Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6639@

Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6639@

Вопрос: Об НДФЛ и применении УСН при купле-продаже криптовалюты.

04.07.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6639@

 

Федеральная налоговая служба в связи с письмом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам от 19.04.2023 о согласовании позиции по обращению физического лица по вопросам ведения деятельности, связанной с торговлей криптовалютой, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России, в частности, выполняет следующие функции: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В этой связи по изложенным в обращении вопросам налогоплательщик вправе за разъяснениями обратиться в Банк России.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на налоговые органы возложена обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Разъяснения по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) при совершении физическими лицами операций по покупке и продаже криптовалюты изложены в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 и от 08.11.2018 N 03-04-07/80764.

Так, согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В настоящее время законодательством Российской Федерации, включая законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, не определен правовой статус криптовалют. В связи с этим, а также с учетом положений пункта 7 статьи 3 Кодекса о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), полагаем возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

Исходя из изложенного налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

При этом положения подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса и абзаца третьего пункта 17.1 статьи 217 Кодекса в отношении операций купли-продажи криптовалют не применяются.

При получении дохода от продажи криптовалюты налогоплательщик - физическое лицо самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ, а также представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (статья 228 Кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что, кроме НДФЛ, налогоплательщики вправе применять иной режим налогообложения, в частности упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Пунктом 1.1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В соответствии со статьей 346.19 Кодекса налоговым периодом по УСН признается календарный год.

На основании пункта 1 статьи 346.23 Кодекса по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 7 статьи 346.21 налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается организациями не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Дополнительно сообщаем, что Регламентом взаимодействия ФНС России и налоговых органов при направлении и рассмотрении материалов, свидетельствующих о возможном совершении налоговых правонарушений, и материалов налоговых проверок, утвержденным приказом ФНС России от 07.02.2023 N ЕД-8-7/9дсп@, определены случаи, в которых территориальные налоговые органы обязаны направлять на согласование в ФНС России материалы налоговых проверок (налогового контроля).

С учетом изложенного в случаях, не предусмотренных указанным выше регламентом, территориальные налоговые органы формируют методологическую позицию по вопросам применения положений специальных глав части второй Кодекса самостоятельно.

При формировании методологической позиции территориальные налоговые органы должны руководствоваться письмами ФНС России, обязательными для применения налоговыми органами, размещенными на официальном сайте ФНС России. При отсутствии таких писем территориальные налоговые органы формируют методологическую позицию с учетом судебной практики и разъяснений Минфина России.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

26.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.10.2025  

    Налоговый орган начислил НДФЛ, штраф ввиду неучета в качестве доходов суммы возмещения понесенных арбитражным управляющим расходов, необоснованного завышения налоговых вычетов. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как в силу закона спорная сумма подлежит учету в качестве дохода при наличии у налогоплательщика права на заявление профессионального налогового вычета; часть заявленных налогопл

  • 13.10.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно не удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ с сумм, выплаченных своим работникам в качестве дополнительной компенсации за вредные условия труда. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что в целях получения необоснованной налоговой экономии налогоплательщик умышленно исказил фак

  • 07.10.2025  

    Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 05.11.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены УСН и штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом в налоговый орган заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки не подавалось, доказательств иного обществом не представлено. 

  • 29.10.2025  

    Решением начислены налог по УСН, штраф, указано на занижение налоговой базы, создание схемы дробления бизнеса. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом представлены доказательства создания формального документооборота налогоплательщиком, который фактически продолжал единолично осуществлять предпринимательскую деятельность в спорных торговых точках при номинальной передаче

  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф ввиду неправомерного применения обществом УСН путем занижения собственных доходов посредством вовлечения в оборот взаимозависимого лица, с которым контрагенты общества заключали договоры субподряда, при этом фактически работы выполнялись обществом. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие оснований для исчисления НДС по операциям от


Вся судебная практика по этой теме »