Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 23 августа 2010 г. N 03-01-15/7-191

Письмо Минфина РФ от 23 августа 2010 г. N 03-01-15/7-191

Вопрос: В настоящее время сложилась незаконная практика применения положений п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 n 54-ФЗ (далее - Закон о ККТ), которая не соответствует требованиям, изложенным в указанном пункте, а также целям и задачам Федерального закона от 17.07.2009 n 162-ФЗ, который внес соответствующие изменения.Суть изменений заключалась в установлении для плательщиков ЕНВД права на отказ от применения ККТ с условием выдачи по требованию покупателя документа, который указан в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ (далее - товарный чек). Основные функции ККТ: фискальная, связанная с уплатой налогов, и потребительская, связанная с подтверждением покупки товара. Выполнение первой функции плательщиком ЕНВД не требуется, поскольку такие налогоплательщики уплачивают фиксированный налог. Таким образом, очевидно, что плательщики ЕНВД являются единственной категорией, для которой правильное исчисление налогов не связано с применением ККТ. Между тем индивидуальному предпринимателю как плательщику ЕНВД не воспользоваться данным правом, поскольку, по мнению налоговых органов, в случае отказа от ККТ плательщики ЕНВД, оказывающие услуги населению, обязаны использовать БСО. Свою позицию указанные органы обосновывают тем, что п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ содержит отсылку на п. 2 ст. 2, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО. Ошибка приведенной позиции заключается в том, что положение п. 2 ст. 2 Закона о ККТ распространяется не на всех предпринимателей, которые оказывают услуги населению, а только на тех, которые плательщиками ЕНВД не являются. Ведь п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ право на отказ от ККТ и применение товарного чека закрепляет только за плательщиками ЕНВД, которые оказывают услуги населению в соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Таким образом, положениями п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ установлено, что: 1) плательщики ЕНВД вправе отказаться от ККТ при условии выдачи покупателю товарного чека; 2) предприниматели, оказывающие услуги населению, но не являющиеся плательщиками ЕНВД, вправе отказаться от применения ККТ при условии выдачи БСО. При этом следует обратить внимание на то, что иное толкование означало бы, что плательщики ЕНВД в случае отказа от ККТ не вправе использовать товарный чек, а обязаны использовать БСО, который они и так могли использовать до принятия изменений. Вправе ли индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком ЕНВД и осуществляющий деятельность по оказанию услуг населению, отказаться от применения ККТ и использовать документ, указанный в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 n 54-ФЗ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за соответствующую услугу? 06.09.2010 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 2010 г. N 03-01-15/7-191

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при оказании услуг населению и сообщает.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Статьей 346.26 Кодекса установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

При этом в соответствии со ст. 346.27 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Таким образом, возможность не применять контрольно-кассовую технику предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, то есть налогоплательщикам единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в случае, если они не подпадают под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ и выдают по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен соответствовать требованиям п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.

Вместе с тем Федеральным законом N 54-ФЗ устанавливаются и иные случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), а также установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Данный порядок могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

В случае когда организации и индивидуальные предприниматели оказывают услуги населению, они подпадают под действие п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при этом условия п. 2.1 не соблюдаются.

В связи с изложенным организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт обязаны руководствоваться положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Иными словами, такие организации вправе не использовать контрольно-кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.08.2010

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • 17.08.2022  

    Налоговый орган доначислил ЕНВД, начислил пени, сделав вывод о неправомерном уменьшении налогоплательщиком ЕНВД за спорный период на сумму страховых взносов, фактически уплаченных последним.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, ЕНВД налогоплательщиком исчислен верно.

  • 17.08.2022  

    В связи с непредставлением предпринимателем декларации по ЕНВД вынесено решение о приостановлении всех расходных операций по счетам в банке.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку предприниматель направил в орган заявление о снятии его с учета в качестве плательщика ЕНВД, с этого времени декларации по ЕНВД не представлял, признано избыточным приостановление операций по счетам до выяснения причин непредс

  • 04.04.2022  

    Начислены пени, штрафы и: 1) НДС ввиду неподтверждения связи расходов с предпринимательской деятельностью; 2) НДФЛ ввиду завышения профессионального налогового вычета.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как предприниматель не обеспечил ведение раздельного учета доходов и расходов по приобретенным товарам/работам/услугам, не подтвердил обоснованность произведенных расходов, а также: 1) Использо


Вся судебная практика по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
  • 10.08.2022  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за проведение расчетов за услуги без применения контрольно-кассовой техники.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказательств, свидетельствующих об отсутствии у предпринимателя возможности для соблюдения правил и норм, предполагающих применение при осуществлении расчетов контрольно-кассовой техники в целях над

  • 06.04.2022  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано, что общество осуществило денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, процедура привлечения общества к административной

  • 04.04.2022  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано, что общество осуществило денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, процедура привлечения общества к административной


Вся судебная практика по этой теме »