
25.02.2011
Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2011 г. N 03-03-10/10
Вопрос: О праве организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, с 1 января 2011 г. применять налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов, а также о порядке применения указанной ставки.
Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 г. N 03-04-06/4-27
Вопрос: Организация-брокер является налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ при выплате налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора в пользу физического лица налог исчисляется с налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 214.1 НК РФ, а также в соответствии со ст. ст. 214.3 и 214.4 НК РФ.
Для определения налоговой базы налоговый агент производит расчет финансового результата в соответствии с п. 12 ст. 214.1 НК РФ, ст. ст. 214.3 и 214.4 НК РФ для налогоплательщика, которому выплачиваются денежные средства (доход в натуральной форме), на дату выплаты дохода.
При этом Федеральным законом от 28.12.2010 n 395-ФЗ п. 18 ст. 214.1 НК РФ изложен в новой редакции.
Так, если финансовый результат, рассчитанный нарастающим итогом, превышает сумму текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме), налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом с суммы текущей выплаты.
Если финансовый результат, рассчитанный нарастающим итогом, не превышает сумму текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме), налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом со всей суммы рассчитанного нарастающим итогом финансового результата.
Тем не менее в абз. 15 п. 18 ст. 214.1 НК РФ указано, что при выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.
Каков порядок исчисления НДФЛ в случае выплаты доходов физлицу до окончания налогового периода, учитывая изменения, внесенные в п. 18 ст. 214.1 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2010 n 395-ФЗ?
Следует ли понимать, что НДФЛ исчисляется с текущей выплаты не нарастающим итогом при выплате налоговым агентом налогоплательщику-физлицу денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода, в случае если финансовый результат, рассчитанный нарастающим итогом, превышает сумму текущей выплаты?
Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 г. N 03-04-05/4-81
Вопрос: Согласно абз. 4 п. 13 ст. 214.1 НК РФ, в случае если организацией-эмитентом был осуществлен обмен (конвертация) акций, при реализации акций, полученных налогоплательщиком в результате обмена (конвертации), в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются расходы по приобретению акций, которыми владел налогоплательщик до их обмена (конвертации).Физлицо считает, что в целях НДФЛ, исходя из данной нормы, акционер-физлицо при совершении любых операций с акциями должен документально подтвердить свои расходы на приобретение акций до их обмена (конвертации), то есть первоначально оплаченную стоимость одной акции и количество акций с этой стоимостью.
Правильно ли физлицо понимает данную норму ст. 214.1 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/2/32
Вопрос: Организация планирует заключить сделку, структура которой предусматривает выдачу займа иностранной компанией (spv) организации за счет средств, полученных от размещения среди инвесторов еврооблигаций (loan participation notes (lpn)), для чего учреждена специальная программа выпуска еврооблигаций.В рамках данной программы, а также в связи с ее обновлением до фактической эмиссии lpn и привлечения займа организация несет расходы по оплате услуг юридических и аудиторских компаний.
Расходы по оплате услуг юридических компаний, оплата по которым осуществлялась в рамках заключенных с юридическими компаниями договоров, предусматривающих оказание следующих услуг:
- составление проспекта эмиссии, необходимого для выпуска lpn;
- консультирование по вопросам структурирования сделки;
- проведение юридической экспертизы в связи с подготовкой документов, необходимых для заключения сделки;
- рассмотрение и консультирование по документации, подготовленной юристами организаторов сделки;
- консультирование по вопросам корпоративных одобрений или разрешений государственных органов в связи со сделкой;
- выдача стандартного юридического заключения и заключения по вопросам права США, необходимых для сделки;
- оказание содействия при подписании документации по сделке;
- выдача стандартного юридического заключения по вопросам применения права страны инкорпорации spv, необходимого как при учреждении, так и при обновлении программы выпуска еврооблигаций.
Услуги аудиторских компаний, оказываемых в рамках заключенных с организацией договоров при учреждении и обновлении программы выпуска еврооблигаций, включают:
- выдачу налогового заключения (tax opinion), содержащего комментарий по налоговым последствиям в РФ в связи с выпуском еврооблигаций spv и применению налогового законодательства РФ в связи с выплатой суммы займа (основного долга) и процентов по займу;
- выдачу заключения (tax comfort letter) в отношении раскрытия налоговых рисков, упомянутых в налоговых секциях проспекта эмиссии;
- подтверждение соответствия финансовой информации об организации, которая содержится в проспекте эмиссии, финансовой отчетности организации, подготовленной в соответствии с МСФО.
Также организация несет и иные расходы в рамках учрежденной программы выпуска еврооблигаций:
- вознаграждение рейтинговым агентствам за присвоение рейтинга программе выпуска еврооблигаций. Рейтинг необходим для обеспечения приемлемых условий привлечения средств spv для последующего получения займа организацией на этих условиях. Вознаграждение выплачивается ежегодно независимо от фактического привлечения займа;
- вознаграждение компании, оказывающей услуги по созданию и последующему управлению spv. Вознаграждение за услуги выплачивается ежегодно независимо от фактического привлечения займа;
- услуги компании - доверительного собственника, представляющего интересы инвесторов. Ежегодное вознаграждение за услуги выплачивается в случае фактического размещения еврооблигаций и привлечения займа;
- услуги по листингу программы выпуска еврооблигаций на фондовой бирже;
- услуги организаторов размещения еврооблигаций - оплачиваются в случае фактического привлечения займа. Поскольку для планируемого размещения организаторам необходимо привлекать внешних консультантов (в том числе юристов, составляющих большую часть документации по сделке), организация компенсирует такие расходы организаторам независимо от фактического привлечения займа.
В связи с мировым финансовым кризисом привлечение займа в рамках зарегистрированной программы выпуска еврооблигаций может быть отложено на неопределенный срок.
Правомерно ли указанные выше расходы, понесенные в связи с учреждением и обновлением программы, учитывать для целей налога на прибыль в периоде их осуществления, до фактического привлечения займа? Правомерно ли учитывать такие расходы после фактического привлечения займа в рамках зарегистрированной программы выпуска еврооблигаций?
Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-07-08/54
Вопрос: О применении НДС в отношении услуг по привлечению третьих лиц для оказания услуг по перевозке экспортируемых товаров железнодорожным и автомобильным транспортом, оказываемых на основании транспортно-экспедиторского договора.
Письмо Минфина РФ от 16 февраля 2011 г. N 03-02-07/1-49
Вопрос: ООО приобрело 100% долей в уставном капитале нескольких организаций (активодержателей), реализующих или владеющих рядом проектов и объектов в сфере недвижимости.В целях усиления контроля над деятельностью группы компаний и принадлежащих им активов между ООО (управляющая организация) и подконтрольными ему дочерними организациями (управляемые организации) были заключены договоры на передачу полномочий единоличного исполнительного органа.
Согласно указанным договорам ООО как управляющая организация приняло на себя обязательство осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора) в управляемых организациях.
ООО осуществляет сдачу отчетности, в том числе управляемых организаций, в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Согласно п. 2.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 n ММ-7-6/534@, право подписи документов, участвующих в электронном документообороте, электронной цифровой подписью имеют те должностные лица налогоплательщика (представителя), налогового органа, спецоператора, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета) (п. 2.8 указанных Методических рекомендаций).
Таким образом, существующие формы отчетности в электронном виде, направляемые в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи, предусматривают наличие подписи только одного из двух лиц - руководителя организации либо ее представителя.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 n 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества (п. 2 ст. 42 Закона).
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (п. 4 ст. 40 Закона).
Исходя из изложенного можно предположить, что в соответствии с договорами на передачу полномочий единоличного исполнительного органа, заключенными между ООО и его дочерними организациями, управляющая организация организует и осуществляет от имени управляемой организации бухгалтерский, налоговый учет, а также представляет отчетность без доверенности.
Вправе ли генеральный директор ООО (управляющей организации) подписывать налоговые декларации управляемых организаций при сдаче отчетности управляемых организаций в электронном виде по ТКС без доверенности?
Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/94
Вопрос: ЗАО (издательство) занимается изданием периодической (журналы) и книжной продукции, ориентированной, прежде всего, на детскую аудиторию. Реализация продукции производится по договорам со специализированными торговыми организациями. Учитывая высокую конкуренцию на рынке печатной продукции, а также отсутствие собственной сети распространения, издательство вынуждено по требованию покупателей включать в договоры купли-продажи печатной продукции положения о праве покупателей возвращать часть ранее приобретенного, но нереализованного тиража по договорам купли-продажи. В целях минимизации объемов возвратов издательство предусматривает в договорах ограничения для покупателей (в том числе по объемам и срокам возврата), а также меры по стимулированию отказа от возвратов (дополнительные скидки и бонусы).Сделка обратного выкупа является производной и непосредственно зависимой от сделки купли-продажи. Величина доходов по договорам купли-продажи существенно превышает расходы на обратный выкуп нереализованных тиражей, т.е. в целом издательство получает прибыль, что подтверждается документально. При таких условиях расходы на выкуп издательством у своих клиентов нереализованных тиражей являются экономически оправданными, поскольку они направлены как на получение финансового результата по уже совершенным сделкам, так и на недопущение потерь доходов в будущем (вследствие отказа клиентов от приобретения продукции издательства в будущем).
В целях минимизации потерь от списания выкупленных нереализованных тиражей издательством выработан комплекс мероприятий, в частности:
использование возвращенных изданий в рекламных акциях, кампаниях по продвижению продукции;
реализация их на вторичном рынке с дисконтом (по пониженным ценам).
Учитывая значительные объемы выкупаемых нереализованных тиражей и в целях снижения расходов по аренде складских площадей, издательство вынуждено большую часть продукции, признанной неликвидной, сдавать как макулатуру по договору со специализированной организацией. Доходы, получаемые по данным операциям, включаются издательством в общем порядке в налоговую базу по налогу на прибыль. Принимая во внимание наличие установленных специализированными организациями ограничений по приему отдельных видов макулатуры, часть нереализованного тиража утилизируется издательством самостоятельно (без получения дополнительного дохода). Стоимость списываемой продукции учитывается в целях налога на прибыль в соответствии с пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ и п. 21 ст. 250 НК РФ. Возможно ли применение указанных норм в целях исчисления налога на прибыль в данном случае?
Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/107
Вопрос: Основной вид деятельности ООО - оказание услуг в области информационных технологий. Большинство договоров предусматривают оказание услуг в течение длительного периода времени с поэтапной сдачей результатов оказанных услуг (далее - длительный проект). Продолжительность этапов, выделенных в договоре, составляет в среднем от 2 до 6 месяцев. Стоимость каждого из этапов определена в договоре. Акты оказанных услуг подписываются сторонами по завершении каждого этапа.В целях исчисления налога на прибыль ООО применяет метод начисления. ООО ведет раздельный учет затрат по каждому длительному проекту, исходя из следующих принципов:
- прямые расходы (включая расходы на оплату труда, расходы на субподрядчиков, расходы на командировки, обучение персонала, отчисления в социальные фонды и др.) в полной сумме относятся на конкретный этап в рамках длительного проекта;
- накладные расходы, связанные обслуживанием и поддержкой функционирования основного производства, подлежат распределению на прямые расходы и отнесению на конкретные этапы согласно установленным базам распределения;
- общехозяйственные и коммерческие расходы признаются расходами текущего отчетного (налогового) периода в полной сумме.
В момент подписания договора на оказание услуг общая сумма расходов ООО по конкретному этапу в рамках длительного проекта не может быть определена точно, поэтому финансовый результат от оказания услуг по такому этапу может быть достоверно определен только после подписания акта оказанных услуг, подтверждающего завершение этапа в рамках длительного проекта.
В учетной политике ООО закреплен следующий порядок признания доходов и расходов по длительным проектам для целей исчисления налога на прибыль:
- сумма дохода отчетного (налогового) периода от оказания услуг в рамках конкретного этапа признается ежемесячно в сумме прямых затрат, включающих в себя накладные расходы основного производства, распределенных ООО на соответствующие этапы в рамках длительного проекта согласно принципам ведения раздельного учета затрат по длительным проектам;
- доход отчетного периода, в котором происходит подписание акта оказанных услуг по завершении этапа в рамках длительного проекта, определяется как разница между стоимостью этапа, указанной в договоре, и суммой ранее признанных доходов от реализации работ (услуг) по данному этапу;
- прямые расходы, включая распределяемые на них накладные расходы основного производства, по каждому конкретному этапу, в полном объеме учитываются в составе расходов текущего периода в соответствии с ежемесячным признанием доходов по данному этапу.
Соответствует ли порядок признания доходов и расходов по длительным проектам ООО для целей исчисления налога на прибыль положениям НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2011 г. N 03-03-06/4/10
Вопрос: Автономная некоммерческая медицинская организация в соответствии с соглашением получила субсидии из бюджета субъекта РФ. Субсидии предоставлены на возмещение расходов, связанных с выполнением государственного задания по обеспечению реализации территориальной медицинской программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.Из соглашения следует, что предоставленные субсидии являются целевыми средствами, подлежащими использованию по целевому назначению. В случае установления нецелевого использования субсидий автономная некоммерческая медицинская организация обязана обеспечить возврат в бюджет средств, использованных не по целевому назначению. Этим же соглашением установлен порядок предоставления отчетности об использовании субсидий.
Вправе ли некоммерческая организация относить указанные субсидии к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в целях налога на прибыль в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-07-08/51
Вопрос: О применении НДС в отношении операций, связанных с получением и реализацией российской организацией единиц сокращения выбросов парниковых газов.
Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/2/31
Вопрос: По итогам 2008 г. банком получен убыток от реализации государственных ценных бумаг (облигаций).В 2010 г. банк планирует получить прибыль от реализации облигаций прочих эмитентов. И те, и другие бумаги являются обращающимися на ОРЦБ.
В соответствии с п. 10 ст. 280 НК убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, полученные в предыдущих налоговых периодах, могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг.
Имеет ли право банк в целях налога на прибыль уменьшить налоговую базу 2010 г. от реализации ценных бумаг (облигаций прочих эмитентов) на сумму убытка от реализации ценных бумаг (облигаций государственных органов), полученного в 2008 г.?
Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-04-05/8-97
Вопрос: Пунктом 13 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России n 86н, МНС России от 13.08.2002 n БГ-3-04/430, установлена необходимость учета доходов и расходов кассовым методом.В соответствии с Решением ВАС РФ от 08.10.2010 n ВАС-9939/10 данный п. 13 и пп. 1 - 3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России n 86н, МНС России от 13.08.2002 n БГ-3-04/430, были признаны не соответствующими НК РФ и недействующими.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ обязанностью налогоплательщика является ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 54 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель исчисляет налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.
В Решении ВАС РФ от 08.10.2010 n ВАС-9939/10 указано следующее:
"Учитывая положения пунктов 1, 5 и 6 статьи 3 НК РФ, закрепляющих принцип законного установления налога, а также статьи 4 НК РФ, определяющей компетенцию федеральных органов исполнительной власти в сфере издания нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов, суд полагает, что пункт 2 статьи 54 НК РФ подлежит истолкованию как делегирующий соответствующим федеральным органам исполнительной власти регулирование по вопросам, касающимся определения порядка учета доходов и расходов, документирования и отражения соответствующих хозяйственных операций в учетных регистрах, а не порядка исчисления налога на основании указанных данных.
Противоположный подход к истолкованию пункта 2 статьи 54 НК РФ, как допускающий регулирование порядка исчисления налога на доходы индивидуальными предпринимателями на уровне нормативного акта, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, означал бы нарушение требования об установлении налогов только и исключительно в законодательном порядке".
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Может ли индивидуальный предприниматель для целей НДФЛ на основании ст. 313 НК РФ, предусматривающей возможность выбора метода определения доходов и расходов для налогового учета, принимая во внимание Решение ВАС РФ от 08.10.2010 n ВАС-9939/10, вести учет доходов и расходов по методу начисления?
Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2011 г. N 03-03-10/14
Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.
Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 г. N 03-05-05-03/05
Вопрос: Об уплате госпошлины за выдачу дубликата лицензии на осуществление банковских операций, ранее выданной кредитной организации.
Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-03-06/2/35
Вопрос: Организация размещает векселя с оговоркой "по предъявлении, но не ранее определенной даты". Согласно учетной политике организация учитывает сумму дисконта по не предъявленным к оплате собственным векселям в расходах того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств, что соответствует п. 1 ст. 272 НК РФ. При этом организация самостоятельно определяет срок признания расходов, исходя из условий договора и вида долговых обязательств, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.Согласно п. 34 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 n 104/1341, переводный вексель предъявляется к оплате в течение одного года со дня составления, что соответствует и простому векселю (п. 77 Положения). Срок оплаты может быть указан векселедателем с оговоркой "по предъявлении, но не ранее". В таком случае срок для предъявления начинается с этого срока.
Таким образом, обязанность уплатить вексельную сумму у организации возникает в момент наступления даты "не ранее" и в последующих периодах размер расходов по векселю не увеличивается. Предъявление векселя к оплате позже указанной даты в период обращения векселя зависит от волеизъявления векселедержателя, носит неопределенный характер и не может учитываться банком при определении своих налоговых обязательств.
Подобная точка зрения изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 29.04.2010 n Ф09-2878/10-СЗ.
Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде дисконта учитывать в период с момента составления векселя до минимальной даты его предъявления к оплате (даты "не ранее")?
Письмо Минфина РФ от 16 февраля 2011 г. N 03-04-05/8-91
Вопрос: В связи с Решением ВАС РФ от 08.10.2010 n ВАС-9939/10 вправе ли индивидуальный предприниматель, занимающийся оптовой торговлей, вести учет доходов и расходов методом начисления с 2010 г. в целях исчисления НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2011 г. N 03-05-04-03/14
Вопрос: Об уплате государственной пошлины за выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выдаваемых органом государственной власти своим работникам для осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов.
Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112
Вопрос: В октябре 2010 г. физлицом - гражданином Республики Беларусь заключен бессрочный трудовой договор, предусматривающий трудоустройство на срок не менее 183 дней, с организацией, являющейся резидентом РФ. В 2010 г. срок пребывания физлица на территории РФ составит менее 183 дней. Ожидается, что в 2011 г. срок непрерывного пребывания физлица в РФ, начавшегося в 2010 г., составит более 183 дней. Организация-работодатель, являющаяся налоговым агентом, настаивает на том, что ставка НДФЛ 13% может применяться только по истечении 183 дней пребывания на территории РФ, а до этого момента с доходов физлица необходимо удерживать НДФЛ по ставке 30%. С какой даты возможно применение ставки НДФЛ 13%: с даты заключения бессрочного трудового договора либо только с 1 января 2011 г.?
Письмо Минфина РФ от 16 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/104
Вопрос: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов.Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.
Согласно ст. 221 ТК РФ работодатель обязан выдать работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 n 290н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 n 28н) предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия (далее - типовые нормы), и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Вправе ли организация, учитывая Письмо Минфина России от 24.06.2010 n 03-03-06/1/429, на основании типовых норм либо норм, утвержденных в организации, без аттестации рабочих мест относить в расходы по налогу на прибыль стоимость специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты?
Вправе ли организация разрабатывать и утверждать свои нормы выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, превышающие типовые нормы?
Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 г. N 03-04-05/8-99
Вопрос: Решением ВАС РФ от 08.10.2010 n ВАС-9939/10 признаны не соответствующими НК РФ и недействующими п. 13 и пп. 1 - 3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 n 86н/БГ-3-04/430.Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности: оптовую торговлю продуктами питания, доходы от которой подлежат обложению НДФЛ (общая сумма выручки за каждый квартал без учета НДС составляет более одного миллиона рублей), и розничную торговлю продуктами питания, доходы от которой облагаются ЕНВД. В отношении данных видов деятельности ИП ведет раздельный учет полученных доходов и произведенных расходов.
Как указано в вышеназванном Решении ВАС РФ, закрепление в п. 13 Порядка учета доходов и расходов положения об обязательности применения ИП исключительно кассового метода учета доходов и расходов не соответствует п. 1 ст. 273 НК РФ. Из этого следует, что ИП наряду с организациями (за исключением банков) в случае несоответствия требованиям, указанным в п. 1 ст. 273 НК РФ, при ведении учета доходов обязаны применять метод начисления.
При этом пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ установлено, что дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Дополнительно в Решении ВАС РФ указано, что п. 1 ст. 221 НК РФ, закрепляя положение о праве ИП на уменьшение облагаемого налогом дохода на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, а также о том, что состав данных расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленному гл. 25 НК РФ, отсылает к положениям гл. 25 НК РФ в части регламентации не только состава расходов, но и порядка их признания - момента учета для целей налогообложения.
Глава 25 НК РФ, в свою очередь, определяя порядок признания доходов и расходов, закрепляет в ст. ст. 271 - 273 НК РФ два метода - начисления и кассовый. При этом согласно п. 1 ст. 273 НК РФ выбор кассового метода - это право организации при условии ее соответствия требованиям, указанным в этой норме.
Какой метод ведения учета доходов в целях НДФЛ следует применять ИП для определения момента их признания?
Необходимо ли в обязательном порядке применять кассовый метод учета доходов и расходов независимо от размера получаемой выручки от реализации товара ИП, не связывая момент учета расходов с датой получения дохода от реализации товаров, для изготовления которых эти расходы были понесены, то есть в соответствии с п. 1 ст. 221 и п. 3 ст. 273 НК РФ учитывать понесенные расходы в момент их оплаты или прекращения обязательства по оплате иным способом?
© 2006-2025 Российский налоговый портал.