Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 05.02.2007, 06.02.2007 N КА-А40/146-07 по делу N А40-62632/06-118-464

Постановление ФАС Московского округа от 05.02.2007, 06.02.2007 N КА-А40/146-07 по делу N А40-62632/06-118-464

Налоговым законодательством РФ не предусмотрена повторная уплата в бюджеты налогоплательщиком налога (сбора), не поступившего в бюджеты по вине банка.

05.02.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу 5 февраля 2007 г. Дело N КА-А40/146-07
6 февраля 2007 г.


(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2007.

Полный текст постановления изготовлен 06.02.2007.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Тетеркиной С.И., судей Жукова А.В., Нагорной Э.Н., при участии в заседании от истца (заявителя): Л., дов. от 21.09.06, П., дов. от 05.02.07; от ответчика: Ж., дов. от 05.02.07 N 05-13/1, рассмотрев 05.02.2007 в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 47 по г. Москве, ответчика, на решение от 23.10.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Кондрашовой Е.В., по иску (заявлению) Компании "Чадборн Энд Парк" (США) о признании недействительными решений, требований к МИФНС России N 47 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2006 по заявлению Компании "Чадборн Энд Парк" (далее - заявитель, компания) признаны недействительными: решения N 860 от 04.09.2006, N 861 от 04.09.2006, N 862 от 04.09.2006 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах банках", решение N 192 от 04.08.2006 "О признании действий налогоплательщика недобросовестными при перечислении налогов (сборов) через проблемные кредитные организации", требования N 5430 от 15.08.2006, N 5431 от 15.08.2006, N 5432 от 15.08.2006 об уплате налога, вынесенные Межрайонной инспекцией ФНС России N 47 по г. Москве (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) как не соответствующие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция ставит вопрос об отмене решения суда г. Москвы, считая, что отсутствие достаточных денежных средств на корреспондентском счете банка на момент представления платежных поручений на уплату соответствующего налога (сбора) подтверждает недобросовестность компании "ЧАДБОРН ЭНД ПАРК". По мнению инспекции, заявитель был осведомлен о непоступлении в бюджет денежных средств, списанных с его расчетного счета в АКБ "Диалогбанк", однако продолжал направлять в сданный банк платежные документы на уплату налогов, хотя у него имелись иные действующие расчетные счета, открытые в платежеспособных кредитных организациях, с сентября 1998 года не принимал никаких мер, которые могли бы обеспечить зачисление в доходы бюджета и внебюджетные фонды денежных средств, списанных с расчетного счета; 16 ноября 1999 года у банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, однако заявитель не отозвал платежные поручения из "проблемного" банка и не принял мер по уплате сумм налогов через платежеспособные банки. Кроме того, заявителем не представлены суду доказательства предъявления требований к конкурсному управляющему о включении суммы "зависших" платежей в реестр требований кредиторов в связи с признанием АКБ "ДИАЛОГБАНК" несостоятельным (банкротом).

В отзыве на жалобу, представленном в судебное заседание, общество возражает против доводов налогового органа и просит решение оставить без изменения, считая судебный акт законным и обоснованным. Совещаясь на месте, суд определил приобщить отзыв на жалобу к материалам дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция направила в адрес заявителя требование об уплате налога N 5430 по состоянию на 15.08.2006 со сроком исполнения до 31.08.2006, согласно которому заявителю предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1910186 рублей и пени в сумме 2076921,59 рублей;

- требование об уплате налога N 5431 по состоянию на 15.08.2006 со сроком исполнения до 31.08.2006, согласно которому заявителю предложено уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 220498 рублей и пени в сумме 204762,81;

- требование об уплате налога N 5432 по состоянию на 15.08.2006 со сроком исполнения до 31.08.2006, согласно которому заявителю предложено уплатить сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц в сумме 9299,85 рублей и пени в сумме 13111,77 рублей, прочие местные налоги и сборы в сумме 54484,50 рублей и пени в сумме 13147,10 рублей, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 86,30 рублей.

Указанные требования были выставлены во исполнение решения налоговой инспекции N 192 от 04 августа 2006 года "О признании действий налогоплательщика (плательщика сборов) недобросовестными при перечислении налогов (сборов) через проблемные кредитные организации", которым заявителю отказано в отражении в его лицевых счетах списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов денежных средств.

