Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 21.04.2023 г. № 03-07-11/36753

Письмо Минфина России от 21.04.2023 г. № 03-07-11/36753

Вопрос: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ПАО (далее - Общество) требуются разъяснения о правомерности применения ставки НДС 0% в отношении операций по предоставлению мест для временного проживания (без оказания услуг лечения) объектами санаторно-курортного лечения и отдыха, относящимися к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" (далее - Положение о классификации)).

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ с 01.07.2022 (до 30.06.2027 включительно) при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежит применению ставка НДС 0%.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) гостиница - это средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных Положением о классификации.

Гостиничные услуги - это комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ от 18.11.2020 N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (далее - Правила), которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Средство размещения - это имущественный комплекс, включающий здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.

Согласно п. 5 Правил предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной Положением о классификации, в случае если такое требование предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, из совокупности вышеприведенных понятий следует, что такие иные средства размещения, как санатории и базы отдыха, также являются гостиницами, если в отношении них одновременно выполняются следующие условия:

1) санаторий и (или) база отдыха оказывают гостиничные услуги в соответствии с Правилами без оказания услуг, которые являются для этих объектов основной деятельностью <1>;

2) санаторий и (или) база отдыха прошли классификацию согласно Положению о классификации, и им присвоена категория.

--------------------------------

<1> Основной деятельностью объектов санаторно-курортного лечения и отдыха (санаториев) является деятельность по организации отдыха и оздоровления, которая в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК не облагается НДС. Основной деятельностью баз отдыха является деятельность по организации отдыха, в том числе детей.

 

Объекты санаторно-курортного лечения и отдыха Общества прошли классификацию согласно Положению о классификации, в соответствии с которой решением аккредитованной организации были выданы свидетельства о присвоении им соответствующей категории (2*, 3*, "без звезды"). Указанные объекты используются как для осуществления основной деятельности, так и для оказания комплекса гостиничных услуг в соответствии с Правилами. Услуга временного проживания, в частности, на объектах санаториев оказывается без предоставления медицинских услуг, с использованием номерного фонда, не задействованного (временно не используемого) при оказании услуг санаторно-курортного лечения. В базах отдыха оказание медицинских услуг не предусмотрено изначально.

Учитывая вышеизложенное, верно ли, что при реализации санаторием и (или) базой отдыха, которым присвоена соответствующая категория гостиницы, услуг по предоставлению в соответствии с Правилами мест для временного проживания физических лиц в номерном фонде будет правомерным применять ставку НДС 0% в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, при условии, что оказание услуги проживания не сопровождается оказанием услуг санаторно-курортного лечения или медицинских услуг?

10.07.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21.04.2023 г. № 03-07-11/36753

 

В связи с письмом по вопросу применения положений подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании санаторно-курортной организацией и (или) базой отдыха, которым присвоена соответствующая категория гостиницы, услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в номерном фонде при условии, что оказание таких услуг не сопровождается оказанием услуг санаторно-курортного лечения или медицинских услуг, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса с 1 июля 2022 года реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) в статье 1 определяет туристскую индустрию, в частности, как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения.

При этом объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, хотя и относятся к объектам туристской индустрии, но не оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания. К ним не применяются требования, установленные Федеральным законом N 132-ФЗ для гостиниц и иных средств размещения, в части предоставления гостиничных услуг и классификации гостиниц (абзацы тридцать первый - тридцать третий статьи 1 Федерального закона N 132-ФЗ).

Также следует отметить, что осуществление деятельности по санаторно-курортному лечению регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. В связи с этим санаторно-курортные организации при оказании услуг не разделяют отдельно услуги по размещению, услуги по лечению и питанию, а стоимость пребывания в такой организации (стоимость путевки на санаторно-курортное лечение) предъявляется лицу, направленному на лечение, в совокупности всех оказываемых услуг.

Учитывая изложенное, в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, оказываемых санаторно-курортной организацией и (или) организацией отдыха отдельно от услуг по лечению и питанию, положения вышеуказанного подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, предусматривающие применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не применяются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

21.04.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы в связи с тем, что создана схема ухода от налогообложения посредством искажения сведений о фактах поставки товаров, оказания транспортных услуг. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты в хозяйственных операциях участвовали лишь формально (посредством фиктивного документооборота), поставка ими материалов, оказание услуг не п

  • 29.10.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф в связи с созданием формального документооборота по сделкам со спорным контрагентом. 

    Итог: требование удовлетворено, так как подтверждено приобретение налогоплательщиком оборудования у контрагента, его использование в своей деятельности, признаков взаимозависимости лиц, возвратности денежных средств налогоплательщику не установлено.

  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени ввиду неправомерного применения вычетов при отсутствии реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, не имеют необходимых ресурсов для исполнения договорных обязательств, налогоплательщиком не представлены первичные документы, содержащие ин


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые ставки
  • 17.09.2025  

    Обществу доначислены НДС, штраф, пени ввиду неправомерного применения пониженной ставки НДС при реализации продовольственных и медицинских товаров. Общество не оспаривает доначисление НДС, но не согласно с начислением штрафа и пеней, поскольку при применении пониженной налоговой ставки оно фактически выполняло разъяснения уполномоченных органов. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как отв

  • 15.06.2025  

    Налоговый орган признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов. 

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п

  • 20.11.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф, указав на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки при реализации продовольственных товаров.

    Итог:дело передано на новое рассмотрение, так как судами не дана оценка свойствам спорных продовольственных товаров, не мотивировал отклонение экспертных заключений, подтверждающих отнесение производимой налогоплательщиком продукции к социально знач


Вся судебная практика по этой теме »