подпунктом 43 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса предусмотрена возможность учитывать при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества физическим лицам, аналогичные расходам, установленным положениями подпункта 19.12 пункта 1 статьи 265 Кодекса.
Указанный перечень расходов является закрытым.
Расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества (включая денежные средства) организациям, в том числе некоммерческим организациям, а также расходы по доставке имущества указанным физическим лицам и организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены.
В этой связи данные расходы не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
01.06.2023
Темы: Налог на прибыль  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 08.09.2025 Минфин заявил, что делать выводы о недоборе налога на прибыль пока рано
- 08.09.2025 В 2025 году бюджет рискует потерять 1 трлн рублей с налога на прибыль
- 04.09.2025 Кабмин разрешил удваивать расходы на закупку БАС и энергооборудования
- 10.09.2025 Когда ИП на УСН обязан платить НДФЛ в 2025 году
- 08.09.2025 ФНС объяснила правила смены объекта при автоматизированной «упрощёнке»
- 02.09.2025 ФНС разработала новую декларацию для реформированной «упрощенки»
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 09.09.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по сделкам с аффилированными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов основные средства, производственные активы, необходимая штатная численность работников отсутствуют, фактическими исполнителями работ являлись физические и юридические лица, прим
- 07.09.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание между обществом и контрагентами формального документооборота, с целью минимизации налоговых обязательств в условиях, когда спорные контрагенты не являлись фактическими поставщиками товаров и услуг.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота для получения налог
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие между обществом и его контрагентами реальных финансово-хозяйственных операций, связанных с исполнением договоров поставки и подряда.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом фиктивного документооборота по взаимоотношениям со спорными контрагентами с целью необоснованного получения в
- 09.09.2025
Проверкой выявлено
отражение в налоговой декларации неверного объекта налогообложения (доходы) по сравнению с ранее заявленным в уведомлении (доходы, уменьшенные на величину расходов).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку книга учета доходов и расходов и иные подтверждающие документы налогоплательщиком не представлены, достоверность заявленных показателей не подтверждена, размер нало
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на неполное отражение предпринимателем в налоговой декларации полученного дохода от выполнения субподрядных работ, от реализации строительных материалов по договорам поставки и розничной купли-продажи.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая правовая оценка совокупности установленных в рам
- 07.09.2025
Налоговый орган
доначислил единый налог по УСН, ссылаясь на создание налогоплательщиком схемы распределения выручки от осуществления деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган доказал умысел налогоплательщика, направленный на использование схемы "дробления" бизнеса с целью уменьшения налоговых обязательств и
Комментарии