
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 22.05.2019 г. № 03-05-06-01/36795
Письмо Минфина России от 22.05.2019 г. № 03-05-06-01/36795
Вопрос: О ставках и льготах по налогу на имущество физлиц и земельному налогу.
17.06.2019Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22.05.2019 г. № 03-05-06-01/36795
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и по вопросам о налогообложении сообщается следующее.
В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к местным налогам, устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога исчисляются налоговыми органами по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина указанных налогов зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу является кадастровая стоимость имущества. При этом при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц применяются действующие на всей территории Российской Федерации налоговые вычеты в отношении жилых помещений: в отношении квартиры налоговый вычет составляет 20 кв. метров, в отношении жилого дома - 50 кв. метров.
Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных Налоговым кодексом. Так, например, налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении жилых помещений (в том числе в отношении квартиры), а также по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, устанавливаются в пределах до 0,3 процента их кадастровой стоимости.
В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
При этом представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы.
В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков налога на имущество физических лиц на федеральном уровне предусмотрен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов ежегодно.
Аналогичный коэффициент установлен и по земельному налогу, рассчитываемому для физических лиц (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Кроме того, на федеральном уровне предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц (статья 407 Налогового кодекса) и земельному налогу (статья 391 Налогового кодекса) для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, например, пенсионеры полностью освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одной квартиры и одного жилого дома. Пенсионерам также предоставляется налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного земельного участка.
Таким образом, на федеральном уровне реализованы меры, направленные на предотвращение резкого роста налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
При этом вопросы дополнительного снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу путем снижения налоговых ставок или предоставления налоговых льгот могут быть решены органами местного самоуправления без внесения изменений в Налоговый кодекс.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
22.05.2019
Темы: Налог на имущество физических лиц  Налог на землю  
- 14.03.2025 Собственники апартаментов еще в 7 столичных зданиях получат льготу по налогу на имущество
- 13.03.2025 ФНС сделала перерасчет налога на имущество: когда платить
- 22.02.2025 ФНС пояснила, за какие теплицы и сараи надо платить налог в 2025 году
- 24.02.2025 Депутат: пенсионерам проводится бесплатное подведение газа до участка
- 27.12.2024 Как рассчитать земельный налог, если компания владела участком меньше года
- 27.12.2024 Госдума: пенсионеры освобождены от налога на землю площадью до 6 соток
- 19.11.2024 Все о налоге на имущество физлиц: когда и сколько платить
- 19.09.2024 ИП должен учитывать правила распределения денег с ЕНС при уплате имущественных налогов
- 12.03.2024 Власти пересмотрят расчет налога на вклады сроком больше года
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 18.05.2025
Налоговым органом
в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости произвести уплату налога на имущество физических лиц в отношении помещений в нежилом здании исходя из налоговой ставки в размере 2 процентов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку принадлежащие налогоплательщику спорные помещения расположены в здании торгового центра, налоговый орган правомерн
- 15.12.2024
Налоговым органом
в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате пеней по земельному налогу и налогу на имущество.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за спорный период.
- 09.06.2024
Предпринимателю, применяющему
УСН, начислен налог по ставке 1,5 процента со ссылкой на то, что принадлежащее ему помещение находится в здании, включенном в соответствующий перечень.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых база по налогу определяется как кадастровая стоимость.
- 07.03.2025
Решением налогового
органа учреждению доначислены к уплате в бюджет земельный налог и пени за спорный период. Требование о погашении задолженности не удовлетворено в добровольном порядке.Итог: требование удовлетворено, поскольку правомерность доначисления пени признана судом в рамках рассмотрения иного спора, доказательств уплаты пени не представлено.
- 26.01.2025
Общество ссылается
на отказ в возврате излишне уплаченных сумм.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога общество обратилось в налоговый орган за пределами трехлетнего срока и на момент обращения с настоящим заявлением в суд истек трехлетний срок исковой давности.
- 18.12.2024 Налоговый орган направил предпринимателю требование об уплате транспортного налога, налога на имущество, земельного налога, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносов, штрафа. На основании спорного решения налоговый орган взыскал налоги, страховые взносы и штраф. Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлены сведения о том, когда возникла задолженность, ук
Комментарии