Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6639@

Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6639@

Вопрос: Об НДФЛ и применении УСН при купле-продаже криптовалюты.

04.07.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6639@

 

Федеральная налоговая служба в связи с письмом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам от 19.04.2023 о согласовании позиции по обращению физического лица по вопросам ведения деятельности, связанной с торговлей криптовалютой, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России, в частности, выполняет следующие функции: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В этой связи по изложенным в обращении вопросам налогоплательщик вправе за разъяснениями обратиться в Банк России.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на налоговые органы возложена обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Разъяснения по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) при совершении физическими лицами операций по покупке и продаже криптовалюты изложены в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 и от 08.11.2018 N 03-04-07/80764.

Так, согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В настоящее время законодательством Российской Федерации, включая законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, не определен правовой статус криптовалют. В связи с этим, а также с учетом положений пункта 7 статьи 3 Кодекса о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), полагаем возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

Исходя из изложенного налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

При этом положения подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса и абзаца третьего пункта 17.1 статьи 217 Кодекса в отношении операций купли-продажи криптовалют не применяются.

При получении дохода от продажи криптовалюты налогоплательщик - физическое лицо самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ, а также представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (статья 228 Кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что, кроме НДФЛ, налогоплательщики вправе применять иной режим налогообложения, в частности упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Пунктом 1.1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В соответствии со статьей 346.19 Кодекса налоговым периодом по УСН признается календарный год.

На основании пункта 1 статьи 346.23 Кодекса по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 7 статьи 346.21 налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается организациями не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Дополнительно сообщаем, что Регламентом взаимодействия ФНС России и налоговых органов при направлении и рассмотрении материалов, свидетельствующих о возможном совершении налоговых правонарушений, и материалов налоговых проверок, утвержденным приказом ФНС России от 07.02.2023 N ЕД-8-7/9дсп@, определены случаи, в которых территориальные налоговые органы обязаны направлять на согласование в ФНС России материалы налоговых проверок (налогового контроля).

С учетом изложенного в случаях, не предусмотренных указанным выше регламентом, территориальные налоговые органы формируют методологическую позицию по вопросам применения положений специальных глав части второй Кодекса самостоятельно.

При формировании методологической позиции территориальные налоговые органы должны руководствоваться письмами ФНС России, обязательными для применения налоговыми органами, размещенными на официальном сайте ФНС России. При отсутствии таких писем территориальные налоговые органы формируют методологическую позицию с учетом судебной практики и разъяснений Минфина России.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

26.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 26.06.2025  

    Оспариваемыми решениями обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.

  • 26.06.2025  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю доначислен НДФЛ и начислен штраф в связи с использованием формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой экономии в виде неправомерного завышения профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ путем учета фактически не произведенных и документально не подтвержденных расходов на поставку нефтепродуктов. 

    Итог: в удовлетворении тре

  • 18.06.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДФЛ, начислены пени. 

    Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам. 


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 21.05.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены УСН и штраф.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие


Вся судебная практика по этой теме »