Поскольку компания в установленный срок названные требования не исполнила, налоговой инспекцией 04.09.2005 приняты решения N 860, 861, 862 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Признавая указанные ненормативные акты налогового органа недействительными, суд руководствовался ст. ст. 69, 70, 75, 45, 46 - 48, 60 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", Определением N 138-О Конституционного Суда Российской Федерации, Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 43 от 06.08.1999 и исходил из выводов о том, что заявитель доказал добросовестность своих действий при перечислении средств в уплату налогов посредством счета в АКБ "Диалогбанк", на котором наличествовали достаточные денежные средства, исполнил обязанности по уплате налогов, в связи с чем основание для повторного списания налогов отсутствует. Кроме того, суд указал, что компания не несет ответственности за действия банка по зачислению в бюджет налогов, списанных у налогоплательщика по его поручениям.

Изучив материалы дела, выслушав представителя налоговой инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя компании, настаивавшего на ее отклонении, Федеральный арбитражный суд Московского округа не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу судебного акта, принятого в соответствии с действующим законодательством при полном, всестороннем и объективном исследовании обстоятельств дела, соответствующего имеющимся в деле доказательствам.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах уплату обстоятельств, предусматривающих данного налога или сбора.

В силу пункта 1 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Последствия в виде взыскания налога в порядке ст. ст. 46, 47 Кодекса возникают в случае неуплаты или неполной уплаты налога после истечения срока, установленного в требовании, направляемом налогоплательщику налоговым органом.

Пунктом 2 статьи 45 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента представления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О предполагается добросовестность участников гражданского оборота и презумпция добросовестности налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Налоговым законодательством не предусмотрена повторная уплата в бюджеты налогоплательщиком налога (сбора), не поступившего в бюджеты по вине банка.

В Постановлении N 24-П от 12.10.98 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что повторное взыскание с добросовестного плательщика не поступивших в бюджет налогов неправомерно, так как нарушает конституционные гарантии частной собственности. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

Суд установил, что счет в АКБ "Диалогбанк" был открыт заявителем 20.03.1993 и закрыт в июле 1999 г., к моменту предъявления спорных платежных поручений на счете заявителя имелись достаточные денежные средства для уплаты налогов в указанных в платежных документах суммах.

Банк не возвращал заявителю поручения на перечисление денежных средств в уплату налогов и не извещал его об их неисполнении, представив выписки о списании средств со счета заявителя. В период предъявления поручений на перечисление средств (с ноября 1998 г. по январь 1999 г.) к банку не принимались меры воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59, лицензия на осуществление банковских операций отозвана не была (отозвана в ноябре 1999 г.).

В соответствии со ст. ст. 45, 60 Налогового кодекса РФ с даты списания средств со счета налогоплательщика при наличии достаточного денежного остатка на его счете обязанность по перечислению налогового платежа возлагается на банк.

Право требования к банку уплаты сумм налоговых платежей, списанных им со счета клиента, но не перечисленных в бюджет в связи с банкротством этого банка, принадлежит налоговым органам (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.1999 N 43).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении N 138-О от 25.07.2001 обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика при перечислении средств в бюджет лежит на налоговом органе.

Налоговым органом не представлены, и в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о недобросовестном поведении заявителя при исполнении обязанности по уплате спорных сумм налогов, а также о том, что заявителю было известно о неплатежеспособности банка.

Наличие у заявителя счетов в других банках само по себе, вне связи с другими обстоятельствами, свидетельствующими о намерении уклониться от исполнения конституционной обязанности внесения налоговых платежей, не может служить основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика, использующего для проведения платежей счет, открытый в банке, который в дальнейшем становится неплатежеспособным и признается несостоятельным. Отзыв из банка платежных поручений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Суд при оценке добросовестности заявителя обоснованно учел, что налоговый орган в течение шести лет с момента осуществления платежей не оспаривал факт уплаты ответчиком в 1998 - 1999 годах спорных сумм налогов (сборов), выдавая заявителю справки об отсутствии задолженности и подписывая соответствующие акты сверки.

Принимая во внимание положения ст. ст. 44, 45, 60, 69 НК РФ, суд обоснованно признал неправомерным направление заявителю требований об уплате налога и принятие решений о взыскании налога (пени) при отсутствии у него недоимки, подлежащей взысканию в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Доводы инспекции, изложенные в жалобе, направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств и выводов суда, а поэтому не могут являться основанием к отмене судебных актов в силу ст. 286 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.10.2006 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-62632/06-118-464 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России N 47 по г. Москве - без удовлетворения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок