
Письмо Минфина РФ от 6 августа 2015 г. N 03-01-10/45390
Письмо Минфина РФ от 6 августа 2015 г. N 03-07-11/45515
Письмо Минфина РФ от 6 августа 2015 г. N 03-08-05/45365
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-11-11/45835
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-11-11/45839
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-11-06/3/45834
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-11-06/45833
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-11-11/45836
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-03-06/45638
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-03-06/2/45657
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-02-07/1/45781
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-07-08/45782
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-04-05/45762
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-04-05/45663
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-04-05/45660
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-04-05/45654
Письмо Минфина РФ от 10 августа 2015 г. N 03-04-07/45937
Письмо Минфина РФ от 10 августа 2015 г. N 03-08-05/45903
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2015 г. N 03-03-06/2/47218
В соответствии с договорами, заключаемыми с банками, Агентство предоставляет кредитным организациям субординированный заем путем передачи в собственность облигаций федерального займа на срок свыше пяти лет.
Статьей 282.1 НК РФ установлены особенности налогообложения займов, выданных ценными бумагами. При этом налоговое законодательство квалифицирует договор в качестве договора займа ценными бумагами только при соблюдении следующих условий:
- срок займа не должен превышать один год;
- ценные бумаги по договору займа передаются заемщику по рыночной стоимости, которая является базой для начисления процентов.
В связи с этим:
1) у кредитора (Агентства) возникают доходы от реализации ценных бумаг, переданных по договору займа, которые рассчитываются исходя из рыночной цены ценных бумаг, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ, на дату предоставления займа;
2) у заемщиков (банков) - признаются внереализационные доходы в сумме, исчисленной исходя из рыночной цены ценных бумаг, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ, на дату предоставления займа;
3) проценты, подлежащие уплате заемщиками (банками) по договору займа, не будут признаны внереализационным расходом, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Также по договорам займа с Агентством банки не перечисляют накопленный купонный доход, получаемый от эмитента за период владения ОФЗ (далее - НКД), но уплачивают проценты по займам в сумме, превышающей сумму НКД.
Согласно п. 5 ст. 282.1 НК РФ выплаты по ценным бумагам, право на получение которых возникло в период действия договора займа, не признаются доходами заемщиков (банков) и включаются в доходы кредитора (Агентства).
Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 251 НК РФ Федеральным законом от 08.03.2015 N 32-ФЗ, при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы, получаемые Агентством в виде:
- купонного дохода по облигациям федерального займа, внесенным в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество организации;
- доходов в виде процентов, получаемых организацией по договорам субординированного займа, заключенным с банками, и по субординированным облигациям банков (пп. 52 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, исходя из совокупности действующих норм НК РФ по договору займа ни заемщики (банки), ни Агентство не являются плательщиками налога с НКД, что также порождает неопределенность в отношении обязанности банков как налогоплательщиков осуществлять исчисление и уплату налога с полученного НКД.
Кроме того, в соответствии со ст. 284 НК РФ к процентным доходам по государственным ценным бумагам применяется льготная ставка налогообложения в размере 15%, и поскольку по договору займа ценными бумагами НКД не признается доходом заемщиков (банков), остается неурегулированным вопрос о правомерности применения банками пониженной ставки налогообложения в размере 15% или общеустановленной ставки по налогу на прибыль в размере 20%.
Возможно ли внести изменения в НК РФ, устраняющие указанные неопределенности?
Ассоциация российских банков
Письмо Минфина РФ от 30 июля 2015 г. N 03-03-06/4/44055