Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 октября 2009 г. по делу N А32-22180/2008-46/415

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 октября 2009 г. по делу N А32-22180/2008-46/415

Налоговый орган не вправе взыскивать налог, начисленный учреждению, с субъекта Российской Федерации

08.11.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. по делу N А32-22180/2008-46/415

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю - Дрюковой Е.В. (доверенность от 08.09.2009 N 05-19/12154), от заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства Краснодарского края - Мишкиной Н.В. (доверенность от 17.09.2009 N 77-3909/09-11/20), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьих лиц - государственного учреждения Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз" и Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 50244, 50246 и 50247), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2009 (судья Рыбалко И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Андреева Е.В., Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.) по делу N А32-22180/2008-46/415, установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованные лица) о взыскании 1 414 679 рублей 04 копеек, из которых государственная пошлина - 17 188 рублей 01 копейка, единый социальный налог - 372 620 рублей 93 копейки (налог - 263 879 рублей, пеня - 108 741 рубль), налог на имущество - 41 519 рублей 51 копейка (налог - 36 013 рублей, пеня - 5 506 рублей 51 копейка), налог на прибыль - 365 824 рубля 73 копейки (налог - 272 147 рублей, пеня - 89 307 рублей, штраф - 4 370 рублей 70 копеек), налог с продаж - 25 973 рубля 78 копеек (налог - 16 443 рубля, пеня - 9 530 рубля 78 копеек), налог на доходы физических лиц - 591 540 рублей 77 копеек (налог - 433 020 рублей, пеня - 149 860 рублей 37 копеек, штраф - 8 660 рублей 40 копеек), налоговый орган декларации (расчеты) по указанным налогам, в соответствии с которыми производятся начисления в лицевом счете плательщика. Однако в установленные сроки и в полном объеме налоги не уплачивает.

По состоянию на дату обращения с заявлением в суд у налогового органа имеются неисполненные решения арбитражного суда и исполнительных листы по делам N А32-14524/2007-14/381 от 07.11.2007, N А32-21134/2007-3/402 от 18.12.2007, N А32-12199/2007-14/155 от 08.02.2008, N А32-40/2008-30/10 от 15.02.2008, N А32-239/2008-3/7 от 11.03.2008, N А32-3224/2007-23/119 от 02.04.2008, N А32-12604/2007-63/305 от 23.04.2008, N А32-7301/2007-26/106 от 16.05.2008 на общую сумму 1 414 679 рублей 04 копейки.

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Департамента лесного хозяйства Краснодарского края и Департамента имущественных отношений Краснодарского края задолженности по налогам государственного учреждения Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз" в сумме 1 414 679 рублей 04 копеек на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.

Суды установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, и обоснованно отклонили требования налоговой инспекции, правомерно исходя из следующего.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налогов.

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах обязаны налогоплательщики.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данной обязанности корреспондирует норма пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Ссылка налоговой инспекции на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, неправомерна и обоснованно не принята судами.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Следовательно, обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются.

При таких обстоятельствах задолженность по уплате налога может быть взыскана только с налогоплательщика - должника.

Поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом налогоплательщика, в связи с чем на него налоговым законодательством возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать соответствующие налоги, а также принимая во внимание, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность возложения исполнения налоговых обязательств юридических лиц на их учредителей, судебные инстанции обоснованно отказали налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании с государственных учреждений Департамента лесного хозяйства Краснодарского края и Департамента имущественных отношений Краснодарского края как субсидиарного ответчика по обязательствам государственного учреждения Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз" недоимки по налогам, пеням и штрафам.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции обстоятельств и в соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу N А32-22180/2008-46/415 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок