Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 22.01.2014 № 03-03-05/1962

Письмо Минфина России от 22.01.2014 № 03-03-05/1962

Вопрос: Об исключении расходов по мобилизационной подготовке из состава внереализационных расходов по налогу на прибыль.

12.03.2014 

Ответ:

В связи с обращением с предложением об исключении расходов по мобилизационной подготовке из состава внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, с учетом заключения ФНС России по данному вопросу сообщаем следующее.

Согласно указанному предложению в целях увеличения поступлений налога на прибыль организаций предлагается внести соответствующие изменения в ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и одновременно рассмотреть вопрос о компенсации указанных расходов налогоплательщиков из федерального бюджета.

В связи с этим необходимо учитывать следующее.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций установлены Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 9 данного Федерального закона организации обязаны организовывать и проводить мероприятия и работы по мобилизационной подготовке.

На основании п. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. При этом п. 2 указанной статьи предусмотрено, что организации по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.

Данная норма реализована в пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, что не противоречит положениям ст. 252 НК РФ, которой определены критерии признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Согласно данной статье НК РФ расходами для целей налога на прибыль организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Поскольку расходы, осуществленные в силу закона, являются обоснованными, и принимая во внимание, что в случае, если расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке компенсируются из бюджета и средства в виде указанной компенсации подлежат учету коммерческими организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов, исключение пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является нецелесообразным.

Кроме того, следует отметить, что значительная часть расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, дополнительно заявляемых налогоплательщиками в уточненных декларациях по налогу на прибыль организаций, представляет собой затраты капитального характера, связанные с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, дооборудованием основных средств. Указанные расходы в общем порядке учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации. Однако норма пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, позволяла налогоплательщикам учитывать такие затраты единовременно, что давало возможность существенно корректировать свои первоначально заявленные налоговые обязательства в сторону уменьшения.

При этом по информации, полученной из ФНС России, согласование в уполномоченных органах исполнительной власти перечней работ по мобилизационной подготовке, обосновывавших понесенные затраты, необходимое для заявления уточнения деклараций, производилось налогоплательщиками в ряде случаев в нарушение норм НК РФ.

Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 206-ФЗ) пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ изложен в новой редакции, исключившей из перечня расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям. Такие расходы, согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, учитываются через механизм начисления амортизации.

Указанный порядок применяется к расходам, осуществленным начиная с 1 января 2013 г. Однако согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В этой связи представление налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и заявлений о возврате переплаты, образовавшейся вследствие единовременного принятия расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, за налоговые периоды до 2013 г. возможно в 2014 и в 2015 гг.

В то же время изменения, внесенные Законом № 206-ФЗ, позволяют уменьшить суммы налога на прибыль организаций за 2013 г. и последующие годы, подлежащие единовременному возврату из бюджета, и потому снижают привлекательность данной нормы для налогоплательщиков как инструмента уменьшения налоговых обязательств.

Директор

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В. Трунин

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок